Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план инвентаризации ИТ-ресурсов государственных информационных систем (ГИС). Собирать данные будет главная координационная ГИС Минцифры - ФГИС КИ (координации информации). В нее госведомства будут выгружать информацию об используемых ИТ-ресурсах. По результатам инвентаризации Минцифры до 8 апреля 2021 г. представит в правительство проект доклада президенту о результатах выполнения поручения, а также предложения по дополнительным мерам регулирования в сфере приобретения, использования и учета ИТ-ресурсов.
© ComNews
15.12.2020

Информация об утверждении плана инвентаризации размещена на сайте правительства РФ и имеется в распоряжении Михаила Мишустина, прикрепленном к сообщению. На сайте сказано, что инвентаризация поможет оценить и оптимизировать расходы на ИT-инфраструктуру, обеспечить ее соответствие требованиям к защите информации, наладить регистрацию и учет.

Эксперт в сфере государственных ИТ Альберт Бертяков пояснил корреспонденту ComNews, что задача инвентаризации - провести перепись государственных и типовых информационных систем - на федеральном уровне обязательную, на региональном - вроде бы рекомендованную, но по факту также обязательную (обязательность будет обеспечена соответствующими распоряжениями региональных правительств - поскольку федеральное правительство не может напрямую давать команду в регионы). "Для каждого ведомства нужно составить актуальные списки государственных информационных систем (ИС) - это те, которые используются для оказания госуслуг и исполнения основных полномочий ведомств, и типовых ИС - это СЭД, кадровые системы, системы бюджетного учета и т.п., - рассказывает Альберт Бертяков. - Для всех выявленных и включенных в перечни ГИС и типовых ИС нужно выявить актуальный статус аттестованности по требованиям информационной безопасности - это требование обязательно только для ГИС, - статус передачи в промышленную эксплуатацию и статус принятия к бюджетному учету. Почему нужно это сделать? Потому что все прошедшие годы это делалось очень плохо".

В распоряжении Михаила Мишустина сказано: "Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, в сроки, установленные планом, провести инвентаризацию ИT-ресурсов с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации, при необходимости осуществив ее доработку". Согласно плану, 15 декабря Минцифры должно направить уведомления в госорганы о проведении инвентаризации ИT-ресурсов, до 25 декабря госорганы должны назначить должностных лиц, уполномоченных на проведение инвентаризации ИТ-ресурсов.

ФГИС КИ (Федеральная информационная система координации информатизации) разработана в соответствии с постановлением правительства от 14.11.2015 №1235, и, согласно ему, Минцифры занимается ее развитием.

Заместитель директора департамента развития архитектуры и координации информатизации Минцифры Алексей Карапузов подтвердил корреспонденту ComNews, что система для целей инвентаризации безусловно будет доработана. "Инвентаризация ИT-ресурсов повлечет временные затраты как сотрудников Минцифры, так и сотрудников органов власти, которые будут задействованы в инвентаризации. При этом прямые затраты на доработку ФГИС КИ не выйдут за рамки запланированного бюджета, то есть не потребуют дополнительных средств. Все уведомления в госорганы будут направлены в соответствии с графиком - 15 декабря", - отметил он.

Альберт Бертяков считает, что явным и публичным образом - через госконтракты - инвентаризация и все доработки ФГИС КИ финансироваться не будут. "С 2017 г. все работы по развитию и сопровождению ФГИС КИ финансируются Минцифры через субсидии на выполнение госзадания, выделяемые подведу - ФГБУ "ЦЭКИ". Этот способ финансирования не очень прозрачный. Но если знать, где искать в открытых источниках, то можно найти цифры расходов на ФГИС КИ в 2017-2019 гг. В среднем ежегодно они составляли порядка 18-20 млн руб. на развитие ФГИС КИ и примерно столько же - на эксплуатацию. Все доработки ФГИС КИ, которые сейчас в экстренном порядке будут делаться для технической поддержки инвентаризации систем, будут финансироваться из средств субсидии. Денег там достаточно. Ведомства же будут заниматься инвентаризацией систем просто в рабочем порядке - хотя наверняка в режиме "срочно-важно-неотложно" - и никакого дополнительного финансирования для этих целей не получат. Грубо говоря, им и не положены за эту работу деньги - они будут доделывать свои недоделки, накопившиеся за прошлые годы", - рассказал Альберт Бертяков.

По результатам инвентаризации Минцифры должно до 8 апреля 2021 г. представить в правительство проект доклада президенту о результатах выполнения поручения, а также предложения по дополнительным мерам регулирования в сфере приобретения, использования и учета ИT-ресурсов.

