Лидирующими по востребованности направлениями деятельности ИТ-организаций, специализирующихся на разработке технологий для электронной коммерции и маркетинга, в период пандемии в 2020 г. оказались услуги по автоматизации бизнеса, а также создание мобильных приложений. Таковы данные исследования Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Специалисты отмечают, что в 2021 г. эти сферы продолжат развитие.

© ComNews
12.05.2021

Согласно оценкам исследователей Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, несмотря на негативный характер влияния коронакризиса с точки зрения краткосрочной деловой конъюнктуры, пандемия оказалась важным драйвером активизации спроса на цифровые решения, став в определенной степени триггером эскалации отдельных цифровых разработок со стороны ИТ-организаций, оказывающих услуги в области электронной торговли и маркетинга.

В исследовании сообщается, что в 2020 г. лидирующие позиции среди указанных видов деятельности по охвату спроса на технологии заняла торговля. Данный сегмент показал абсолютное доминирование по заказам на разработку сайтов, мобильных приложений, автоматизации бизнеса, Big Data и аналитики, технологий дополненной и виртуальной реальности, а также интернета вещей. Причем по сравнению с 2019 г. по отдельным из указанных технологических продуктов со стороны ретейлеров произошла заметная активизация спроса. Прежде всего возросла востребованность разработки сайтов (отметили 55% против 45% респондентов) и мобильных приложений (53% против 47%).

Финансовые организации, несмотря на дистанцированность от лидера по ряду технологий, в целом демонстрировали высокую сопряженность с ним, однако нигде выражено не доминировали. Относительно небольшой разрыв с организациями торговой сферы зафиксирован по востребованности разработок мобильных приложений, автоматизации бизнеса, Big Data и аналитики, технологий дополненной и виртуальной реальности. Промышленные организации в оценках респондентов ИТ-организаций характеризовались более скромным спросом на услуги, однако, несмотря на некоторый отрыв от сферы финансов и торговли, потребность в разработке отдельных технологических решений у них находилась на том же уровне, что и у лидеров, а иногда и выше по ряду технологий. Строительные организации, будучи, по мнению респондентов, выраженными аутсайдерами в сравнении с остальными тремя сегментами, обладали наиболее сильными позициями с точки зрения спроса на разработку сайтов и технологий интернета вещей.

Согласно данным исследования Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, лидирующими по востребованности направлениями деятельности указанных ИТ-организаций в период пандемии, а также с точки зрения планов развития на 2021 г. оказались услуги по автоматизации бизнеса, разработке технологий электронной коммерции и маркетинга, а также мобильных приложений.

При этом оценки руководителей показывают, что в текущем году фокус ИТ-услуг будет активно смещаться в сторону продвижения цифровых продуктов, связанных с развитием облачных сервисов, интернета вещей, также сохранится достаточно высокой актуальность разработок технологий информационной безопасности.

В целом, как свидетельствуют полученные данные, оценки ожидаемых тенденций изменения основных показателей деятельности организаций в 2021 г. являются преимущественно благоприятными. Основными точками роста признаются спрос и инвестиции, увеличение которых ожидается в 40% и 33% обследованных организаций соответственно. Кроме того, в 36% ИТ-организаций разработчиками ожидается рост количества клиентов, а 28% собираются наращивать численность работников. Около 20% респондентов запланировали рост цен (тарифов) на свои услуги.

В то же время сохраняется определенная неуверенность относительно перспектив наращивания конкурентоспособности (17% положительных против 19% отрицательных оценок) - около 40% респондентов сообщили, что конкурентное преимущество на российском рынке услуг есть, но для расширения целевой аудитории его еще необходимо укреплять. Одновременно 44% руководителей придерживались мнения, что оказываемые в их организациях ИТ-услуги обладают высокими потребительскими качествами и имеют свои эксклюзивные свойства.

Из числа действенных государственных мер, которые в большей степени могут способствовать росту конкурентоспособности в 2021 г., большинство предпринимателей особенно выделяли меры фискального стимулирования, такие как снижение налоговых ставок и введение налоговых льгот (89% респондентов), смягчение и оптимизация фискальной политики (61%), а также в целом стабилизацию финансово-экономической ситуации (75%). Кроме того, большое количество предпринимателей выступили за продолжение развития мер по созданию благоприятных условий ведения бизнеса за счет новых инструментов и механизмов поддержки развития ИТ-услуг (64%).

В то же время в связи с активной государственной поддержкой ИТ- сферы актуальность многих мер по сравнению с предшествующими годами значительно снизилась. Например, если в 2019 г. устранение административных барьеров было важно для 53% респондентов, то в 2020 г. их доля снизилась до 39%. Наиболее яркая тенденция также зафиксирована по вопросам развития программы импортозамещения отечественного ПО (снижение до 8% против 33% респондентов в 2019 г.).

