Фото: СП.АРМ
Александр
Мартынов

генеральный директор СП.АРМ
Перенять и привнести на российский рынок позитивный мировой опыт, тем более в такой интернациональной сфере как здравоохранение – это очень здорово.
16.08.2021

Генеральный директор СП.АРМ Александр Мартынов рассказал обозревателю Vision Якову Шпунту о своем видении ситуации, сложившейся в области информатизации российского здравоохранения, а также о во многом уникальном опыте своей компании не только в России, но и на рынках других стран, в том числе развитых.

В чем состоит специфика российского здравоохранения и его информатизации?

– Наш опыт общения с коллегами, с мировыми специалистами, те знания, которыми мы обладаем, говорят о том, что уникальной специфики в информатизации российского здравоохранения нет. Есть задача, есть потребность создать и наладить информационные процессы на каждом уровне, аккумулировать качественные, структурированные, достоверные данные, обрабатывать их, анализировать и закладывать, как фундамент, в основу системы принятия решений.

Основное требование сегодня – создать такую информационную систему, которая станет инструментом цифровой трансформации отрасли. То есть перейти от первичной, базовой информатизации – к управлению здравоохранением на основе данных. Очень подробно этот вопрос обсуждался на конференции "Медицинская организация нового времени. Лучшие стандарты и практики цифровой трансформации", которую мы провели этим летом в рамках конгресса #ИТМПетербург.

Насколько на информатизацию российского здравоохранения повлияла реализация мер в рамках профильного нацпроекта?

– Конечно, национальный проект дал серьезный толчок информатизации, но, надеюсь, все участники здравоохранения понимают, что мы находимся в начале нового, сложного и интересного пути цифровой трансформации здравоохранения.

Отличается ли подход к информатизации в государственной, частной, ведомственной медицине?

– Раньше можно было сказать, что отличия есть. Сейчас большинство государственных и ведомственных организаций занимаются оказанием платных медицинских услуг. Поэтому им, как и частной медицине, интересны опции, связанные с удобством финансовых расчетов и привлечением пациентов. Кроме того, в ближайшее время частные и ведомственные МО будут обязаны работать с ЕГИСЗ и ОМС, напрямую или через региональные системы. Таким образом, происходит сближение этих секторов, и существенных различий становится все меньше и меньше.

Очень интересное направление, которое мы сейчас развиваем, это корпоративное здравоохранение. Дело в том, что qMS позволяет более широко описывать социальный статус пациента, чем обычно заложено в МИС. Это можно применить для ведения паспортов здоровья всех сотрудников корпорации. Если ввести такие паспорта – появится достаточная база данных, а наличие базы позволит вплотную подойти к реализации превентивной медицинской помощи на предприятиях. Нам поступило несколько таких запросов, надеемся, получится реализовать интересные проекты.

Какие направления в медицинской информатике развиваются сейчас наиболее активно? Как они способствуют эволюции традиционных МИС?

– Основным по-прежнему является организация получения и хранения структурированных качественных данных. Это позволяет развивать такие направления, как системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР), искусственный интеллект, телемедицина.

В чем особенность ваших решений (технологическая, функциональность, особенности внедрения)?

– МИС qMS разработана на универсальной инструментальной среде, которая описывает бизнес-процессы любой степени сложности и детализации через настройки. После внедрения системы и некоторого периода самостоятельной работы заказчик может менять эти процессы – добавлять, убирать, перенастраивать – без участия разработчика.

Далее все функциональные возможности обеспечиваются этой инструментальной средой. Система легко масштабируется от маленькой клиники до региональной системы, объединяющей сеть медицинских организаций и органы управления здравоохранением, поддерживая работу нескольких тысяч пользователей без временных потерь.

Система имеет настраиваемый под пользователя интерфейс и все необходимые инструменты для работы врача: удобную навигацию по медкарте, продвинутые средства ввода информации, клинические рекомендации, критерии качества, справочную информацию, медицинские калькуляторы, сигнальные отметки о ситуациях, требующих особого внимания, сервисы общения между сотрудниками и с пациентом, в том числе видеоконференцсвязь.

Ключевой принцип инструментальной среды созвучен моделям цифровой зрелости HIMSS. Это международная независимая организация, которая распространяет лучшие практики применения информационных технологий в лечебных учреждениях. Правда, с командой HIMSS мы познакомились только через 10 лет после выхода МИС qMS – в 2016 году, когда наши клиенты, ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова МЧС России, проходили сертификацию на 6 уровень HIMSS EMRAM. Но тем не менее мы пришли к общим выводам, как нужно выстраивать внутренний цифровой контур медорганизации. И, собственно, общность этой идеологии и побудила нас пройти обучение и стать сертифицированными консультантами HIMSS, пока единственными в России.

Насколько оправдано утверждение, что в России невозможно использование зарубежных решений для автоматизации медучреждений? Насколько сложно адаптировать их для нашего рынка?

