Телемедицина заменит очереди к терапевту
По инициативе регионального Минздрава, при поддержке VEB Ventures (входит в группу ВЭБ.РФ) на основе цифрового медицинского сервиса "Доктор рядом" в Иванове открылся, как уверяет пресс-служба сервиса "Доктор рядом", первый в стране телемедицинский центр, куда любой житель региона сможет обратиться за первичной консультацией, направлениями на анализы и на прием узкопрофильных специалистов.
А не позднее чем до конца года у врачей-терапевтов телемедицинского центра появится возможность дистанционно выдавать направления на анализы и открывать запись к узкопрофильным специалистам.
Услуги телемедицинского центра доступны всем жителям региона в рамках системы ОМС, вне зависимости от прикрепления к поликлинике.
Полное развертывание проекта рассчитано на три года. Пока в регионе сохраняется дефицит врачей-терапевтов из-за того, что многие специалисты заняты помощью больным с COVID-19, на начальном этапе проекта вести прием в телемедицинском центре будут московские врачи. По мере снижения дефицита дистанционный прием пациентов начнут вести врачи из Иванова.
Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков отмечает, что с юридической точки зрения бумажные документы могут быть заменены на цифровые при условии надлежащей верификации подписантов. "Указанная верификация делается через сервис госуслуг, сервисы МФЦ и другие способы. Важно, чтобы человек один раз появился в сервисе лично с паспортом, после чего он сможет действовать через свой электронный аккаунт", - подчеркивает Павел Катков.
"Для расширения возможностей телемедицины необходимо снимать барьеры, которые есть на уровне федерального законодательства и подзаконных актов в системе Минздрава и связанных ведомств. Нормы и стандарты, согласно которым врач должен видеть пациента на осмотре лично, разумны и обоснованны, однако из них нужно убрать слово "обязательно". Это даст толчок телемедицине и выбор врачу и пациенту: ограничиться онлайн-приемом или все-таки решиться на офлайн", - отмечает Павел Катков.
Эксперт считает возможным и гибридный подход: первоначальный онлайн-прием, по результату которого врач вправе настоять на личном осмотре, если дистанционные методы не дали ему достаточной информации о больном.
Проблема медицинская, но решать ее, отмечает Павел Катков, предстоит юристам - именно правовыми методами можно снять нормативные барьеры для развития телемедицины в России.
В пресс-службе "АльфаСтрахование" считают, что это частная история. "О каких-то нововведениях говорить рано, так как очень важно, на основании какой нормативной базы будут осуществляться данные консультации. Новых приказов по данному направлению пока нет, поэтому дискуссия о правовом регулировании телемедицины, существенно ограничивающем ее возможности в нашей стране, продолжает оставаться в правовом поле", - отмечают в пресс-службе "АльфаСтрахование".