Как отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в распределении оценок участников опроса относительно влияния различных факторов, лимитирующих развитие ИТ-организаций, оказывающих услуги в области электронной торговли и маркетинга, акцентировано выделяются несколько важных тенденций. Ключевыми признаются финансовые и экономические проблемы: 53% респондентов указали на "недостаточную платежеспособность потенциальных клиентов", а 47% - на экономическую ситуацию в стране, как на значимые лимитирующие факторы. В этом же ряду находится инфляция, негативная роль которой признана существенной 39% руководителями.

Факторы, связанные с институциональным режимом и государственной отраслевой политикой, также оказались достаточно акцентированы респондентами: 39% предпринимателей отметили "слабые механизмы поддержки бизнеса, необходимые для улучшения инвестиционного климата" в качестве важного лимитирующего фактора, а 31% в таком же качестве выделили "существующий налоговый режим".

Следом по важности шли экономическая ситуация на мировых рынках, объем собственных средств (по 28% респондентов), низкая квалификация кадров, высокая стоимость аппаратных средств, программного обеспечения, средств и услуг связи, процент коммерческого кредита, недобросовестная конкуренция со стороны других организаций (все - 25%).

Как рассказали в пресс-службе "AliExpress Россия", в прошлом году компания начала переносить разработку в Россию. "В 2020 г. к команде маркетплейса присоединилось более 300 IT-специалистов: сейчас в команде более 400 разработчиков. В 2021 г. мы планируем нанять еще около 150 российских сотрудников в IT. Инфраструктура глобального AliExpress изначально не была рассчитана на иностранные проекты, которые будут развиваться по правилам локального рынка. Код писался китайскими разработчиками с использованием удобных им инструментов, в том числе внутренних технологий Alibaba, которые трудно применять вне Китая. Поэтому мы сделали ставку на развитие собственного штата квалифицированных ИТ-специалистов, которые смогут сделать площадку удобнее для российского пользователя", - объяснили в пресс-службе "AliExpress Россия".

По словам представителя пресс-службы "AliExpress Россия", развитие собственной разработки позволило в прошлом году запустить проект "Есть!", доступный только для российских пользователей. Он позволяет заказывать продукты питания и товары повседневного спроса с экспресс-доставкой внутри AliExpress. Еще один сервис, который разработала команда "AliExpress Россия" в рамках локализации сервиса, - AE Platform, где владельцы сайтов и медиаплощадок, авторы блогов и простые пользователи могут получить доступ к миллиону товаров маркетплейса и монетизировать свой трафик с помощью партнерских ссылок.

"В этом году мы запустили собственное локальное приложение для iOS и Android. Новое приложение доступно для пользователей из России и стран СНГ. Оно позволяет вести разработку и обновлять платформу без привязки к глобальным процессам AliExpress благодаря специально развернутой локальной инфраструктуре. Мы работаем над улучшениями и новыми уникальными функциями не только для покупателей, но и для продавцов. В планах - активное развитие новых продуктов в России, включая их разработку с нуля или серьезную адаптацию и локализацию существующих сервисов для "AliExpress Россия", масштабные работы по обновлению UX и UI в части совершения заказа и взаимодействия продавцов с платформой, расширение географии сервиса "Есть!", обновление поисковой платформы для локальных пользователей", - рассказали в пресс-службе "AliExpress Россия".

Партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин объяснил, что интернет-торговля выросла в 2020 г. на 57%. По его словам, это самые высокие темпы роста за 10 лет. Причина такого роста - пандемия и связанная с изоляцией необходимость потребителей заказывать все больше товаров в онлайн-магазинах.

Федор Вирин отмечает, что основной рост пришелся на крупнейшие площадки и маркетплейсы - они проявляли наибольшую рекламную активность, с одной стороны, и стабильность обслуживания во время пандемии - с другой. Тем не менее огромное число продавцов столкнулись с необходимостью запуска онлайн-продаж (в основном производители товаров и офлайновые магазины). Это дало всплеск запросов к компаниям-разработчикам во второй половине года.

