Геймеры идут на рекорд
Опрос порядка 1,5 тыс. пользователей Sports.ru показал, что большая часть аудитории (54,5%) предпочитает мультиплеерные игры, остальные выбирают одиночные. Среди любимых жанров - шутеры (59,6%), RPG (56,4%) и экшены (53,8%). Меньшей популярностью пользуются стратегии (40,5%), симуляторы (37,4%) и MOBA (35,1%). Всего 15,8% считают себя фанатами ММО, 12,2% проходят квесты, а файтинги любят только 9,4%.
Подавляющее большинство опрошенных геймеров (83,3%) выбирают десктоп, остальные - мобильные игры. Среди консолей ожидаемо лидируют PS4 - ими пользуются 32,2%, в то время как PS5 есть у 8,3%. Nintendo Switch предпочитают всего 4%, приставки Xbox One и One X - 3,4%, а на Xbox Series S и X играют 2,5%. Облачными сервисами для гейминга пользуется менее 1% пользователей Sports.ru. При этом за последние четыре года у 60% опрошенных не изменилась основная платформа для игр. Еще 16,7% стали больше играть на PlayStation, 16,1% - на десктопе, а 3,6% - на Xbox.
Пользователи Sports.ru по-разному проявляют интерес к новым играм. Среди участников опроса 45,2% совершают покупки один раз в несколько месяцев, а 20% - лишь раз в год. Раз в месяц готовы тратиться на игры 16,8% геймеров, несколько раз в месяц - 8%, а каждую неделю - 1,1%. Оставшиеся 8,9% опрошенных заявили, что не покупают игры. Большая часть респондентов (65,3%) тратят на игры до 1000 руб. в месяц, 31,3% - от 1000 до 5000 руб., а 3% - от 5000 до 10 тыс. руб. Выделять на игры больше 10 тыс. руб. каждый месяц готовы всего 0,4%.
Траты в играх на получение доступа к некоторым опциям также распространены среди геймеров. Раз в несколько месяцев такие покупки совершают 83,8% пользователей, раз в месяц - 9,1%, раз в несколько недель - 5,2%, а раз в неделю - только 1,4%. Раз в несколько дней делают покупки 0,3% опрошенных и 0,2% - каждый день.
При этом 39,6% тратят на внутриигровые предметы меньше 1000 руб., а 10,8% - от 1000 до 5000 руб. От 5000 до 10 тыс. руб. расходуют 0,9% опрошенных, 0,3% - от 10 тыс. до 25 тыс. руб., и лишь 0,2% - более 25 тыс. Остальные 48,2% геймеров ответили, что не тратят деньги в виртуальном мире игр.
В сравнении с 2018 г. уровень трат на игры не изменился у 27,9% опрошенных геймеров. Тратить меньше стали 28%, тратить немного больше - 25,1%, а значительно больше - 19%.
В тройку самых популярных игр за последние четыре года вошли Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и серия игр FIFA 19/20/ и 21.
Анализ платежей на игровых ресурсах за первые пять месяцев 2019 г., 2020 г. и 2021 г. показал устойчивую тенденцию роста числа покупок среди геймеров. С 1 января по 31 мая 2021 г. количество покупок выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а оборот магазинов увеличился в 2,1 раза. Средний чек стал больше на 62% и составил 367 руб., а среднее число заказов на одного любителя игр достигло восьми (+64%). Сравнение платежей за 2021 г. с данными за 2019 г. показывает еще более высокий рост количества покупок и оборота игровых онлайн-площадок - на 40% и в 2,2 раза соответственно. Средний чек увеличился на 59%, а среднее число покупок одного геймера выросло на 115%.
Часто пользователи переводят геймерам деньги в виде донатов в качестве платы за игровые трансляции. За пять месяцев 2021 г. оборот таких переводов на платформе "ЮStream" составил более 16 млн руб., что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число переводов также выросло в 1,7 раза. Количество самих стримеров, принимающих пожертвования через "ЮStream", увеличилось на 30%. Сумма среднего перевода почти не изменилась и составила 328 руб. При этом стримеры стали получать больше доходов: средний оборот одного геймера вырос на 33% - до 10 367 руб.
По данным аналитического ресурса "Чек Индекс", спрос на игровые консоли за пять месяцев этого года значительно вырос. Объем продаж офлайн- и онлайн-магазинов в натуральном выражении увеличился в 5,5 раза по сравнению с 2020 г. и в 3,6 раза - по сравнению с 2019 г. Средний чек при этом вырос в 2,1 раза и составил 30 590 руб., превысив показатель 2019 г. в 2,6 раза.
Геймеры также активно покупали портативные игровые приставки. Количество продаж относительно 2020 г. выросло на 31%, а вот средний чек снизился на 12% - до 10 630 руб. В сравнении с 2019 г. приставок куплено на 18% больше, а средний чек при этом уменьшился на 22%.
Тенденции высоких продаж сохранились и среди компьютерных комплектующих. В текущем году объем продаж видеокарт относительно 2020-го вырос на 37%, а средний чек - на 123%, до 39 070 руб. Эти показатели в сравнении с 2019 г. увеличились на 44% и 114% соответственно.