Альберт Бертяков уверен: доклад будет подготовлен и направлен в правительство и дальше президенту в строго намеченные сроки. "Вопрос в том, что будет написано в этом докладе и насколько данные инвентаризации будут соответствовать реальному положению дел. Вот насчет полноты и качества тех цифр, которые попадут в доклад, у меня есть серьезные сомнения. Я также очень сильно сомневаюсь, что за три месяца удастся навести полный порядок в учете ИС - потому что этот учет находится в запущенном состоянии уже несколько лет. Извините за аналогию, но для того, чтобы расчистить эти авгиевы конюшни, нужен Геракл. А такого Геракла в нашей нынешней госинформатизации, увы, не наблюдается", - рассказывает Альберт Бертяков корреспонденту ComNews.

Генеральный директор АО "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин согласен: для столь масштабной задачи срок в три месяца - очень небольшой, даже несмотря на то, что на этом этапе планируется собирать информацию только по нескольким ограниченным темам.

Генеральный директор ООО "Базальт СПО" (BaseALT) Алексей Смирнов отметил, что ФГИС КИ - одна из тех ИС, которые не требуют от пользователей установки зарубежного ПО. "Не думаю, что затраты на ее доработку будут чрезмерными, учитывая сжатые сроки. И полагаю, что экономия от инвентаризации ИТ-ресурсов будет значительно больше. Наши интеграторы, работая с ведомствами, часто сталкиваются с ситуацией, когда нет достоверной информации, какое ПО реально используется в организации. Часто смотрят, что стоит на балансе в бухгалтерии, но это не отражает реальной ИТ-картины. Рекомендации должны быть разработаны Минцифры к началу апреля. Полагаю, в них войдут меры по защите информации, унификации технологических решений, усилению технологической независимости", - прокомментировал Алексей Смирнов.

Алексей Карапузов (Минцифры) сказал корреспонденту ComNews, что инвентаризация позволит систематизировать сведения об имеющихся ИТ-ресурсах, созданных за бюджетный счет. "В настоящее время исчерпывающие сведения, собранные в одном источнике, отсутствуют, так как учет происходит на разных уровнях - федеральном, ведомственном и региональном. Кроме того, инвентаризация направлена на выявление недостатков существующих механизмов учета ИТ-ресурсов, а также прав на них с целью совершенствования учета и последующего внесения изменений в регулирующие нормативные правовые акты. Поставленные в распоряжении цели собрать информацию о государственных и иных ИС с точки зрения выполнения требований к защите информации, надлежащем оформлении интеллектуальных прав и учете сведений, подлежащих размещению во ФГИС КИ, определенно, должны быть достигнуты", - говорит он.

Альберт Бертяков подтвердил: во ФГИС КИ сведения неполные и неточные - не учтены ИС, созданные и эксплуатируемые в подведомственных учреждениях, числятся на учете устаревшие и выведенные из эксплуатации ИС, не оформлены должным образом права собственности на ИС и права интеллектуальной собственности и т.п. "Это следствие многолетних недоработок и формально-бюрократического подхода и самой Минцифры, как регулятора процессов координации, и всех ведомств, которые спустя рукава относились к своим обязанностям в отношении учета ГИС и ИС. Кто был инициатором этой задачи и появления поручения президента, сложно сказать наверняка. Возможно, это кумулятивный эффект от проверок Счетной палаты. Возможно, само Минцифры инициировало этот запрос на поручение самому себе через "верхи" - потому что других существующих рычагов координации на уровне Минцифры не хватало, чтобы одномоментно заставить все ведомства навести порядок в учете всех ГИС и ИС, находящихся в их собственности. Возможно, сработали советники на уровне вице-премьера. В конце концов, не столь важно, кто был инициатором этого процесса - главное, что процесс запущен. Правда, сомнения в том, что он будет полностью проведен и успешно завершится, есть", - считает Альберт Бертяков.

Счетная палата РФ неоднократно обращала внимание на проблемы в области создания, эксплуатации и учета ГИС. В исследовании "Оценка открытости государственных информационных систем в России", опубликованном в начале 2020 г., авторы отметили ключевые проблемы регулирования ГИС в России: размытость определения термина "государственная информационная система"; отсутствие четких требований по раскрытию информации о ГИС и недостаточный контроль за их соблюдением; длительность сроков изменения правовых актов, регулирующих ГИС, и согласования технических заданий.