Федор Вирин считает, что сегодня на рынке работает несколько разнонаправленных трендов. "Во-первых, производители и магазины, столкнувшиеся с ростом объема продаж в 2020 г., а также с увеличившейся долей продаж, вынуждены сегодня обновлять свое ПО управления магазинами, рынок разработки растет. Во-вторых, производители и магазины, не вышедшие (или плохо вышедшие) в онлайн в 2020 г., вынуждены делать это сегодня. Рынок разработки растет. В-третьих, общее количество средних магазинов сокращается - их "съел" коронакризис, с одной стороны, и крупнейшие магазины и маркетплейсы - с другой. Рынок разработки падает. В-четвертых, многие производители не стремятся создавать свой магазин, но стремятся сразу выходить на маркетплейсы. Им нужна для этого разработка, но не разработка интернет-магазинов - но разработка интеграции с маркетплейсом. Рынок разработки растет. В целом рынок разработки прилично растет в 2021 г., и то же самое будет в 2022 г.", - рассказал Федор Вирин.

Директор по маркетингу компании "Т1 Интеграция" Максим Гарусев считает, что сложно выделить какие-то приоритетные направления, так как по оценкам "Т1 Интеграции" существенный рост проходил по всем направлениям. "Вырос оборот онлайн-торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами в сегментах одежды, электроники и бытовой техники, товаров для строительства и ремонта, мебели и т.д. Разумеется, нужно отметить и последующий рост такой отрасли, как интернет-платежи, - увеличение количества заказов сопровождается увеличением платежных транзакций в онлайне", - говорит Максим Гарусев.

"Каких-то кардинальных изменений в 2021 г. мы не ожидаем, но существенные изменения будут происходить в традиционных болевых зонах онлайн-торговли: улучшаться физическая логистика товаров, упрощаться оплата услуг и товаров, многие игроки будут подтягивать качество оказываемых услуг с точки зрения поддержки - это очень затратная статья для бизнесов, работающих на массовом рынке", - рассказал Максим Гарусев.

Начальник отдела поддержки продаж компании Oberon Екатерина Катлабуга отмечает, что решения, которые используются в e-commerce, успешно применяются в различных сферах: омниканальность, покупки с мобильных устройств (разработка приложений для мобильных устройств), технологии голосового управления, блокчейн, AR-технологии, которые помогают покупателям понять, как товар будет выглядеть в реальности, а не на фотографии, голосовые роботы (например, для предоставления технической поддержки). "В данном случае скорее можно говорить о перепрофилировании части бизнесов компаний, которые занимаются развитием ИТ-решений, под нужны электронной торговли как одного из самых динамично развивающихся сегментов рынка. Безусловно, они проявили себя успешней, чем другие отрасли, но уже во второй половине 2020 г., когда эти организации смогли ответить на вызов рынка, появившийся из-за смещения торговли в сторону e-commerce", - объяснила Екатерина Катлабуга.

Она подчеркивает, что, по данным агентства Statista, в 2021 г. мировая выручка от онлайн-торговли достигнет $4,9 трлн, а к 2022 г. возрастет до $6,54 трлн, что на 85,27% больше, чем в 2019 г. По словам Екатерины Катлабуга, здесь работает прямая зависимость: чем больше пользователи покупают в интернете и получают положительный опыт онлайн-покупок, тем охотнее возвращаются. "На данный момент крупные игроки говорят, что они сейчас находят новые каналы взаимодействия с покупателями и предлагают им максимально комфортные условия для покупок и оказания онлайн-услуг. Для этого компании объединяются друг с другом ("Яндекс" и Сбер - раньше маркетплейс "Беру"), ищут новых партнеров и адаптируют маркетинговую систему под новые реалии", - поясняет Екатерина Катлабуга.

Эксперт отмечает, что, по данным Search Node, в 2021 г. 78% компаний планируют увеличить свой бюджет на цифровую торговлю, 2% за то, чтобы уменьшить его. При этом еще 16% планируют сохранить примерно на прежнем уровне.

"Основные тренды 2021 г. - внедрение, улучшение или изменение персонализации, поиска по сайту и омниканальность. Около 45% ретейлеров говорят, что планируют уделять больше внимания цифровой части своего бизнеса, корректируя ассортимент, инвестируя в новое программное обеспечение для электронной коммерции или уделяя больше внимания каналам онлайн-маркетинга. Многие компании говорят, что будут корректировать логистику. Также стоит отметить, что продолжится тренд на экологичность, внимание на сохранении лояльности текущих клиентов, AR и голосовые продажи. Ожидается, что к 2022 г. количество покупателей, которые совершают покупки через голосовые сервисы, увеличится на 55% по сравнению с 2020 г. Уже сейчас часть компаний предлагают сервисы по подписке. Предполагается, что в 2021 г. почти половина e-commerce-компаний будут предлагать в том или ином виде свои услуги в виде подписки", - объяснила Екатерина Катлабуга.

Новости из связанных рубрик