Сервисы доставки перевернули рынок
29 марта Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" представили результаты исследования "Влияние доставки готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду". Оно проводилось с 10 января по 28 февраля 2022 г. В рамках исследования использованы методы количественного и качественного экспертных интервью. География включала 15 городов с населением свыше 1 млн человек (Москва, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Воронеж, Пермь, Волгоград).
Заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной Думы Станислав Наумов назвал сервис доставки продуктов и готовой еды важной частью такого нового явления, как платформенная занятость, которой охвачено от 5 млн до 15 млн человек. Данное недостаточно изученное явление затрагивает еще целый ряд сфер. Также Станислав Наумов обратил внимание, что именно сервисы доставки могут стать точкой притяжения для тех, кто потерял работу в ушедших с российского рынка компаниях, в том числе из сферы общественного питания. А ситуация на рынке труда, как он отметил, исправляется куда медленнее, чем макроэкономические показатели.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко назвал одним из результатов данного исследования, которое является составной частью более масштабного мониторинга экономики Рунета, то, что доставка готовой еды и продуктов стала неотъемлемой частью жизни жителей крупнейших городов, которая в 2020 г. появилась и в 2021 г. закрепилась. И в целом бурное развитие данной сферы стало показателем высокого уровня доверия к цифровым платформам. Плюс ко всему, рынок доставки оказывает влияние на разные сферы, включая ситуацию на рынке труда и экологическую ситуацию.
Заместитель директора РАЭК Сергей Гребенников поделился результатами нескольких круглых столов, прошедших в Общественной палате по проблемам, с которыми сталкиваются самозанятые, к которым относится большая часть курьеров. Среди предложений обозначены расширение перечня сфер деятельности для самозанятых, повышение порога дохода, облагаемого по минимальным ставкам, а также соблюдение социальных прав работников. К примеру, как отметил генеральный директор ТИАР-Центра Антон Губницын, 99% самозанятых не отчисляют средства в пенсионные фонды, а значит, могут рассчитывать лишь на минимальную пенсию.
Непосредственно результаты исследования привела аналитик РАЭК Мария Сайкина. По ее словам, развитие сервисов доставки произвело переворот в сфере покупок. Раньше это было исключением - например, когда надо было доставить какой-то габаритный товар вроде крупной бытовой техники или мебели, а теперь это обыденность. На развитие данных сервисов повлиял целый комплекс факторов, среди которых пандемия была лишь одним из многих. Прежде всего это развитие цифровых платформ, широкое распространение мобильных устройств и в целом стало новым этапом цифровизации. Также на широкое распространение сервисов доставки повлияло и развитие общемировых процессов урбанизации, и повышение скорости жизни.
Используют доставку 76% продовольственной розницы. У общепита на сервисы доставки приходится половина заказов, у ряда сетевых компаний эта доля доходит до 80%.
Больше половины (53%) магазинов и ресторанов используют собственных курьеров, 43% прибегают к услугам сторонних компаний вроде "Яндекс.Еда" или Delivery Club. Большинство розничных сетей и предприятий общепита сочетают собственных курьеров с внешними службами.
К услугам служб доставки прибегает 54% опрошенных. Главное преимущество заказов - экономия времени. Также ряд респондентов обращали внимание, что цены в случае доставки могли быть ниже, а также на скидочные программы. Кроме того, довольно активно пользуются услугами служб доставки маломобильные категории - пенсионеры, люди с ограничениями по здоровью, а также молодые мамы. 82% опрошенных довольны сервисами доставки. Основной причиной для нареканий является несвоевременная доставка, недостаточный ассортимент и сложности с контролем качества.
Курьерами обычно работают молодые мужчины в возрасте до 34 лет. В основном курьерами работают российские граждане - 56%. Однако в Москве 80% курьеров иностранцы. Как правило, работа курьером является не основным заработком, а подработкой. Более 70% курьеров имеют статус самозанятых.
Курьеры в основном перемещаются пешком, на велосипедах или с использованием других средств индивидуальной мобильности. В общей сложности их использует более 80% курьеров. Это оценивается жителями городов в целом положительно, хотя многие поднимают вопрос организации движения велосипедов и прочих средств индивидуальной мобильности в городах. Кроме того, использование одноразовой упаковки вызывает довольно много критики.