Полугодие обернулось для "Яндекса" убытком
Операционный убыток составил 4,7 млрд руб., чистый убыток - 4,6 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль достигла 1 млрд руб., что на 34% больше, чем в 2020 г.
"Яндекс" также подвел итоги за первое полугодие 2021 г. Выручка с учетом показателей "Яндекс.Маркета" составила 154,5 млрд руб. Это на 54% больше, чем в 2020 г. Операционный убыток составил 4,9 млрд руб., чистый убыток - 7,8 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль составляет 4 млрд руб., что на 13% меньше, чем в 2020 г.
Исходя из текущих финансовых результатов в "Яндексе" ожидают, что общая выручка группы компаний "Яндекса" составит 330-340 млрд руб. за полный 2021 г.
"Яндекс" увеличил прогноз по росту выручки поиска и портала в рублях с 17-19% (high-teens) до 24-26% (mid-twenties) за полный 2021 г. по сравнению с 2020 г. "Яндекс" по-прежнему ожидает рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) поиска и портала в 2021 г. на уровне 2020 г.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что самым важным показателем является рост товарооборота (GMV - это общая стоимость проданных товаров и услуг) проектов электронной коммерции на 155% и непосредственно на маркетплейсе на 144%. Можно обратить внимание, что темпы роста - выше, чем темпы выручки "Яндекс.Такси" (114%). А по абсолютной величине выручки маркетплейс почти догнал такси. Правда темпы прироста выручки GMV "Яндекс.Такси" еще значительнее - 161%. Темпы прироста фудтеха - 74%, и это убеждает, что фудтех - хит последних двух лет, но", отмечает Леонид Делицын, перспективы выше у "Маркета.
"Важно это потому, что потенциал рынка электронной коммерции у нас очень высок - это 10 трлн руб. к 2025 г., и это одно из немногих направлений, где выручка "Яндекса" может вырасти кратно. На рекламном рынке она кратно уже, увы, не вырастет. Хотя рост выручки от продаж рекламы на 47% - это тоже поразительный результат. Но, скорее всего, больше мы таких темпов на рекламном и поисковом рынке уже никогда не увидим", - считает Леонид Делицын.
Он подчеркивает, что темпы прироста электронной коммерции у нас будут находиться на уровне 25-30% в течение ближайших пяти лет, и если "Яндекс" продолжит так же быстро входить на этот рынок, то маркетплейс будет долго поддерживать рост выручки компании.
Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин отмечает, что "Яндекс" вновь показал чистый квартальный убыток и вновь фундаментальной базой для этого убытка представляется слабый рост доходов населения и невозможность на этом фоне для ориентированного на потребительский сегмент бизнеса"Яндекса" сформировать положительную чистую маржу.
"По нашим базово-оптимистичным оценкам, к концу года прирост индикативного для бизнес-модели "Яндекса" индекса реальных зарплат составит 3,4% год к году при ускорении ИПЦ до 6,5% в среднем по сравнению с 4% во втором полугодии прошлого года. Это позволит компании выйти в "плюс" с учетом очень значительного, на 50% год к году увеличения 12-месячной выручки. Однако ожидаемо сравнительно высокая инфляция ограничит традиционно рост рентабельности бизнесов компании за счет повышения стоимости продукции "на входе" и роста издержек, связанных с бизнесом такси", - подчеркивает Александр Осин.
Он отметил, что с учетом сравнительно слабой статистики первых двух кварталов и сравнительно быстрого ускорения ИПЦ РФ прогноз чистой прибыли "Яндекса" на 2021 г. понижен с 25 млрд руб. до 10,6 млрд руб.
По словам Александра Осина, "Яндексу" удается активно развивать новые направления - речь идет о "Яндекс Маркете" - и расширять свое присутствие на рынке такси. Но это происходит на фоне отрицательной рентабельности. Поэтому качество такого роста нуждается в подтверждении.
"По итогам III квартала возможен, в рамках тенденций, указанных выше, рост чистой рентабельности до 5%. При этом с учетом практически 100%-ного роста квартальной выручки, принимая во внимание текущие значительно более консервативные макроэкономические тренды в рамках базового позитивного сценария, ожидаем стабилизации этого показателя на уровне II квартала, когда он составил 81,4 млрд", - подчеркивает Александр Осин.
Эксперт согласен с прогнозами "Яндекса" о росте выручки поиска и портала в рублях с 17-19% (high-teens) до 24-26% (mid-twenties) за полный 2021 г. по сравнению с 2020 г. Такой сценарий предполагает консолидацию показателей выручки компании во втором полугодии и соответствует обозначенному выше базовому оптимистичному сценарию. Однако в 2022 г. риски, связанные с ускорением для динамики маржи "Яндекса", усилятся в связи с сохранением высокого потенциала инфляционных рисков в российской и мировой экономике.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что компании удалось опередить консенсус по выручке на 4,6% и показать практически двукратный рост. Рентабельность при этом ожидаемо оказалась под давлением на фоне объемных инвестиций в e-commerce. В течение этого года инвестиции в развитие электронной коммерции продолжат оказывать значительное давление на маржинальность компании. Согласно обновленному прогнозу, суммарные вложения в развитие направления за этот год составят порядка $650 млн против $400-500 млн, которые ожидались ранее. Прогноз по выручке группы в 2021 г. был повышен с 315-330 млрд руб. до 330-340 млрд руб. В сегменте поиска доходы могут вырасти на уровне 24-26% год к году против прежней оценки 17-19% год к году, а рентабельность должна остаться примерно на уровне 2020 г.