Принудительный сбор персданных накажут рублем
Пресс-служба Государственной Думы сообщила, что поправки вносятся в ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях, автором инициативы стало правительство РФ.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что законопроектом предлагается установить административную ответственность за отказ продавца заключать и исполнять договор, если потребитель не согласен представить свои персональные данные. "Должностным лицам будет грозить штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а юридическим - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.", - пояснил он.
В апреле Госдума приняла базовый закон, направленный на защиту потребителей от необоснованного сбора персональных данных продавцами и поставщиками услуг.
https://www.comnews.ru/content/219920/2022-04-21/2022-w16/personalnye-dannye-ostanutsya-u-vladelcev
Вячеслав Володин добавил, что установлен запрет принуждать потребителей к предоставлению персональных данных, когда действующее законодательство этого не требует. "Кроме того, в законе "О защите прав потребителей" закреплен перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя. К таким условиям отнесены, например, оказание дополнительных услуг за плату без согласия потребителя, ограничение права выбора способа и формы оплаты. С 1 сентября 2022 г. будет введена административная ответственность за нарушение этих положений базового закона", - уточнил чиновник.
Пресс-служба ПАО "Ростелеком" отметила, что законопроектом предлагается установить административную ответственность за отказ в заключении, исполнении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные за исключением, когда предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с законом или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем. "Ростелеком" в качестве оператора связи осуществляет деятельность в соответствии с законом и при заключении договоров об оказании услуг связи собирает исключительно персональные данные, предусмотренные законом -например, Правилами оказания услуг телефонной связи, - которые необходимы компании для того, чтобы исполнить договор с абонентом", - уточнили представители компании.
По мнению аналитика ФГ "Финам" Леонида Делицына, государство напоминает бизнесу, что он не может самовольно расширять свои функции. "Бизнес, к примеру, не имеет права нас судить, лишать нас свободы и вообще не должен подменять собой государство. Кроме того, как показывает пример других стран, те, кто собрал данные, часто не могут их защитить от утечки, а иногда готов их продавать и обменивать. Введение штрафов будет действенным, поскольку будут организованы проверки", - отмечает аналитик. По его словам, государство посылает бизнесу сигнал - пока небольшой амплитуды, не оглушающий, но ясный. "Большой бизнес его примет во внимание, потому что не хочет больших проблем. Малому бизнесу наши данные не нужны, потому что он никак не может их использовать. Крупный бизнес мог бы эффективно использовать большие данные, и это дало бы ему очень сильные конкурентные преимущества в сравнении с малым бизнесом", - уверен Леонид Делицын.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков напоминает, что он еще при внесении этого законопроекта говорил, что не может быть "принудительного" сбора персональных данных - человек или соглашается или нет. "Если он считает сбор своих данных избыточным, он не потребляет услугу. Например, банк всегда спросит с вас персональные данные. Вы можете отказать - и не потреблять его услуги. Однако банк имеет право знать своего клиента. И интернет-магазин. И онлайн-школа. Поэтому, на мой взгляд, если этот закон примут, он создаст избыточное регулирование предпринимательской среды, которой и без того сейчас непросто. А потребителям услуг он не поможет - юристы просто будут брать с них те данные, которые позволяет закон, обосновывая это в офертах", - считает юрист. По его словам, о какой-либо "успешной правоприменительной практике" здесь говорить не придется. Будут потребительские жалобы, будет активность Роспотребнадзора и ненужное, лишнее давление на бизнес, который теперь станет тратить на юристов больше денег, которых и так немного. "Что до размера штрафов, то сама сумма в 50 тыс. руб. не терминальная, конечно. Но для маленького предпринимателя, ИП, самозанятого, для микробизнеса, представителей коего большинство, это чувствительная сумма. То есть теперь этим предпринимателям станет сложнее работать, нагрузка на них увеличится. Поэтому, надеюсь, что закон не примут. Потому что сейчас то время, когда бизнесу нужно дать свободно вздохнуть, нужно ослабить регулирование, особенно таких отраслей, как EdTech (онлайн-образование - прим. ComNews), дать и дальше развиваться, расти и улучшать свои показатели", - уверен Павел Катков.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай отмечает, что законопроект предусматривает административную ответственность за отказ лица заключить (исполнить, изменить или расторгнуть) договор с потребителем из-за отказа последнего предоставить свои персональные данные в том случае, когда это не обязательно (не требуется законом или НПА и непосредственно не связано с исполнением договора), соответственно, закон гарантирует право потребителя на свободное распоряжение своими персональными данными. "Поскольку ответственность наступает при условии безосновательного стремления контрагента получить доступ к таким данным, нельзя говорить, что права последнего нарушаются законопроектом. Более того, для обеспечения "переходного периода для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности" законодателем предусмотрен увеличенный срок для вступления закона в силу", - говорит эксперт.
По ее словам, как указано в самой пояснительной записке к законопроекту, его положения соотносятся с изменениями, вносимыми также в ст.16 закона "О защите прав потребителей", которыми запрещается понуждение потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа в совершении сделки в случаях, когда предоставление таких данных не обязательно.
"Полагаем, что в совокупности указанные нормы позволят обеспечить реализацию права потребителя на свободное распоряжение персональными данными. К слову, размер штрафа - от 5000 руб. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц - едва ли можно назвать символическим. Поскольку на практике не все потребители обеспокоены тем, какие персональные данные они предоставляют продавцу, на наш взгляд, законопроект может несущественно повлиять на рынок. При этом теперь, например, предприниматели не смогут безосновательно получать контактные данные потребителей, а значит, последние будут менее подвержены спам-звонкам и сообщениям с навязчивой рекламой, что является безусловным плюсом", - считает юрист.