Сергей
Уваров
30.04.2021

В отрасли пока не поддерживают предложение распространить систему учета продаж билетов на театры и музеи. Ранее об идее расширить единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС), которая сегодня используется во всех кинотеатрах страны, сообщила министр культуры Ольга Любимова.

Работу театров и музеев сложнее унифицировать, говорят эксперты. Кроме того, если учреждениям придется платить за установку специальных программ, для небольших частных заведений дополнительная финансовая нагрузка может оказаться непосильной. В Минкультуры подчеркнули: идея пока в стадии проработки, поэтому говорить о конкретных формах ее воплощения преждевременно.

На уровне идеи

Дискуссия о возможности распространения ЕАИС на театры и музеи началась после поста Ольги Любимовой в Facebook.

"Министерство культуры РФ планирует в будущем создать единую автоматизированную систему сведений для театров и музеев по примеру ЕАИС Фонда кино. Единая автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах показала свою эффективность. У нас возникла идея подобного рода электронной отчетности по музеям и театрам. Мы могли бы вместе с профессиональным сообществом подумать над ее разработкой", написала министр.

Выступая на форуме креативных индустрий IPQuorum Ольга Любимова также подняла эту тему и признала, что реализация задумки потребует значительных вложений.

В пресс-службе Минкультуры "Известиям" сообщили, что пока проект существует на уровне идеи, поэтому говорить о каких-то подробностях и сроках внедрения рано.

От кино до театра

ЕАИС для кинотеатров была создана еще в 2010 году по поручению президента. С 2014-го ее оператором является Фонд кино. В систему передаются данные о продажах билетов на все сеансы во всех кинозалах страны, при условии, что фильм получил прокатное удостоверение. Данные по количеству показов и зрителей, вся статистика по бокс-офису доступна через интернет-сайт и мобильное приложение всем желающим.

По мнению главы Ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина, эффект от внедрения ЕАИС в целом положительный.

— Это кратно увеличило прозрачность рынка. Кроме того, это позволило правообладателям и кинотеатрам оперативно видеть результаты проката, что очень важно, поскольку в случае большого спроса на какой-то фильм можно быстро увеличить количество сеансов. Плюс ко всему, в ЕАИС есть много удобных аналитических инструментов и для продюсеров, и для владельцев кинотеатров, — поделился с "Известиями" Олег Березин.

Впрочем, некоторые проблемы существуют, признал он. Например, иногда происходят сбои системы. Был случай, когда все продажи в одном зале якобы пришлись на одно кресло. Это было трактовано как нарушение, и кинотеатру пришлось заплатить ощутимый штраф.

Технически подключение к ЕАИС выглядит следующим образом. Кинотеатр устанавливает специальный программный модуль на существующее ПО для продажи билетов. И этот модуль передает данные в требуемом формате в эту единую систему. Для кинотеатров он платный, однако первые годы кинотеатры малых городов были освобождены от необходимости подключения к ЕАИС. По мнению Олега Березина, подобная схема могла бы быть и в случае с другими учреждениями культуры. А государственным театрам и музеям скорее всего выделят дотации на это, так что в конечном счете заплатит налогоплательщик.

Унификация не нужна

Автоматическая система по продаже билетов в театры была создана еще при прежнем министре, напоминает директор Вахтановского театра Кирилл Крок. Но она охватывает федеральные заведения.

— Владимир Мединский сначала настаивал на том, чтобы у всех театров страны была одна система продажи билетов. И мы встали на уши. Потому что мы очень разные и у нас всё работает очень по-разному, в отличие от кинотеатров, которые живут примерно по одному принципу и друг на друга похожи. Нам же унификация не нужна, — подчеркнул Кирилл Крок в беседе с "Известиями". — Ту идею, которая сейчас возникла, необходимо очень серьезно обсуждать. Важно понять, что вносить в эту систему. Насколько я могу судить, сейчас речь идет о создании более широкой системы, которая бы фиксировала не только проданные билеты, но и касалась вопросов авторских прав, имущественного комплекса и так далее.

Кирилл Крок также обратил внимание, что если в случае с кинотеатрами можно говорить о точной продолжительности каждого сеанса, то в театрах один и тот же спектакль может идти разное время.

Нехватка конкретики

В художественной среде идея министра вызвала настороженную реакцию. "Известия" обратились к нескольким крупным московским музеям — как государственным, так и частным, и везде отказались от комментариев. Где-то сослались на нехватку конкретики, где-то после консультаций с руководством сообщили о неготовности высказываться на этот счет.

Смелее оказались представители небольших региональных музеев. Они беспокоятся, прежде всего, из-за перспектив дополнительной финансовой нагрузки. И не считают, что требуются какие-то формы учета и контроля продаж помимо уже существующих.

— Мой музей платит налог на профессиональный доход с каждого билета. Как только турист переступил порог — он заплатил, а я немедленно через мобильное приложение "Мой налог" со своего телефона прислала ему чек, тут же зафиксированный налоговиками. Поэтому пусть власти, придумывавшие дополнительный учет для частных музеев, черпают информацию обо мне исключительно из этой системы, — заявила в беседе с "Известиями" основатель Музея каменных жерновов Елена Михайлова. — Никаких платных сервисов я подключать не планирую. Если частные музеи поголовно обяжут к этому, я просто перестану называться музеем. Стану "частным собранием жерновов", "выставкой жерновов"...

Впрочем, уверен Олег Березин, если власти примут решение, то рано или поздно музеям и театрам придется подчиниться. В конце концов, максимальная прозрачность — это веяние времени. По словам эксперта, если для бизнеса стоимость дополнительной программы чрезмерна, значит, сам бизнес находится не в лучшем состоянии.

Новости из связанных рубрик