Цифровая трансформация медицины в регионах
Котохин
директор по развитию РМИС "Медведь"
В чем специфика информатизации российской медицины? Как повлияла пандемия на развитие телемедицинских технологий? Какие технологии в ближайшем будущем будут внедрять российские лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ)? Директор по развитию РМИС "Медведь" Дмитрий Котохин рассказал об изменениях и перспективах в информатизации здравоохранения России.
В чем особенности информатизации российской медицины?
– Законодательство в сфере здравоохранения России постоянно изменяется. Путем проб и ошибок страна идет к созданию единого цифрового контура системы здравоохранения. Разработчики регулярно обновляют системы, поскольку последние должны, во-первых, обеспечивать взаимодействие в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), во-вторых, формировать требуемую отчетность.
Еще одна особенность: средний возраст российского врача– 44,5 года, а врачей старше 49 лет – 58,2% (по данным
В региональной медицинской информационной системе (РМИС) "Медведь" мы учли все особенности информатизации регионального звена. Задача системы – создание единого цифрового контура здравоохранения региона. Уже 10 лет мы помогаем государству управлять информационными процессами госучреждений.
Расскажите подробнее про РМИС "Медведь"?
–
Платформа "Медведь" соответствует требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации и включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Имеет статус "Иной информационной системы".
Ядро платформы – интеграционная шина, которая обеспечивает взаимодействие между собой медицинских информационных систем (МИС) региона и федеральных сервисов: подключение к ЕГИСЗ, ФЭР, ИЭМК, СМЭВ и другим.
Мы работаем с уже сложившимся в регионе ИТ-ландшафтом. Интеграция с медицинскими и немедицинскими информационными системами происходит без замены медицинских программ, а все сервисы становятся доступны в одном интерфейсе. Это снимает с врача лишнюю нагрузку – ему не надо переучиваться.
Вы довольно активны в российских регионах. Как влияет на региональные проекты специфика отдельных территорий?
– Специфика нашей страны – удаленность территорий. Якутия, например, по площади больше Индии. Многие области России территориально крупнее европейских стран. Далеко не везде есть широкополосный Интернет. На севере Якутии доступ в Интернет может отсутствовать в принципе.
Мы внедряем решения, которые работают локально. В каждом ЛПУ приходится разворачивать сервер, чтобы МИС могла работать. В итоге, данные передаются в ЦОД, расположенный в региональном центре. В тех регионах, где с инфраструктурой все в порядке, используют облачные технологии. Есть примеры использования гибридных решений. Именно по такой схеме работает региональная МИС Амурской области: ЛПУ подключены к облаку, если с Интернетом все в порядке, там, где доступ к Сети отсутствует, системы работают локально.
Как изменился спрос на различные системы со стороны медучреждений в период пандемии?
– С объявлением локдауна, возрос спрос на телемедицинские технологии. Наша компания занимается телемедициной с 2018 года. Честно говоря, процесс внедрения шел с большим трудом. Медиков приходилось убеждать использовать новые технологии, они не видели практического смысла в телемедицине. При этом кое-где врачи активно консультировали пациентов через мессенджеры.
В марте 2020 года все изменилось. Со стороны профильных региональных ведомств и отдельных ЛПУ появился запрос на внедрение телемедицинских систем. Конечно, приходится бороться со стихийно сложившимися практиками, которые часто противоречат требованиям законодательства. Эти моменты приходится разъяснять.
Изменились ли сценарии использования телемедицины в период пандемии?
– До марта 2020 года телемедицина сводилась к сценарию "врач – врач". Консультации проходили, как правило, между ЛПУ и головной клиникой в региональном центре. Тут пандемия почти ничего не изменила. Определенные подвижки произошли в феврале текущего года, когда вышел приказ 947п федерального Минздрава, который узаконил многие моменты, которые раньше находились в "серой" зоне. О необходимости развивать связь "врач – пациент" до марта прошлого года никто не думал.
Случилась пандемия и, чтобы сохранить работоспособность системы здравоохранения, минимизировать личные контакты между людьми, разгрузить врачей и регистратуры, в регионах стали внедрять практику проведения телемедицинских консультаций. Консультации проводятся как в формате видеоконференцсвязи, так и через чат с врачом в приложении.
Всего за прошлый год в нашей системе
Наш опыт показывает, что активнее всего телемедицину практикуют: эндокринологи – 40% всех консультаций; районные педиатры и терапевты – по 20%; акушеры-гинекологи – 10%. Например, специалисты ведут удаленный мониторинг беременных. Пациенткам с физиологическим течением беременности не нужно приезжать в женскую консультацию на каждую явку. Достаточно вести дневник здоровья, контролировать вес, показатели артериального давления. При необходимости врач приглашает пациентку на очный прием.
Среди регионов абсолютным лидером, причем с большим отрывом, является Якутия. На нее приходится 65% всех проведенных консультаций.
Возникают ли сложности в ходе внедрения телемедицины в медучреждениях?
– Технические проблемы возникают все реже и реже, а вот влияние человеческого фактора остается. У врачей и пациентов молодого и среднего возраста нет сложностей в освоении новых технологий, а вот у более возрастного технологического новшества часто вызывают отторжение. Освоить новое приложение для многих проблематично. Могут накладываться и другие факторы. Например, в Тыве и Якутии, особенно в сельской местности среди пожилых людей, довольно высока доля тех, кто плохо владеет русским языком. При этом языкового барьера между врачами и пациентами нет.
Разрешение данных сложностей возможно только при активном вовлечении руководства ЛПУ. Если главный врач заинтересован во внедрении любой информационной системы, то проект ждет успех, система будет реально работать.
Также важно найти рядовых врачей-амбассадоров, которые освоили работу в системе и могут помочь коллегам. Мы пытаемся находить таких в каждом регионе и в каждом ЛПУ, с их помощью увеличиваем охват сторонников внедрения той или иной системы.
Дальнейшие перспективы использования ИТ в медицине. Как будет развиваться этот сегмент в ближайшем будущем?
– Прежде всего, будет внедряться электронный документооборот. В ближайшие 5 лет произойдет полный отказ от бумажных документов. Для этого есть необходимая нормативная база. К 2023 году все рецепты должны перейти в электронную форму. Причем этот переход будет касаться не только рецептов на льготные препараты, а вообще всех рецептурных лекарственных средств.
Другой перспективной технологией является искусственный интеллект и системы поддержки принятия врачебных решений. Продолжат развиваться системы анализа изображений и радиологических исследований. Мы планируем внедрить новые технологии в работу РМИС "Медведь". Уже сейчас прорабатываем коллаборации с партнерами по этим направлениям. Современные технические тенденции помогут сделать платформу "Медведь" еще более удобной и информативной для пользователя.