Бей чужих, чтоб свои развивались
Правительство РФ утвердило план мероприятий (дорожную карту) по созданию дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий - второй пакет мер поддержки. План мероприятий сформирован с участием ведущих российских ИТ-компаний, отраслевых общественных организаций. Он направлен на решение нескольких ключевых задач: повышение спроса на отечественные ИТ-решения, обеспечение ускоренной цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, создание комфортных условий ведения ИТ-бизнеса в России.
Дорожная карта включает 62 мероприятия. Из них 20 носят общесистемный характер. Они предусматривают меры по выравниванию условий ведения бизнеса в России для международных интернет-корпораций и российских ИТ-компаний, стимулированию внедрения российских решений в деятельность отечественных предприятий, а также по поддержке экспорта и продвижению российских ИТ-решений на зарубежных рынках.
Еще 42 мероприятия плана направлены на стимулирование развития и внедрения российских разработок в конкретных сегментах. Это, в частности, решения для бизнеса, электронные образовательные сервисы, цифровые медицинские сервисы, офисное программное обеспечение и операционные системы, обработка данных и облачные сервисы, решения в сфере искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей, производство компьютерных игр и профессионального видеоконтента, решения в сфере информационной безопасности.
Для отдельных сегментов ИТ-рынка в плане предусмотрены меры по снятию законодательных ограничений и барьеров для использования современных цифровых решений; введению отраслевых цифровых стандартов, определяющих необходимый уровень цифровизации соответствующих процессов и устанавливающих преимущественное использование для них российских программных продуктов и оборудования; финансированию создания российских цифровых платформ и типовых решений для бюджетных организаций; подготовке кадров для отдельных отраслей экономики, необходимых для внедрения современных цифровых решений.
Реализация дорожной карты даст дополнительный импульс развитию ИТ-индустрии, качественному преобразованию отдельных сегментов экономики и социальной сферы.
Замглавы Минцифры России Максим Паршин отметил, что задачей министерства было услышать отрасль и в диалоге с ее представителями разработать действительно востребованные меры поддержки. "Утвержденный председателем правительства второй пакет мер поддержки отрасли ИТ содержит 62 пункта. Из них Минцифры ответственно за 38 мер. Мы планируем организовать работу по реализации плана, основываясь на тех же принципах, что и в процессе подготовки второго пакета: максимально открыто, с лидирующей ролью компаний отрасли и крупнейших заказчиков отечественных решений. Драфты документов будем публиковать в Системе элементов поддержки, в ближайшее время сайт цифроваяэкономика.рф будет доработан и станет интерактивным - с возможностью совместной работы над документами. Уже понятно, что будет и следующий - третий пакет. Будем вместе открывать еще неизвестные элементы поддержки", - сообщил Максим Паршин.
Директор ассоциации АПКИТ Николай Комлев назвал второй пакет мер поддержки комплексным документом. "Такой трудно придумать в тиши кабинета. Каждый его пункт - результат работы практиков ИТ-индустрии, бурных обсуждений внутри ассоциаций, поиска компромиссов со всеми ведомствами. Организовать подобную работу - невероятно сложная задача. Отрасль благодарна Минцифры и всем, кто довел проект до подписания в правительстве. Теперь нам всем предстоит поработать над реализацией этих мер. Каждая из них потребует подготовки поправок в законы, постановления, выпуск разъяснений, создания новых институтов. Мы в ответе за то, чтобы второй пакет не остался декларацией о намерениях", - резюмировал Николай Комлев.
"Второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли тянет на таблицу Менделеева нового времени - таблицу Шадаева. Он затрагивает практически все сегменты ИТ и отражает результат диалога Минцифры с индустрией. Гигантская работа", - высказался президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров.
Директор ассоциации РАЭК Сергей Плуготаренко отметил, что позитивным трендом стало развитие диалога между государством и ИТ-компаниями. "Параметры поддержки, получившие название второго пакета мер, методично обсуждались нами с участием представителей правительства и министерства на всех площадках. В итоге в ответ на запросы индустрии и экспертный диалог государство предложило ряд существенных мер поддержки, вошедших во второй пакет мер поддержки отрасли. Программа охватывает большой перечень сфер, включая образование, здравоохранение, подготовку специалистов, применение технологий искусственного интеллекта, информационную безопасность. В документе учтены пожелания и предложения лучших экспертов, специалистов и компаний, работающих на ИТ-рынке", - сказал Сергей Плуготаренко.