Среди любителей игр популярностью пользовалась и оперативная память (ОЗУ) для компьютеров. В сравнении с 2020 г. число продаж увеличилось в 2,9 раза, а средний чек вырос на 2%, до 2227 руб. Относительно 2019 г. эти показатели выросли в 5,7 раза и на 6% соответственно.
Эксперты проекта "Чек Индекс" отмечают, что потребительский интерес к игровым гаджетам и комплектующим, которые входят в условный набор геймера, резко вырос весной прошлого года на фоне пандемии и изоляции. Многие россияне, особенно любители компьютерных игр, совершали отложенные ранее покупки, стараясь хеджировать риски в связи с изменением валютных курсов. Спрос на комплектующие и игры рос как в нашей стране, так и во всем мире. За время длительного карантина игровая индустрия сумела заметно нарастить клиентскую базу и собрать колоссальный пользовательский опыт, который помогает развивать рынок. Продажи за два года говорят об устойчивом росте интереса к сфере гейминга, что отражается и на рынке компьютерных комплектующих.
Генеральный директор "ЮMoney" Иван Глазачев говорит, что игровая индустрия - одна из самых быстрорастущих отраслей в мире и пандемия еще больше ускорила ее рост. "Сейчас Россия переживает настоящий бум спроса на компьютерные игры. За первые пять месяцев прошлого года количество геймеров больше всего выросло в Республике Ингушетия (на 38%), а число покупок игр - в Петербурге (в четыре раза). За аналогичный период 2021 г. наибольший рост числа любителей игр среди регионов показал Петербург (в 4,2 раза), а самый большой рост по количеству покупок игр продемонстрировала Архангельская область (в два раза). Около 90% геймеров за последние три года в основном оплачивали покупки с десктопа, остальные - со смартфона. Среди методов оплаты большой популярностью пользуются Pay-платежи - в 2021 г. они показали рост в 3,8 раза относительно прошлого года. Платежи банковскими картами продемонстрировали рост в 4,3 раза", - рассказывает Иван Глазачев.
В пресс-службе "ЮMoney" сообщили, что прошлый год показал высокий потенциал развития рынка игровой индустрии. "Меры изоляции, из-за которых люди по всему миру стали намного больше времени проводить дома, помимо всевозможных сетевых сервисов, подстегнули и игровую индустрию. По оценкам исследователей из GlobalData, к 2025 г. годовая выручка игрового сектора по всему миру превысит $300 млрд. Самый бурный рост прогнозируется в сегменте мобильных игр - с $55 млрд в 2018 г. до более чем $100 млрд к 2022 г. Столь оптимистичная оценка учитывает распространение облачных технологий и сетей 5G, резко расширяющих возможности мобильных гаджетов", - подчеркнули в пресс-службе "ЮMoney". По словам представителя компании, безусловный тренд - облачные технологии гейминга и мобильные игры, так как уже не обязательно покупать дорогой игровой ноутбук или полноценную игровую станцию, чтобы играть в современные игры, а смартфон есть почти у каждого. По прогнозам пресс-службы "ЮMoney", будут продолжать активно развиваться стримы. "По данным сайта statista.com, в 2020 г. количество игроков в мире составило почти 2,7 млрд. Обороты игровых ресурсов, принимающих платежи через "ЮKassa", в 2020 г. были на 11% больше, чем в 2018 г., а количество продаж - на 27%. Стремительное развитие технологий, появление все большего количества разработчиков игр и геймеров позволяют делать оптимистические прогнозы: игровая индустрия продолжит активно развиваться, и объемы продаж также будут расти", - сказали в пресс-службе пресс-службе "ЮMoney".
В пресс-службе Tele2 заявляют, что сложно и довольно бессмысленно конкурировать с такой всемирно известной стриминговой платформой, как Twitch. "Поэтому мы фокусируемся не на проведении трансляций, а на развитии мобильного гейминга. В пандемию люди стали больше играть в мобильные игры, и мы стараемся монетизировать этот тренд. Для продвижения направления мы еженедельно проводим десятки турниров, где игроки могут заработать на своем мастерстве деньги, и организуем специализированные мероприятия: например, Tele2 Mobile Open Cup - первый всероссийский открытый турнир по мобильному киберспорту", - объяснили в пресс-службе Tele2.
Руководитель группы закупок аксессуаров и сетевого оборудования "Ситилинк" Денис Чернов говорит, что в 2021 г. наблюдается высокий интерес россиян к товарам для гейминга. "Спрос на консоли превышает предложение на рынке, ситуация осложняется ограниченным количеством поставок старого поколения игровых приставок и дефицитом нового поколения. Высокий интерес зафиксирован и к периферии для ПК и ноутбуков - мышкам, клавиатурам, комплектам (мышь и клавиатура), гарнитурам. Несмотря на взрывной рост спроса на периферию в прошлом году, в связи с переходом большинства компаний на удаленную работу, в 2021 г. геймерский сегмент данной торговой группы растет быстрее аналогов для офиса (рост на 20% в количестве реализованных единиц по сравнению с предыдущим годом). Также популярны микрофоны для стриминга и блогинга. Сейчас игровая индустрия очень востребована у аудитории. Выход новых долгожданных игр, а также высвобождение свободного времени при дистанционной работе и учебе способствуют увеличению интереса аудитории к геймингу", - рассказал Денис Чернов.