В Счетной палате рассказали корреспонденту ComNews, что решение этих и других ключевых задач по созданию и учету ГИС призвана решить инвентаризация ИТ-ресурсов. "Объектами проведения инвентаризации ИТ-ресурсов являются информационные системы, созданные или приобретенные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами. В том числе созданные и приобретенные в целях реализации полномочий подведомственными учреждениями и предприятиями. Принимая во внимание масштабность задачи, сроки ее реализации, а также учитывая потребность повысить личный уровень ответственности заказчиков информационных систем, выбранный механизм проведения инвентаризации, с использованием уже используемого функционала ФГИС КИ внесение информации, предиктивно подготовленной на базе уже имеющихся в ФГИС КИ сведений и заверенной электронной подписью уполномоченных на проведение инвентаризации в органе власти лицом, является на наш взгляд удачным решением. Анализ полученной информации позволит в дальнейшем значительно сократить расходы на создание информационных систем, исключить дублирование затрат на приобретение и разработку ранее созданных компонентов информационных систем и упростит механизм применения уже созданных компонентов и алгоритмов в новых разработках", - рассказала пресс-служба Счетной палаты.

Счетная палата в дальнейшем изучит и оценит результаты проведенной инвентаризации ГИС в ходе экспертно-аналитического мероприятия "Оценка текущего состояния федеральных ГИС с точки зрения перспектив цифровизации государственного управления".

Альберт Бертяков подчеркнул, что шагом, предшествующим инвентаризации, должна была бы стать коренная переработка всей методологии учета, которая существует у нас в сфере госинформатизации. "Методика учета - приказ 127 Минкомсвязи от 2013 г. - была плохо написана с самого начала. И все прошедшие годы она еще и плохо отрабатывалась ведомствами - отсюда и то печальное состояние учета информсистем и всей ИТ-инфраструктуры, которое мы имеем сегодня. Если в процессе стартующей инвентаризации до верхних руководителей и их советников не дойдет понимание, что весь существующий учет нужно ломать и строить все заново, то тогда беда - мы останемся в ситуации имитации бурной деятельности. Но думать об этом не хочется", - рассказывает он корреспонденту ComNews.

Альберт Бертяков уточнил, что задача исследования содержимого систем (инвентаризация информационных ресурсов) тоже стоит на повестке, но она на порядок сложнее - просто потому, что в настоящее время нет определения понятий "информационный ресурс" и "государственный информационный ресурс". "Для того чтобы провести инвентаризацию информационных ресурсов, нужно сначала нормативно определить, что есть "информационный ресурс" вообще и "государственный информационный ресурс", в частности. Эти термины уже больше двух лет употребляются в связи со всем происходящим вокруг НСУД (национальная система управления данными), но и там они введены явочным порядком. И надежды на скорое и адекватное определение этих терминов нет", - прокомментировал Альберт Бертяков.

"Похоже, что мы наблюдаем начало процесса централизации управления ИТ не в техническом плане, а в организационном: единые центры компетенций, единые требования и т.п. Эти шаги проходят все крупные компании, и в этом плане государство, похоже, пойдет по стандартному сценарию, характерному для огромной распределенной корпоративной структуры. Следующий логичный шаг: формализация требований и приведение к единым требованиям. Если опираться на распоряжение, то прежде всего в областях защиты информации и владения правами на ПО и его компоненты. Затем, вероятно, последуют шаги по упорядочиванию и оптимизации функционального назначения, устранение дублей как в функциях, так и в данных. Затем, возможно, оптимизационные шаги в части эксплуатации и развития, а также единые архитектурные принципы", - подвел итог Дмитрий Сытин (АО "ТЭК-Торг").

Досье ComNews

Пока сложно однозначно оценить затраты на государственные информационные системы. Тем не менее эксперты Счетной палаты в докладе "Оценка открытости государственных информационных систем в России" предприняли эту попытку. Публичные источники информации о расходах на ГИС и сферу ИТ обладают существенными недостатками, поэтому расчеты строились на собранной экспертами базе данных, сформированной с учетом этих недостатков. В результате авторы доклада пришли к выводу: "Структура бюджетных расходов, связанных с ГИС, неоднородна: отдельно выделяются затраты на ГИС, ЦОД (центры обработки данных) и ИЭП (инфраструктура электронного правительства), что затрудняет подсчет реальных бюджетных затрат на ГИС". По оценкам авторов доклада, общие затраты на ИТ федерального уровня за 2017-2019 гг. находятся в диапазоне от 100 млрд руб. до 130 млрд руб. При этом доля расходов на ГИС в 2017-2019 гг. составляла 50-60% от ИТ-бюджетов (60-75 млрд руб.), в том числе с учетом затрат на ЦОД и ИЭП.

Новости из связанных рубрик