Дарья
Чебакова
14.05.2021

Гендиректор "Почты России" предложил главе Минпромторга создать при министерстве новую структуру для развития интернет-торговли. Компания рассчитывает, что сможет стать посредником между маркетплейсами и независимыми продавцами

Гендиректор "Почты России" Максим Акимов направил главе Минпромторга Денису Мантурову письмо с предложением создать при министерстве комитет или комиссию по развитию электронной коммерции (копия письма есть у РБК, ее подлинность подтвердили два источника на рынке). "Почта России" сама готова участвовать в работе комиссии (компания позиционирует себя в письме "как независимую организацию, занимающую лидирующие позиции в оказании услуг селлерам на рынке электронной коммерции"), а также предлагает привлечь представителей маркетплейсов и бизнес-объединений, логистов, продавцов и другие заинтересованные стороны. Целью комиссии будет выработка "комплексных решений по преодолению проблем, с которыми сталкиваются участники электронной торговли".

Представитель пресс-службы Минпромторга сообщил, что к ним поступило обращение "Почты России". По его словам, сейчас оно прорабатывается.

В письме указано, что взаимоотношения между маркетплейсами и независимыми продавцами осложняются из-за постоянно возникающих барьеров, в том числе в законодательной сфере. Конфликты "отражаются на финансово-хозяйственной составляющей как маркетплейсов, так и продавцов". Акимов делает отсылку к письму Минпромторга маркетплейсам от 12 апреля. В нем министерство указало проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка: возможность одностороннего изменения договора со стороны маркетплейсов и изменения суммы комиссии без уведомления контрагентов; необходимость постоянного снижения цен и проведения акций для продвижения товаров (а если продавец откажется предоставлять скидку, его товар может исчезнуть с маркетплейса); отсутствие у поставщиков возможности проверить и проконтролировать достоверность предоставляемого маркетплейсом отчета о текущих продажах (вынужденное "кредитование" деятельности площадок); возможность оборота контрафактной (несертифицированной) продукции и т.д., перечисляло издание VC.ru. Подлинность приведенных тезисов подтвердил и источник РБК на рынке электронной торговли.

Как пояснил РБК представитель "Почты России", в интернет-торговлю в стране приходит все больше игроков, в том числе малый и средний бизнес. "Многие крупные игроки объединяются в ассоциации для решения возникающих вопросов. Но нужно также создавать условия для роста интернет-торговли в сегменте малого и среднего бизнеса как в России, так и на экспорт. Для этого необходимо чутко реагировать на обращения и запросы таких компаний, чтобы снимать различные ограничения, препятствующие их росту в онлайне", — говорит представитель "Почты России". Поэтому компания и предложила Минпромторгу создать экспертную группу, "которая сможет рассматривать актуальные вопросы игроков рынка" и "работать над снятием ненужных барьеров и ограничений".

Как к идее отнеслись участники рынка

Два источника на рынке сообщили РБК, что глава Минпромторга поручил проработать предложение, но у отдельных сотрудников министерства "есть мнение о нецелесообразности создания комитета по электронной торговле". В качестве аргумента он указал, что уже существует ряд отраслевых организаций для решения актуальных вопросов рынка: Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ).

Однако другой участник рынка электронной торговли назвал идею "Почты России" "имеющей право на существование". Он говорит, что интересы маркетплейсов отстаивают АКИТ и НАДТ, потребителей защищают различные организации, но нет структуры, которая защищала бы интересы продавцов и поставщиков, из-за чего "маркетплейсы могут их ущемлять". По его словам, идея требует проработки, чтобы комитет не был просто площадкой для разговоров, а по итогам его работы принимались бы реальные решения. "При этом 80% продавцов на различных маркетплейсах пересекаются, и начинаются обсуждения возможности создания фулфилмент-центра (оказывает услуги по хранению товара, получает заказы из интернет-магазина, формирует их, упаковывает и отправляет в службу доставки. — РБК) непосредственно для продавцов, откуда они могли бы отгружать товары по сделкам, совершенным на различных площадках. Но нужна некая структура, которая займется созданием такого фулфилмента", — говорит собеседник РБК.

Представитель пресс-службы Wildberries говорит, что в компании положительно оценивают создание нового комитета. "Как лидер рынка, планируем принимать в нем активное участие", — добавил он. Представитель "Яндекс.Маркет" отказался от комментариев.

Новости из связанных рубрик