Российский облачный сервис "МойСклад" вышел на рынок Индии под брендом Kladana. Кроме Индии в приоритете компании некоторые страны из Латинской Америки и Азии. Эксперты рынка отмечают, что с началом специальной операции на Украине все процессы, способствующие выходу российских компаний на индийский рынок, чрезвычайно ускорились, и считают, что Индия имеет большой потенциал для российского ИТ-сектора.

Ирина
Приборкина
© ComNews
11.05.2022

В пресс-службе облачного сервиса "МойСклад" сообщили, что в начале мая сервис стал доступен для индийских пользователей. "Инвестиции в проект составили $500 тыс. "МойСклад" планирует выйти на объем 300 тыс. клиентов к 2025 г. Также у сервиса есть планы по дальнейшему расширению географии присутствия в странах Латинской Америки", - рассказали в компании. По словам представителей сервиса, количество зарегистрированных пользователей в 2021 г. превысило 2 млн компаний и ИП. Оборот сервиса за прошлый год увеличился на 53% и составил около 800 млн руб. "Выход на новый крупный рынок Индии позволит поддерживать темпы роста "МоегоСклада" с одной стороны, с другой - диверсифицировать риски, с третьей - даст возможность сервису, адаптируя продукт под новые задачи, получить еще больше опыта и обратной связи, для улучшения продукта, в том числе и для пользователей в России", - отмечают представители сервиса. Также они рассказали, что Индию выбрали не сразу, оценка проходила в несколько итераций, а в приоритете были некоторые страны из Латинской Америки и Азии. "На старте Kladana будет работать на две аудитории - небольшие производства и оптовые компании. В течение трех месяцев появятся возможности для владельцев интернет-магазинов и селлеров на маркетплейсах. Первое время управление Индией будет осуществляться из России, в том числе и поддержка местных пользователей. По мере роста подключений к Kladana планируется привлечение местного country-менеджера и формирование локальной команды службы поддержки", - добавили в компании. По их словам, тарифы на подключение к Kladana соответствуют тарифам "МоегоСклада" в России, цены представлены в долларах США. Также в компании рассказали, что продвижение Kladana уже запущено на индийском рынке. В первую очередь контекстная реклама в Google, а также реклама на агрегаторах. В компании сообщили, что в будущем планируется проводить вебинары для индийских пользователей, эта практика успешно зарекомендовала себя в России и странах СНГ.

CEO облачного сервиса "МойСклад" Аскар Рахимбердиев отметил, что у "МоегоСклада" уже была не очень удачная попытка выйти на рынок США, поэтому к Индии компания, с одной стороны, подошла с какими-то готовыми наработками, как например перевод сервиса на английский язык, с другой - более осознанно: знали, какие критерии при выборе страны важны в первую очередь. "Идеальная ситуация в стране - это когда только-только появляются требования от государства к бизнесу. Например, ЭДО, электронные чеки, необходимость интеграции с государственными сервисами. Там, где эти требования существуют давно, уже сложился зрелый рынок, вход на который будет значительно дороже и дольше. В Индии же еще нет устоявшейся экосистемы, зато появляются обязательные требования от государства - например, электронные счета-фактуры. Думаю, что наш продукт окажется востребованным на индийском рынке. Надо сказать, что российские облачные сервисы соответствуют мировым стандартам, они глубоко продуманны и подстроены для довольно капризного российского клиента", - заключил он.

Директор по продуктовой стратегии Группы Т1, Сергей Иванов рассказал, что по итогам 2021 г. объем индийского рынка ИТ-услуг достиг $14,15 млрд и продемонстрировал рост на 7,2%, что превосходит динамику 2020 г. (+5,3%). Рынок программных решений вырос еще выше, общий доход индустрии только BPM (без электронной коммерции) в 2020-2021 гг. составил $194 млрд. Сектор компьютерного программного и аппаратного обеспечения занимает второе место по привлекательности в мире. В период с апреля 2000 г. по сентябрь 2021 г. ИТ рынок привлек более $78 млрд. "Кроме того, много лет Индия является ресурсной базой для большинства мировых транснациональных компаний. Рынок достаточно зрелый, большой объем сделок позволяет присутствовать в том числе и российским компаниям", - уточнил эксперт. По его словам, активная экспансия на рынок Индии идет с 2018 г., из российских ИТ-компаний уже присутствуют "Геоскан", "Квантовые коммуникации", "Скаут" , PROMT, альянс ИТ-компаний "ИТЭРА", Cybrus, НПП "Автоматика-С", ГК РАТЭК. "Существенным отличием индийского рынка от российского является значительный объем инвестиций, привлекаемых на рынок ИТ-решений. На текущий момент это рост в 170% по сравнению с 2020 г. и $4,5 млрд в 2021 г., что составляет 8% от общей стоимости сделок с частным и венчурным капиталом в Индии", - отметил Сергей Иванов.