– В начале 2000-х мы были партнером австралийской компании Trak Health, занимались локализацией и продвижением медицинских информационных систем MedTrak и LabTrak в России достаточно успешно и очень благодарны этому опыту. Они до сих пор существуют и продаются по всему миру.

Если учесть требования российского законодательства и сделать грамотную локализацию – почему нет, все можно адаптировать. Перенять и привнести на российский рынок позитивный мировой опыт, тем более в такой интернациональной сфере как здравоохранение – это очень здорово.

Насколько сложно российским разработчикам выходить на зарубежные рынки? Советуете ли вы повторять ваш опыт другим компаниям?

– Конечно, советуем. Нам есть чем поделиться с мировым сообществом. Это двусторонний обмен опытом. Тут тезис будет ровно такой же – локализация и требования национального законодательства. И, прежде всего, необходимо предложить современное конкурентоспособное решение.

Возвращаясь к HIMSS опять же: ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова МЧС России этим летом получили сертификат HIMSS EMRAM stage 7. Независимая комиссия провела аудит информатизации бизнес-процессов больницы и МИС и подтвердила соответствие международному стандарту качества и безопасности медицинской помощи высшего уровня.

Клиник, которые получили stage 7, всего 248 в мире. Из них 80% – в Канаде, США и Южной Америке. В европейской части: две в Великобритании, две в Нидерландах, одна в Португалии, одна – в России, ВЦЭРМ. Это – авангард цифровой трансформации здравоохранения. Конечно, таким опытом надо делиться.

Насколько сложно интегрировать различные МИС с ЕГИСЗ? Какие из них наиболее значимы? С какими модулями ЕГИСЗ интеграция сложнее? Как вы решаете эти сложности?

– Есть два пути взаимодействия с ЕГИСЗ. Первый – создать отдельное ПО, не связанное с медицинской информационный системой МО, который позволяет формировать необходимые документы вручную и передавать их в ЕГИСЗ.

Второй путь – обеспечить наличие необходимых данных в МИС, автоматически формировать нужные документы, интегрировать МИС и ЕГИСЗ напрямую и передавать данные. Конечно, этот вариант сложнее, но мы верим именно в такие системы и идем по этому пути. Сейчас контроль "сверху" может недостаточно пристальный, но скоро качество данных и их достоверность станет вопросом номер один. Поэтому нужны МИС, которые могут поддерживать прямую интеграцию и предоставлять информацию в режиме реального времени. То же самое касается формирования реестров ОМС.

Как оценивать эффективность внедрения средств автоматизации медучреждений?

– В здравоохранении вообще не так много систем оценки, честно говоря. Часто можно увидеть, что больница сертифицирована по ISO 9000 и JCI – они задают стандарты оказания услуг, оценивают менеджмент качества. Если говорить про оценку именно медицинской информатизации, то сегодня, кроме моделей HIMSS, других не знаю.

Приходилось ли вам сталкиваться с саботажем внедрения ваших решений? На каком уровне он возникал? Как с ним бороться?

– С саботажем нет, но с недоверием и даже некоторым сопротивлением – приходилось. Это нормальная ситуация при внедрении, но в итоге, когда сотрудники МО видят результат, все возражения снимаются сами собой. Проблемы возникают, если руководство организации или мало участвует, или совсем не участвует в процессе внедрения.

Как бороться? Разграничивать зоны ответственности, объяснять процесс, показывать преимущества, демонстрировать ключевым специалистам работу системы в медицинских организациях, где МИС уже установлена и давно работает. Обязательно опираться на энтузиастов внутри организации, составлять план внедрения и в первую очередь запускать процессы короткого цикла, которые быстро показывают результат, например, информатизацию лаборатории.

Что в большей степени мешает информатизации медучреждений?

– Ошибочно считать, что цифровизация – это перевод аналоговых носителей в электронную форму или заполнение медицинской карты с помощью клавиатуры, а не ручки.

Цифровая трансформация, в которой мы участвуем, это изменение бизнес-процессов, информационных потоков, систем обмена информацией и объемов информации. Мы должны отталкиваться не от предыдущего "бумажного" опыта и истории, а от тех правил, скорости, требований к составу и чистоте данных, их представлению и так далее, которые диктует нам цифра. Вот это будет началом цифровой трансформации. Да, это сложные, глобальные и даже фундаментальные изменения, но чем раньше мы их начнем, тем проще и легче будет даваться каждый следующий шаг. Думаю, все согласятся, что вернуться к прошлому опыту мы уже точно не сможем.

Мы рады, что разработчики, медицинские учреждения, законодательные органы власти, регуляторы здравоохранения перестают воспринимать цифровизацию как конечный процесс, который замыкается коробочным решением с N количеством функций, прописанных в нормативных документах. В начале июня в Петербурге прошел Международный экономический форум. На одном из заседаний заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Владимировна Ракова сказала очень важные слова – МИС должны быть гибкими, масштабируемыми и настраиваемыми под бизнес-процессы заказчика. Монолитные коробочные решения отрасли не нужны. Учитывая опыт Москвы в разработке медицинских информационных систем, можно уверенно полагать, что будущее за инструментальными решениями.