Госуслуги в помощь бизнесу
В ближайшее время к ним присоединятся "Авито", Петербургская сбытовая компания, сервис поиска недвижимости "Этажи" и ряд других. Всего на текущий момент к проекту присоединились 10 компаний, ответственных за работу 12 сайтов и приложений. Минцифры выработало целевую модель и архитектуру взаимодействия с бизнес-площадками.
В пресс-службе Минцифры сообщают, что доступ к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) предоставляется интернет-площадкам на безвозмездной основе. Минцифры технологически и нормативно обеспечивает такую возможность. При такой схеме взаимодействия физических и юридических лиц на базе защищенной государственной информационной системы, которой является ЕСИА, данные граждан останутся под защитой государства, а пользователь сможет сам решать, какому сервису, в каком объеме и для каких целей он готов предоставить сведения о себе, а также при желании отозвать право на обработку персональных данных. Нет планов по монетизации данного механизма.
В пресс-службе "Авто.ру" видят в этом нововведении пользу для пользователей сервиса.
"Для продавца преимущество в том, что можно показать покупателям, что он реальный человек с прозрачными намерениями. Для покупателей это простой и быстрый способ авторизации. Оба получат упрощенный доступ к различным сервисам "Авто.ру": не надо будет вводить почту или телефон, придумывать пароль", - сообщают в пресс-службе сервиса.
Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин отмечает, что спрос на безопасность в Сети есть. Но, подчеркивает аналитик, если Госуслуги хотят начать "продавать" безопасность, им надо решить по крайней мере три проблемы.
"Необходимо избежать негативной реакции рынка на "навязывание" государственным провайдером своих сервисов и одновременно убедить рынок в их надежности. Такой план очень сложно реализовать в рамках среднесрочной концепции. Потребуются годы, что снизит оценочную рентабельность и спрос со стороны потенциальных инвесторов. Альтернатива очевидна - продавливать и "навязывать" услуги интернет-госсервиса, используя монопольное на рынке положение", - отмечает Александр Осин.
"Вторая проблема: hh.ru, avito.ru, cian.ru и другие подобные сервисы сами по себе - гаранты безопасности данных и финансов пользователей. Если злоумышленники нанесли ущерб финансам клиента, взломав компьютерную систему такого провайдера, юридическая ответственность перед клиентом лежит на банке, и уже он будет взыскивать средства со злоумышленников. Тогда зачем платить за то, что тебе положено по закону, посреднику, сайту gosuslugi.ru? Этот посредник должен доказать, что он реально того стоит. Это, опять же, потребует времени или включения возможностей административного ресурса", - подчеркивает Александр Осин.
"Третья, основная, проблема - цены. Эти услуги не могут стоить дорого, а среднесрочная требуемая доходность вложений в РФ обусловлена, как представляется, низкой монетизацией экономики и справедливым среднесрочным уровнем инфляции в 10%, обусловленным этим уровнем монетизации. Эта проблема также решается наиболее эффективно за счет возможностей административного ресурса", - считает Александр Осин.
Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Иван Самойленко отмечает, что о монетизации данных инструментов речь пока не идет и наверняка в последующем платная возможность верификации пользователей коммерческих сайтов с помощью Госуслуг рассматриваться не будет, поскольку это сразу отсечет часть потребителей.
"В настоящее время к проекту присоединились более 10 известных в стране компаний из разных секторов - это hh.ru, "Авто.ру", "Циан", "Авито" и др. Верификация пользователей через Госуслуги делает процесс поиска работы, недвижимости, автомобиля более прозрачным и удобным как для пользователя, так и для компании. Резко снижается возможность мошенничества, так как граждане будут получать подтверждение своих данных с помощью Госуслуг. В дальнейшем вероятно, что и сами сделки, самые разные, могут проводиться онлайн, с использованием электронных подписей пользователя и электронной печати компании", - подчеркивает Иван Самойленко.
"Скорее всего, что после эксперимента - который сейчас проходит на добровольной основе как для граждан, так и для коммерческих организаций, - будут оценены все узкие места этого сервиса, будут устранены возможные ошибки. И после такой симбиоз и возможность дополнительной электронной верификации будут использоваться уже постоянно, потому что это один из этапов цифровизации российской экономики", - считает Иван Самойленко.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал отмечает, что расширение возможностей инфраструктуры электронного правительства для бизнеса - один из этапов цифровизации государства, перехода на электронные цифровые сделки.
"Это огромная помощь предпринимателям и возможность экономить их время и ресурсы. Выгоду получают не только компании, но и клиенты - частные лица, для них снижается вероятность обмана со стороны мошенников, которые маскируются под настоящий бизнес. Соответственно, очень мала вероятность монетизации этого направления в будущем", - считает Павел Сигал.