По словам президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, Индия рассматривалась членами "Руссофт" изначально как рынок для поставки своей продукции в области ИКТ. Время показало, что такой подход в Индии не работает. Требуется трансфер технологий, создание СПО для производства продукции на базе этой технологии и последующая продажа его продукции в Индии, России и на рынках других стран. Это процесс долгий, требующий доверия, инвестиций и государственной поддержки. "А вот с началом специальной операции на Украине и особенно с введением антироссийских санкций все процессы чрезвычайно ускорились. Во время очередного визита в Индию в апреле 2022 г. стало ясно, что Индия, как и другие страны развивающегося мира, сумела примерить ситуацию с антироссийскими санкциями на себя и осознала, что Россия вступила в борьбу с информационным колониализмом и от ее победы будет зависеть судьба развития других стран, также находящихся в информационной и технологической зависимости от так называемого развитого мира", - отмечает Валентин Макаров. По его мнению, разговор стал предметнее, российская ИТ-индустрия стала рассматриваться в качестве альтернативного поставщика решений, продуктов и платформ для Нового технологического уклада. "В этом отношении показателен интерес местных СМИ, которые опубликовали восемь статей, посвященных нашему визиту. Ну а мы готовим набор предложений по конкретным запросам индийских партнеров из торговых палат Колкаты и Дели", - рассказал президент НП "Руссофт".

Директор по развитию компании TrueConf Дмитрий Одинцов считает, что Индия - это огромный рынок с большим потенциалом для российского ИТ-сектора: в стране сотни тысяч компаний среднего и крупного бизнеса, открытых к внедрению российского ПО. По его словам, заказчики из Индии лояльны к отечественным вендорам и поддерживают спрос на продукты, несмотря на ситуацию вокруг России и глобальную мировую обстановку. "Как известно, Индия взяла курс на автономию и независимость от американских технологий. Так исторически сложилось, что российские ИТ-компании разрабатывают преимущественно ИТ-продукты, а не сервисы, а также обладают большими компетенциями и опытом в сфере информационной безопасности. Все это создает благоприятные условия для выхода с отечественными продуктами на рынок Индии", - считает эксперт.

Директор подразделения "Цифровые решения для промышленности" ИТ-компании "Крок" Илья Симонов считает, что в текущей ситуации сложно сказать, рынок какой страны является наиболее привлекательным. "Западные рынки для российского бизнеса сейчас закрыты. Поэтому в целом привлекательна любая страна, в которой есть условия для работы и расширения. Среди них ближневосточный рынок и индийский выглядят весьма благоприятно и, благодаря высокой численности населения, выгодно выделяются на общем фоне большими объемами", - уверен эксперт. По его словам, компании из Индии неоднократно предпринимали попытки зайти на российский рынок, и если посмотреть, то индийские компании здесь почти не представлены, потому что в России достаточно своих игроков внутри. То же самое происходит и с крупными отечественными организациями. В Индии ИТ-отрасль очень хорошо развита, и местным компаниям есть что предложить своим потребителям. "Конечно, есть пример успешного выхода на индийский рынок российской компании "Цифра". Но, во-первых, такие случаи единичны. А во-вторых, именно "выход" на рынок в полном смысле этого слова означает закрепиться на новой территории, регулярно получать выручку и работать на долгосрочную перспективу. То есть на стадии первых продаж говорить о полноценном выходе на иностранный рынок преждевременно", отмечает Илья Симонов. Он считает, что, прежде чем пытаться зайти на зарубежный рынок, нужно очень четко понимать, есть ли в этом регионе потребность в продукте и насколько специфика местного рынка позволит там развиваться. Для разработчиков ПО важно понимать, кто является его потребителем и насколько это решение массовое. "Если представители сервиса "МойСклад" (Kladana) по результатам проделанного исследования индийского рынка точно уверены, что их продукт найдет там своего потребителя, то шансы на успешное развитие, конечно, есть. Но опять же в случае успеха сервиса "МойСклад" категорично говорить о свершившемся освоении рынка Индии российскими компаниями будет некорректно. Просто потому, что это все еще единичный случай. Уверенно утверждать это можно будет, когда отечественные игроки научатся системно выходить на индийский рынок и закрепляться на нем", - считает эксперт компании "Крок".

По словам директора Центра стратегического развития компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павла Сварника, несмотря на то что Индия известна своими программистами, не так очевидно, что в этой стране существует отраслевая или функциональная экспертиза по созданию цифровых продуктов. "Эти продукты включают не только программный код и интерфейс, но бизнес-модель и пользовательский опыт. Нет ничего странного, что отечественная компания, которая прошла свой путь по созданию цифрового продукта на растущем российском рынке, хочет монетизировать свой опыт и тиражировать технологии на аналогичном по динамике и при этом гораздо более емком индийском рынке", - говорит эксперт.

Новости из связанных рубрик