Одежда и обувь растут в онлайне
Такие данные приводит Data Insight по результатам исследования. За 2020 г. сегмент вырос как в заказах (40%), так и в деньгах (35%). Средний чек снизился на 3%. И по количеству заказов, и по объему продаж лидирует категория магазинов широкого профиля. Лидером сегмента является Wildberries - доля по онлайн-продажам среди интернет-магазинов топ-1000 составляет 54%.
В пресс-службе Wildberries отмечают, что в 2020 г. покупатели продолжили активно приобретать fashion-товары в интернет-магазинах. Несмотря на ожидаемое серьезное снижение спроса в fashion-сегменте, около 50% годового оборота за 2020 г. Wildberries (217,7 млрд руб., +45% год к году) пришлось на одежду, обувь и аксессуары, которые остаются ключевым ассортиментом онлайн-площадки. В пресс-службе Wildberries ожидают, что в 2021 г. продажи fashion-товаров в онлайн-сегменте продолжат расти.
Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк отмечает, что количество онлайн-заказов в интернет-магазинах одежды и обуви за 2020 г. увеличилось на 40%. "Ожидаем, что рост российского рынка интернет-торговли в целом в 2021 г. будет в рамках 15-20%. Онлайн-рынок одежды развивался медленнее таких направлений, как онлайн-продажа электроники и бытовой техники в предыдущие годы, продемонстрировав бурный рост в 2020 г. из-за введения ограничительных мер. Ожидаем, что сегмент продажи одежды и обуви будет развиваться темпами, сопоставимыми с онлайн-ретейлом в целом", - подчеркивает Евгений Миронюк.
Структура трафика сегмента интернет-магазинов одежды и обуви близка к средним значениям по всему рынку e-Commerce, за исключением повышенной доли переходов по ссылкам с партнерских сайтов (18% против 11% в среднем). Евгений Миронюк считает, что это может говорить о дискретности рынка, присутствии большого количества интернет-магазинов. В ближайшее время будет происходить укрупнение игроков рынка. Это же станет фактором роста качества сервисов и популярности интернет-магазинов.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отмечает, что первыми онлайн стали продавать книги и CD. За четверть века электронной коммерции CD успели выйти из употребления, а книги еще продаются.
"Одежду и обувь, так же как овощи и фрукты, стали покупать онлайн в последнюю очередь. Однако у одежды и обуви есть важное преимущество - если они не подошли, их можно вернуть. В первые годы электронной коммерции еще не существовало такой системы логистики, которая облегчала бы потребителю принятие решения. Вернуть было сложно, а теперь стало легко. Кстати, логистика продолжает прогрессировать - например, во время IPO корейской сети Coupang сообщалось, что ее курьеры еще и забирают старые упаковки и даже утилизируют мусор. Потребителю достаточно выставить пакет Coupang за дверь", - подчеркивает Леонид Делицын.
Поэтому, считает эксперт, для дальнейшего роста онлайн-продаж одежды и обуви барьеров сейчас никаких нет, темпы прироста числа заказов на 40% вполне могут сохраниться и в текущем году. Средний чек увеличиваться вряд ли будет, поскольку первыми потребителями становятся состоятельные граждане, и расширение покупательской аудитории ведет к снижению среднего чека. А вот количество заказов, которое делает один потребитель, может удвоиться. В целом объем этого рынка в 2021 г. превысит половину триллиона рублей.