Поляну ИИ хотят поделить
Также участники форума отметили, что технологии ИИ - это новое направление, которое позволит в будущем дать новый уровень безопасности для объектов критической инфраструктуры (КИИ), критерии отношения к которой пора пересмотреть.
Алексей Мохнаткин отметил три главные проблемы, которые на данный момент существуют в отрасли ИИ. "Первая - разработка новых конкурентных продуктов невозможна без планового государственного финансирования. Например, наш западный партнер, он же конкурент Nvidia, прямо объявляет, что на свой последний чип потратил $3 млрд. Эта цифра больше, чем все государственные инвестиции на всю микроэлектронику в РФ. Мы разрабатываем аналогичный процессор и попросили у Минпромторга цифру в 30 раз меньше - 7,5 млрд руб. Деньги, которые мы потратили на собственные разработки, совершенно не соразмерны с тратами наших коллег, например из США, и такие вещи, очевидно, необходимо регулировать", - сказал он.
По его словам, вторая проблема, которая системно тормозит развитие направления ИИ, - это отсутствие централизованного управления отраслью. "На сегодняшний день, электроника и микроэлектроника в целом, ИТ-сфера и область ИИ - это вещи, которые регулируются государством по посевному принципу. Государство развивает меры поддержки, среду, инфраструктуру, а дальше говорит: приходите, развивайтесь, вот вам "полянка". Но практика наших зарубежных партнеров и лидеров в области ИИ показывает, что они развиваются по совершенно другой модели", - отметил Алексей Мохнаткин. По его словам, в других странах есть целевое управление, центральные органы, которые управляют всей экосистемой развития решений в области ИИ, целевое финансирование, планирование, распределение ролей и понятные задачи. "К сожалению, у нас в России этого не происходит. Если мы посмотрим на регулирующие органы в стране, то кто у нас отвечает за выполнение задач, поставленных президентом РФ в области ИИ, непонятно. У нас нет даже департамента ИИ в Минцифры либо в Минпромторге. Вообще нет единой структуры, которая отвечала бы за такое перспективное направление. Вопрос отрасли даже не в деньгах, а в концентрации усилий", - отмечает эксперт. По его мнению, ресурсы государства надо централизованно распределять, иначе все участники рынка толкаются на одном месте, делая одно и то же.
Начальник Главного управления инновационного развития Министерства обороны Александр Осадчук уточнил, что проблема состоит в том, что каждое предприятие пытается реализовать у себя всю цепочку производства от начала до конца, не консолидируя усилия. "Все, кто работают в отрасли - продуктовики, те, кто делает конечное предложение, делают его самостоятельно исходя из предметной области", - отметил он. По его словам, эту проблему они стараются решить в "Технополисе" - на одной площадке организовать возможность всем вместе поработать и решить задачу комплексно.
Алексей Мохнаткин, в свою очередь, подтвердил проблему отсутствия консолидации усилий и отметил, что их коллеги - предприятия микроэлектроники, которые тоже нацелились на рынок ИИ, бьются, пытаясь повторить их же путь. "В нашем понимании - это бессмысленная трата ресурсов. Безусловно нужно распределять направления и делить эту поляну, тогда будет хоть какой-то эффект. Сегодня у нас все решения в области обработки данных, в том числе ИИ, построены полностью на американской вычислительной технике, и закрытие каналов поставки обрывает вообще возможность наращивать мощности в области вычислительной техники. Не имея стратегии развития аппаратной платформы, мы постоянно будем зависеть от наших зарубежных партнеров. И если они чуть-чуть умнее подойдут к санкциям, то никакие логистические ухищрения нас не спасут. Эту проблему нужно решать в самое ближайшее время", - уверен он.
По его мнению, есть смысл на сегодняшний день брать те документы, которые есть у зарубежных партнеров в Европе, Китае, Японии и США в области стратегии развития ИИ, выбирать оттуда лучшее, соотносить с теми ресурсами, которые есть в нашей стране, и пытаться на основе этих данных писать стратегию самим. "Если такая стратегия не рождается в недрах государственных органов, то есть смысл отрасли делать это, и мы всерьез задумываемся и уже обсуждаем с нашими коллегами промышленниками, всеми, кто завязан на объекты критической инфраструктуры, что следует объединиться и создать некую собственную площадку и предлагать эти решения как федеральным органам исполнительной власти в виде единой платформы отечественных решений, так и крупным корпорациям, которые с нашей точки зрения являются владельцами КИИ. В том числе нарисовать дорожную карту тех технологий, которые мы готовы поддерживать", - рассказал Алексей Мохнаткин.
Начальник управления (перспективных информационных технологий) Главного управления инновационного развития Министерства обороны РФ Егор Назаров уверен, что без понятного рынка потребления и культуры потребления отечественных продуктов нельзя представить развитие отрасли. "Сложно представить, что Аpple не делал бы каждые полгода iPhone или Intel не делал каждые два месяца новую линейку. Они это делают, потому что есть понятный спрос на программную и компонентную базу. В России должна быть привита культура потребления российского софта, с допущениями, но при этом пониманием необходимости перехода с привычных инструментов", - уточнил он.
Также в ходе дискуссии участники отметили проблему, связанную с объектами КИИ. Так, по словам Алексея Мохнаткина из АО НТЦ "Модуль", практика показывает, что владельцы критической инфраструктуры либо потенциальных объектов четких критериев отношения к КИИ не имеют. "В сегодняшних условиях мы прекрасно понимаем, что набор этих объектов и эти критерии точно нужно корректировать. И с этой точки зрения была необходимость создания межведомственной комиссии при Совете безопасности, которая координирует деятельность всех федеральных органов исполнительной власти и основных корпораций, чтобы сформулировать новые подходы в этой части. Например, банковская система, на сегодняшний день не подпадает под критерии критической инфраструктуры, хотя очевидно должна к ней относиться", - уверен эксперт.
Александр Осадчук из Министерства обороны отметил, что критическая инфраструктура - это не только фундаментальные предприятия, оборона, электростанции и т.д., а практически все системы, которые охватывают большее количество людей. "В современных условиях атаки становятся многоплановыми и сложными, зачастую непредсказуемыми. Тогда нужно использовать новые методы и подходы решения задач защиты. Технологии искусственного интеллекта - один из инструментов. Это новое направление, которое позволит в будущем дать новый уровень безопасности для критической инфраструктуры. Но тут есть другая опасность - сами технологии ИИ недостаточно защищены, и более того, в отличие от жестких алгоритмов и регламентных ограничений, мы не всегда понимаем, какое решение примет ИИ. С одной стороны, у нас появляются новые возможности, с другой - новые риски", - сказал он.
Генеральный директор Агентства технологического развития Ульяновской области Вадим Павлов сказал, что защита критической инфраструктуры - сложная задача и объем атак в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличился в четыре раза, что ставит новые задачи по предложению решений, и в первую очередь отечественных, которые позволяют обеспечить защиту критической инфраструктуры. "Технологии, которые позволяют, в том числе и без участия человека, обеспечить безопасность и оценить устойчивость, сформировать прогнозы параметров воздействия будущих атак, как никогда актуальны. Масштаб и сложность этой задачи ставят перед нами необходимость объединения усилий ведущих ученых, организаций, ИТ-компаний", - отметил он.