"Мы во многом позитивно оцениваем утверждение "дорожной карты" второго пакета мер по поддержке ИТ-индустрии. Благодаря общим усилиям сформирован план работы на ближайшие два года по 12 направлениям развития ИТ-отрасли. На нашей площадке совместно с Минцифры России велась работа 200 специалистов из более чем 150 отечественных ИТ-компаний. В ходе работы было выработано 102 меры поддержки, из которых большая часть попала в итоговый пакет мер поддержки. Так, полагаю, важным аспектом станут мероприятия, направленные на стимулирование внедрения отечественных решений, в том числе в области искусственного интеллекта, развитие рынка облачных платформ и сервисов, защиту отечественного ИТ-бизнеса, упрощение лицензирования для онлайн-образовательных платформ, упрощение выхода отечественных компаний на зарубежные рынки и создание благоприятных условий для работы и жизни ИТ-специалистов. Лично мне кажется это хорошим подарком на день программиста для всего ИТ-сообщества", - отметил директор по направлению "Искусственный интеллект", директор по развитию АНО "Цифровая Экономика" Алексей Сидорюк.
Директор по развитию национальных проектов компании Softline Андрей Шолохов отметил, что, если в рамках первого пакета мер поддержки и в частности ИТ-маневра речь шла о том, чтобы сделать жизнь части ИТ-компаний, в основном связанных с разработкой программного обеспечения, легче по сравнению со всеми остальными компаниями в РФ, то второй пакет мер поддержки в основном сфокусирован на реализации преимуществ российских ИТ-решений и их производителей перед их иностранными коллегами на российском рынке. "В основном такая поддержка осуществляется за счет дополнительных налогов, ограничений и требований к иностранным компаниям, а также налоговых льгот для заказчиков российской ИТ-продукции. С точки зрения импортозамещения второй пакет мер поддержки более обоснован чем первый, но большим его минусом является отсутствие конкретики по некоторым его элементам - например, поручения министерств проработать условия мер поддержки к декабрю 2021 г. В рамках подобных мер поддержки также хотелось бы видеть более конкретные задачи правительства в плане организации полных цепочек ценностей с ИТ-составляющей в рамках исключительно отечественного рынка", - рассказал Андрей Шолохов.
Генеральный директор ГК "Эдит Про" Дмитрий Кичко отметил, что для отрасли важен цифровой налог, которым будут облагаться иностранные ИТ-компании, - отечественные предприятия получат лучшие условия для работы, чем зарубежные. Также, по его словам, внимания заслуживает "Налоговый маневр 2.0". Он расширяет спектр ИТ-компаний, имеющих право на льготы. Дмитрий Кичко подчеркивает, что доступ к ним получат не только разработчики, но и компании, предоставляющие ИТ-услуги, а также интернет-компании. "Мы ожидаем снижения административной нагрузки. Если ИТ-бизнес избавят от плановых проверок госучреждений, например Трудовой инспекции, Роспотребнадзора и пожарных, это существенно облегчит жизнь", - подытожил Дмитрий Кичко.
