Еда выросла в онлайне
Авторы исследования отмечают, что средний чек снизился за год на 20% до 1230 руб., а ниже средний чек только в сегментах косметических товаров и книг. Конверсия в сегменте составила в среднем 24%. "По данному показателю продукты питания опережают все другие товарные категории. Такое высокое значение конверсии в сегменте e-grocery можно объяснить высокой частотой покупок и рекордно большой долей заказов через мобильные приложения", - уточняют авторы исследования. По их словам, первое место в рейтинге по объему продаж занял Sbermarket.ru, доля которого среди интернет-магазинов продуктов питания за 2021 г. составила 14%, второе и третье - Vkusvill.ru и Samokat.ru. Кроме того, в топ-10 лидеров вошли Delivery Сlub, доставка "Пятерочки", "Яндекс.Лавка", Ozon, Utkonos, Vprok.ru ("Перекресток"), Wildberries. Все магазины, вошедшие в исследование, используют курьерскую доставку, 63% также предоставляют опцию самовывоза.
Партнер компании Data Insight Борис Овчинников отмечает, что пока, по данным за январь и февраль, в компании не видят оснований для существенной корректировки прогноза, более того, ускорение инфляции может привести к перевыполнению текущего прогноза по объему продаж, даже если количество заказов окажется ниже ожидаемого. По его словам, переток покупателей из офлайна в онлайн продолжится.
"Темпы роста снизятся, но мы этого и так ожидали в текущем году, все равно можно надеяться на кратный рост рынка продуктов питания и в заказах, и в объемах продаж. Рынок сейчас и так сильно концентрирован, уход мелких магазинов не сможет сильно изменить ситуацию. Доля лидеров может увеличиться не за счет слияний или поглощений, а за счет уменьшения количества игроков - если кто-то из них уйдет с рынка. Но мы надеемся, что до этого не дойдет, по крайней мере в этом году", - делится прогнозами Борис Овчинников.
В пресс-службе компании "ВкусВилл" сообщили, что онлайн-оборот магазинов за 2021 г. составил 38,3 млрд руб. В III квартале 2021 г. доля онлайн-продаж продуктов в обороте сети составила 23%, а в некоторые дни в декабре приближалась к 40%. "Ключевым драйвером роста продаж стало развитие сети дарксторов. В 2021 г. более 30,4 млн заказов жители Москвы и области сделали в мобильном приложении "ВкусВилл" и на сайте - это 76% от общего числа заказов по стране. Спрос на полезную еду для здорового питания и доверие покупателей помогли нам занять первое место на рынке e-grocery Московского региона - по данным "INFOLine-Аналитика", - отметили в пресс-службе. Как сообщили в компании "ВкусВилл", один из трендов на рынке онлайн-покупок продуктов - это рост доли быстрой доставки, а также в 2021 г. в тренде было направление готовой еды. "Анализируя продажи продуктов из линейки кулинарии, мы отметили, что запрос со стороны наших покупателей растет. До пандемии доля кулинарии занимала 7% от общего оборота. Затем последовало падение, а за ним стремительный рост. В 2021 г. доля готовых продуктов составила уже 16,5%, а в интернет-магазине - более 20%. Смена модели потребления еды и сформировавшаяся привычка к доставке готовых блюд способствуют развитию собственного производства кулинарии - "ДаркКитчен ВкусВилл". В целом категория кулинарии во "ВкусВилле" в 2021 г. выросла на 90% в сравнении с предыдущим годом", - рассказали представители компании "ВкуссВилл".
Директор по интеграции объединенного подразделения компании lenta U ("Утконос" и "Лента Онлайн") Софья Леина говорит, что за 2021 г. появившиеся и очень бурно развивающиеся сервисы наконец закрыли все потребности, причем не только столичного потребителя, но и регионального. "В течение 30-60 минут и почти всегда бесплатно стало возможно получить с доставкой все - от любимого бренда молока до лечебной косметики. Практически ушла проблема компромисса при выборе сервиса/товара. Стало возможно раздробить свою корзину так, чтобы и найти нужное, и выбрать оптимальное промо, и даже приложение выбрать по эстетическим признакам", - отмечает Софья Леина. По ее словам, для игроков рынка 2021 г. оказался напряженным, в частности обострилась борьба всех против "гигантов" с большими инвестициями. "Когда все игроки переполнены ресурсами после панической накачки ими в локдаун, крайне сложно конкурировать и тем более выводить на рынок новые сервисы. Акционеры ожидают продолжение рывка 2020 г., тогда как теперь недостаточно просто быть работоспособным - нужна и дифференциация и практически бесконечный ресурс на маркетинг, причем как на привлечение, так и на удержание", - рассказывает Софья Леина. Говоря о прогнозах на 2022 год, она отмечает, что даже докризисный прогноз Data Insight уже был более умеренный, чем результат 2021 г. (х2,1 против х2,6 в 2021 г.). "Причем объяснение не только в том, что снижается темп "эйфорического" роста, но и заметно уменьшается средний чек. С учетом происходящей сейчас перестройки всей экономики и рынка, прогноз на текущий год никто пока дать не сможет. Умеренно консервативный вариант - что рынок e-grocery просто не упадет. У всех топовых игроков изменился фокус с наращивания доли рынка на эффективность", - считает эксперт.
По мнению Софьи Леиной, если в конце 2021 г. компания прогнозировала, что 2022-й будет годом экспресс-доставки, то теперь ситуация может сильно измениться. "Будут компании, которые поступят кардинальным образом и закроют ранее дотировавшиеся сервисы. Будут те, что умерят амбиции по масштабированию. И точно будут те, которые начнут менять CVP так, чтобы сервис наконец был не убыточным. Как в 2020 г. говорили, что локдаун просто ускорил рост индустрии на год-два, так и сейчас все планы по поиску эффективных моделей будут приближены на те же пару лет. Какие модели окажутся более устойчивыми - омниканальные ретейлеры, pure-онлайн-игроки или агрегаторы, - станет понятно в течение нескольких месяцев", - уверена она.