Фото: "МИАЦ"
Фото: "МИАЦ"
Андрей
Ивашинников

директор государственного автономного учреждения Тюменской Области
Если врач оказывает очную консультацию, то никаких проблем с правилами игры нет, они четко определены. А в случае телемедицинской консультации нет даже единой трактовки того, что будет ей считаться.
16.08.2021

Тюменская область является одним из наиболее крупных и при этом мало населенных субъектов России. Именно в таких регионах использование телемедицинских технологий наиболее востребовано. Как идет данный процесс, корреспонденту Vision Якову Шпунту рассказал директор государственного автономного учреждения Тюменской Области "МИАЦ" (ГАУ ТО "МИАЦ") Андрей Ивашинников.

Насколько управляемо идет процесс внедрения телемедицинских технологий?

– До середины марта 2020 развитие телемедицины с использованием технологий видеоконференцсвязи шло в основном по направлению "врач-врач". Данные технологии использовались для консультаций между специалистами, когда врач районной больницы, "ведущий" пациента, мог проконсультироваться с коллегой из областной клиники, и, при необходимости, с профильным федеральным медицинским центром. Это направление развивается давно, даже до того, как был принят соответствующий федеральный закон. Роль телемедицинского центра у нас выполняет Областная клиническая больница №1, куда стекается вся информация о пациентах, находящихся на наблюдении вдали от областного центра, в том числе тех, которых трудно или невозможно перемещать.

Также мы уже давно внедрили системы дистанционного мониторинга кровяного давления и ЭКГ. Данные этого мониторинга поступают в единый электронных архив кардиологических данных и используются в первичных сердечно-сосудистых центрах области.

Как пандемия повлияла на развитие телемедицинских технологий? Что пришлось менять? Как быстро?

– В период пандемии акцент сместился в сторону направления "врач – пациент". Этого потребовала реальная практика. И в целом ситуация развивалась по принципу "не было счастья, да несчастье помогло". Как вы знаете, так было не только в медицине. Пандемия способствовала бурному росту дистанционных услуг, в том числе Интернет-торговли и всевозможных служб доставки.

Как только временно был закрыт плановый прием больных, мы приступили использованию мобильного приложения Медвед-Телемед, любезно предоставленного на условии пилотной эксплуатации компанией "Хост". С помощью приложения мы организовали удаленный телемедицинский повторный прием пациентов. К слову, так сделали не только мы, точно такие же меры приняли и во многих других регионах.

Наиболее активно мы использовали телемедицинское приложение для наблюдения за беременными, особенно на поздних стадиях, послеоперационными пациентами на амбулаторном лечении, а также за хроническими больными. Тут, как правило, речь идет о наблюдении за состоянием пациента, поскольку диагноз известен и назначение каких-то исследований поэтому нужно далеко не всегда.

Также мы организовали удаленные рабочие места для врачей-радиологов. Именно эти виды диагностики, прежде всего, компьютерная томография, широко используются для диагностики поражений легких при коронавирусной инфекции. Все современные аппараты, которые закупались для оборудования "ковидных" моногоспиталей, поддерживали передачу данных исследований. А значит, радиологов, которые формируют протоколы заключений на проводимые КТ и рентгены, можно безо всякого ущерба для качества их работы вывести за пределы "красных зон". К тому же данное решение позволило таким моно-госпиталям обойтись без штатного радиолога, по крайней мере, первое время. Тут нам помогла развернутая раннее региональная радиологическая система с гибридной организацией хранения медицинских изображений – результатов таких исследований. С ее помощью можно получить доступ к данным исследований пациента, сделанных в любом месте области.

Каковы основные препятствия при развитии телемедицинских технологий?

– Как правило, проблемы возникают там, где есть сложности с оплатой услуг. Если врач оказывает очную консультацию, то никаких проблем с правилами игры нет, они четко определены. А в случае телемедицинской консультации нет даже единой трактовки того, что будет ей считаться. У нас телемедицинские консультации оплачиваются исходя из подушевого финансирования. При этом врач, ведя прием в традиционном режиме, все равно заработает больше. Плюс ко всему, меняется сам процесс работы, и адаптироваться к нему сложно, особенно в условиях высокой загрузки.

Также инструмент должен быть удобным. Никто не будет пользоваться, например, молотком с двумя ручками. А многие информационные системы не только не облегчают работу врачей, но и затрудняют ее, являясь, по сути, системой учета. Естественно, использование "неудобных" систем, если называть вещи своими именами, саботируется. Одним из приоритетов при выборе нашей телемедицинской платформы стала максимальная простота и удобство в использовании, что дало результат: мы оказались по числу телемедицинских консультаций впереди всех в Уральском федеральном округе.

Также надо пользоваться теми инструментами, которые не нарушают действующее законодательство. Нужно получить должным образом оформленное согласие пациента, также должна быть обеспечена безопасность персональных данных. Раньше нормативная база серьезно отставала, но сейчас федеральное министерство начало активно ее адаптировать под требования сегодняшнего дня. Если раньше препятствием часто было то, что у нас есть техническая возможность использовать какое-то решение, но ее использование прямо нарушало законодательство, то сейчас такого уже практически нет.

Переход на электронные медицинские карточки. Насколько в области продвинулся данный процесс? Какие факторы ускорения и торможения?

– Единая государственная информационная система здравоохранения, или ЕГИСЗ, является учетной системой. Ее появление, если она не будет перестраиваться как цифровая платформа 2-го типа, как мне кажется, мало что изменит в части цифровизации медицины. Получить скачок цифрового развития здравоохранения можно, только используя передовые микросервисные архитектуры, с единым маркетплейсом для разработчиков. Также к цифровой платформе здравоохранения должны подключаться все желающие поставщики услуг в данной сфере – с минимумом административных усилий. Только так что-то может получиться.