Директор по развитию "Аванпост" Олег Губка подчеркнул, что второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли на протяжении года тщательно прорабатывался Минцифры с ее представителями, поэтому утвержденная дорожная карта представляет собой хорошо прописанный, детальный план мероприятий. "С учетом того, что у ИТ-индустрии было достаточно времени, чтобы изучить правила предоставления льгот первого пакета, принятие второго представляется вполне своевременным. Меры второго пакета поддержки стимулируют внедрение отечественных разработок на российских предприятиях, оказывают поддержку ИТ-компаниям в экспорте и продвижении решений на зарубежных рынках и, как результат, очень гармонично дополняют уже предоставленные отрасли льготы. Так как третий пакет мер поддержки уже анонсирован, другие необходимые преференции целесообразно включать уже в него. С момента утверждения первого пакета мер поддержки количество аккредитованных российских ИТ-компаний выросло почти на 3000, а число программных продуктов, включенных в реестр отечественного ПО, увеличилось на 4,5 тыс. Как видно, бизнес активно стремился получить доступ к новым льготам, что неудивительно, так как они дают возможность высвободить значительные средства для развития бизнеса. Однако первый пакет, как и второй, не решает проблему переманивая российских специалистов зарубежными ИТ-компаниями. С началом пандемии, приведшей к распространению удаленной работы, российским организациям пришлось бороться с ней еще сильнее - главным образом сильно повышать зарплаты. Однако кадры продолжают переманивать. Чтобы этот процесс прекратился, необходимо, чтобы, помимо бизнеса, какие-то шаги в этом направлении принимало и государство", - объяснил Олег Губка. По его словам, судить, к каким результатам приведет "второй пакет", можно будет, когда второй пакет мер поддержки приобретет более четкие черты, обретя форму законопроекта.
Директор по ИТ компании Oberon Дмитрий Пятунин подчеркнул, что меры поддержки ИТ-отрасли из первого пакета мер оказали влияние на развитие рынка программного обеспечения, наблюдается рост спроса на российский софт, включенный в реестр российского ПО, а также увеличилось количество компаний-разработчиков. Основным сдерживающим фактором является дефицит кадров в отрасли. По результатам реализации мер второго пакета, по его словам, можно прогнозировать рост привлекательности ИТ-профессий, что позволит снизить дефицит кадров. "Получение грантов сопряжено со сложным процессом аккредитации и низким информированием о самой процедуре. Однако выделяемые суммы не окажут глобального влияния на отрасль в целом. Ограничительные меры на использование иностранного ПО могут оказать отрицательную влияние в связи с отсутствием российского аналога. Это касается систем проектирования, операционных систем и др.", - считает Дмитрий Пятунин.
Директор по продуктам и технологиям группы "Т1" Александр Рожков убежден, что анонсированный пакет мер поддержки принят своевременно. "Экономика России практически оправилась после кризисного периода, вызванного пандемией. Сейчас нужен дополнительный толчок для того, чтобы ускорить темпы цифровизации ключевых отраслей экономики, в том числе за счет вклада ИТ-компаний в эту масштабную работу. Хорошим заделом для дополнительного стимулирования спроса на ИТ-продукцию будет формирование и поддержка на государственном уровне прозрачных механизмов для долгосрочного гарантированного заказа и стратегического партнерства между бизнесом и государством в рамках достижения ключевых целей национальных проектов и решения других стратегических задач", - размышляет Александр Рожков.
По его словам, первый пакет мер затронул главным образом только отечественные софтверные компании и производителей радиоэлектронной продукции. Как отмечает Александр Рожков, эти меры разрабатывались в условиях давления общемирового кризиса и пандемии, а также с учетом непростой ситуации в ИТ-отрасли - одной из стратегически важных для экономики страны. Сегодня существенную долю ИТ-рынка, по его оценке, формируют ИТ-услуги и цифровые сервисы, и их доля постоянно растет. "Львиная доля этих сервисов приходится на крупных системных интеграторов, облачных провайдеров и владельцев цифровых экосистем. Кроме того, именно эти игроки рынка являются проводниками инноваций и цифровых технологий на российский ИТ-рынок. ИТ-компании необходимо активнее подключать к решению таких масштабных задач, как обеспечение безопасности объектов критической информационной инфраструктуры в рамках 187-ФЗ, разработка решений для цифрового правительства и суперсервисов для граждан и бизнеса, создание типовых цифровых решений, тиражирование лучших практик в рамках создания умных городов и т.д. Пожалуй, ключевой аспект - это координация и синергия усилий, предпринимаемых как со стороны государства, так и со стороны экспертного сообщества: мониторинг и актуализация дорожных карт в соответствии с изменениями на рынке, формирование национальных стандартов, которые будут соответствовать мировому технологическому уровню, устранение избыточных административных барьеров и др.", - считает Александр Рожков.