Преимущества стали видны в ходе внедрения
В июле 2016 г. введена обязательная маркировка меховых изделий. Данной товарной группой не ограничились, и с того времени перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке, постоянно расширялся.
Подведению первых итогов введения такой маркировки была посвящена пресс-конференция, которую провел заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров Минпромторга РФ Олег Тухватуллин, директор Центра компетенций по цифровой экономике и GR "АТОЛ" Юлия Русинова, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов, председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов и руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова.
Маркировка не является исключительно российской спецификой. К примеру, в Евросоюзе обязательная маркировка используется с 1978 г., и уже в самом скором будущем она должна стать тотальной. Как оказалось, это самый дешевый и простой в реализации способ донести до потребителей информацию о физическом состоянии или способе специальной обработки продукции, причем на нескольких языках.
Для нашей страны более значимой проблемой является значительная доля контрафактной продукции на рынке. По данным опроса, проведенного "АТОЛ", в котором приняло участие 1600 покупателей и 500 предприятий молочной отрасли, два из пяти потребителей пострадали от использования контрафакта. Для двух третей опрошенных важно, чтобы товар был подлинным, а 58% готовы переплачивать за заведомо качественную продукцию. Причем чем моложе опрошенные, как особо отметила Юлия Русинова, тем более значима для них подлинность и качество продукции, прежде всего для продовольственных товаров и лекарств, в наименьшей степени - для табачных изделий.
По мнению Реваза Юсупова, система маркировки уже стала полноценным средством контроля для всех желающих. Количество пользователей мобильного приложения "Честный знак", с помощью которого можно отследить происхождение маркированных товаров, превысило 4,5 млн человек, а количество проверенных товарных единиц составило 65 млн. Наиболее активно потребители оценивали обувь, одежду, табачные изделия, шины, а также молочные продукты. При этом молоко и молочные продукты демонстрировали чрезвычайно высокий рост интереса потребителей, и по итогам года, по мнению Реваза Юсупова, должны вырваться в лидеры. Также данная группа оказалась наиболее проблемной в плане высокой доли контрафакта. Однако, по оценке Реваза Юсупова, с которой согласились все участники мероприятия, система маркировки практически не влияет на конечную цену товара. Тут куда более значимы другие факторы: инфляционные процессы, неурожаи в случае сельскохозяйственной продукции, рост курсов иностранных валют, проблемы с цепочками поставок.
При этом маркировка, как отметил Олег Павлов, является инструментом не только контроля, но и профилактики. С ее помощью можно практически в реальном времени изъять товары из проблемной партии, тем самым пресечь распространение потенциально опасного товара через торговую сеть. Не менее важно и то, что данная система позволяет точно распределять ответственность. Раньше виновным практически автоматически становился продавец, тогда как фактически это мог быть производитель, поставщик или участники логистической цепочки. Тем самым будет снижаться административное давление на бизнес.
Олег Павлов также призвал ускорить внедрение маркировки на такие товарные группы, как безалкогольные напитки, чай, макаронные изделия, плодоовощные, мясные и рыбные консервы, мыло, моющие средства, корма для животных, кабели и электроустановочные изделия. По его оценке, именно среди них наиболее высока доля контрафакта, и использование их при этом чревато наиболее серьезными последствиями. Например, использование некачественных кабелей и проводов является одной из наиболее частых причин пожаров, что подтверждается и статистикой МЧС.
Как подчеркнул Олег Тухватуллин, который также назвал конечного потребителя основным бенефициаром введения системы маркировки, внедрение такой системы становится толчком для дальнейшей цифровизации торговли. К примеру, по оценке Юлии Русиновой, прямым следствием внедрения маркировки является переход на электронный документооборот. "Распробовав" его на товарах, которые подлежат маркировке, бизнес потом по собственной инициативе расширяет практику использования СЭД.
Данные, которые собираются, по мнению Олега Тухватуллина, позволяют создать полный цифровой двойник всей системы товародвижения. По крайней мере, они позволяют генерировать практически полный набор аналитической отчетности. Также система маркировки позволяет поднять собираемость акцизов. К примеру, маркировка табачных изделий позволила снизить количество контрафактной и контрабандной продукции до 10%, а общая сумма акцизов с табака увеличилась на 538 млрд руб. Маркировка лекарств позволила свести к минимуму их незаконные перепродажи - например, когда препараты, предназначенные для клиник, поступали на розничный рынок.