Каждому по подписке
Как отмечается в исследовании, 2020 г. стал удачным для сервисов по подпискам. Оказавшись дома, многие люди обратились к ним впервые. Количество подписок на одни только видеосервисы перевалило за 1 млрд (по состоянию на март 2021 г.).
Согласно результатам исследования, у 12% в списке ежемесячных трат есть одна-две подписки, 5% платят за три-четыре, 6% - от пяти и более. 77% участников пользуются ими нерегулярно, подключая лишь при необходимости. При этом большинство респондентов (62%) предпочитают российские сервисы международным (38%).
Среди тех, кто пользуется подписками постоянно, 26% готовы платить за видеоконтент, по 18% респондентов выбирают музыку и книги, 15% опрошенных оплачивают таким образом различные услуги и сервисы, столько же - программы и софт, 7% покупают облачные хранилища.
При этом 36% устраивает текущий набор подписок, 14% согласились бы оформить дополнительную при условии, что она сделает их жизнь удобнее, 8% - если она поможет сэкономить. 46% респондентов пока не готовы ее брать. Среди причин оплаты еще одной подписки россияне чаще всего называют отключение рекламы на сервисах (37%) и получение дополнительных услуг - например, кешбэка (30%). Почти четверть (24%) интересуются доступом к эксклюзивному контенту, а еще 9% оформляют подписки для поддержки авторов.
Заместитель генерального директора по маркетингу и коммерческому направлению группы компаний "ЛитРес" Ирина Грааф отмечает, что рост продаж сервиса по подписке MyBook по итогам 2020 г. составил более 78% по сравнению с 2019 г. При этом количество новых регистраций в сервисе выросло на 51%, а число пользователей, оформивших себе премиум-подписку, в которую, помимо электронных, входят также аудиокниги, увеличилось на 156%.
"По нашим прогнозам, в 2021 г. темпы роста MyBook сохранятся. В целом рост популярности сервисов по подписке связан с изменением привычек потребителей, включая сегмент аудиокниг. В 2020 г. произведения в аудиоформате в MyBook слушали в три раза больше подписчиков сервиса, если сравнивать с предыдущим годом. Росту количества пользователей сервиса также способствует распространение семейной подписки, которая стала доступна в MyBook весной 2021 г.", - подчеркивает Ирина Грааф.
Директор по развитию открытой экосистемы ПАО "МегаФон" Григорий Цомык отмечает, что в 2020 г. "МегаФон" фокусируется на продвижении контентных сервисов по подписочной модели.
"Мы предлагаем клиентам как собственные продукты, например "МегаФон ТВ", так и широкую линейку партнерских сервисов: IVI, Start, Okko, "СберЗвук", Boom, "ЛитРес". Мы видим большой спрос на них среди клиентов, и он продолжает увеличиваться. Несмотря на бурный рост направления, по количеству подписочных сервисов на человека российский рынок пока далек от западного, где они начали развиваться раньше. У этой бизнес-модели большой потенциал", - считает Григорий Цомык.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что рынок онлайн-видео сейчас активно растет. Средняя трата активного человека сейчас составляет 315 руб. в месяц. В среднем человек проводит на одном онлайн-кинотеатре четыре месяца. Исходя из этого, сейчас основная задача онлайн-кинотеатров - увеличить это время с четырех месяцев до большего, по крайней мере до шести-семи. Это реально по той причине, что для человека перейти из кинотеатра в кинотеатр не составляет труда.
"Мы проводили опрос в I квартале этого года, и люди говорили, что, если будет какой-то контент, они будут готовы потратить на него деньги. Думаю, что траты людей вырастут. Рост может составить порядка 10%", - отмечает Денис Кусков.