AliExpress показал локальный прирост
Генеральный директор AliExpress Дмитрий Сергеев отметил, что китайский ассортимент на маркетплейсе по-прежнему шире, но российские продавцы и товары занимают все более важное место на AliExpress: так, в первый день летней распродажи оборот локальных продавцов составил треть от общего оборота всей платформы.
"Самые быстрорастущие категории локального маркетплейса - еда и электроника: за полгода ассортимент такой продукции вырос в 23 и 24 раза соответственно. Сейчас российские продавцы AliExpress предлагают более 100 тыс. продовольственных товаров и более 364 тыс. товаров в разделе "Электроника". Далее по темпам роста ассортимента идут категории одежды, обуви и аксессуаров, игрушек и товаров для хобби, а также товаров для школы и офиса - здесь ассортимент с марта увеличился в семь раз. Количество локальных товаров в категориях "Красота и здоровье", "Спорт", "Украшения и аксессуары" за полгода выросло в четыре раза, - сообщила пресс-служба "AliExpress Россия". - Рост показателей локального маркетплейса объясняется не только внешними факторами, такими как поиск ретейлерами новых каналов онлайн-продаж из-за карантина, но и внутренними. В частности, весной "AliExpress Россия" отменила комиссию для всех новых продавцов на первые 100 товаров. Затем вместе с логистическим оператором "Цайняо" (входит в Alibaba Group) компания ввела субсидии на доставку, которые позволяют продавцам экономить до 30% от затрат на логистику, а для продавцов категории fashion "Цайняо" запустил специализированные сортировочные центры, которые позволяют на треть сократить время сортировки и отправки товаров покупателям. Также на AliExpress появился раздел AliExpress Plus с более быстрой доставкой и стандартные тарифы на доставку для покупателей. В 2020 г. к AliExpress присоединились известные в России производители и продавцы продуктов питания, такие как "Лента", "АндерСон", "Боржоми", продавцы одежды и обуви, среди которых Puma, Kari, Tom Tailor, "ТВОЕ", сеть электроники "Связной", ювелирный бренд Pandora и многие другие".
Партнер Data Insight Федор Вирин отметил, что в 2020 г. количество новых продавцов на маркетплейсах сильно выросло. "Это, с одной стороны, результат закрытой во время пандемии розницы, а с другой, что не менее важно, - тренд на развитие маркетплейсов как канала, рост знаний продавцов про возможности продаж на площадках, рост количества сервисных компаний, обеспечивающих продажи селлеров на маркетлейсах - экосистемы маркетплейсов. Российские продавцы активно ищут новые каналы сбыта, и маркетплейсы, российские и международные, отлично подходят на эту роль. Исторически так сложилось, что "AliExpress Россия" воспринимается как площадка для китайских продавцов, однако 22 тыс. продавцов - и даже 10 тыс. селлеров весной - это число, сопоставимое с количеством продавцов на других площадках. Модель работы AliЕxpress, когда хранение и доставка до покупателя осуществляется самими селлерами, позволяет держать на площадке огромный ассортимент (нет необходимости хранить все на складе) - это одна из причин быстрого роста количества товаров в новых категориях. В соответствии с нашим прогнозом темпы роста интернет-торговли в России ускорились в 2020 г. за счет пандемии, а в 2019 г. - за счет инвестиций игроков – маркетплейсов - в инфраструктуру и рекламу. CAGR до 2024 г. включительно составит 33,2% - вместо 27% по прогнозу до пандемии. Продукты питания онлайн - главный бенефициар пандемии. Вклад egrocery в дополнительную динамику рынка онлайн-продаж составит 39% за пять лет 2020-2024 гг. Большая часть этого роста - на маркетплейсах. Для обеспечения роста требуется в первую очередь увеличение предложения - числа селлеров и товаров от них. Неудивительно, что именно эта категория растет на AliЕxpress Russia быстрее всех остальных. Вложения в инфраструктуру Cianao, включая субсидирование продавцов, значительно улучшает это предложение именно в категории продуктов питания", - дал прогноз Федор Вирин.
Директор Института информационных технологий университета "Синергия" Станислав Косарев прокомментировал: "Пандемия подтолкнула многих перейти из офлайна в онлайн. Причем ожидание второй волны подоткнуло к этому абсолютное большинство. Сотрудничество с маркетплейсами позволяет заметно сократить расходы на маркетинг, не вкладываться в логистические центры. Не организовывать самим доставку, не нанимать дополнительных сотрудников. К тому же платформенные решения - реальный выход, если онлайн-продажи нужно организовать в кратчайшие сроки. AliExpress - это хорошая платформа с большим оборотом. Поэтому, если производители уже протестировали свои возможности на таких российских площадках, как Ozon, Wildberries, то вполне могут расширяться при наличии бюджетов".
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что тенденция, когда растет доля локальных продавцов на маркетплейсе, - это обычная стратегия развития магазина. "Такое присуще не только онлайн-торговле, но и традиционной рознице: сети, открывая точки по всей стране, постепенно расширяют долю местных поставщиков. Это присуще и "Магниту", и Х5 - покупатели доверяют местным торговым маркам. То же самое происходит и на AliExpress - это вопрос закономерного развития, а также чисто маркетинговая стратегия и политика продаж. Во-первых, популярность маркетплейса растет за счет предоставления привычных товаров знакомых торговых марок. Во-вторых, есть определенная доля недоверия со стороны покупателей к AliExpress в плане качества изделий китайских производителей. Поэтому добавить на маркетплейс товары российских компаний - абсолютно правильное решение. Точно так же, как и создание сортировочных центров, сокращение логистического плеча, что снижает стоимость доставки. Также увеличение доли локальных продавцов дает сокращение издержек на стоимости таможенных пошлин (их нет) и другие конкурентные преимущества, - говорит Павел Сигал. - То, что на AliExpress за короткий период доля российских товаров выросла в два раза - это очень хороший показатель. Далеко не все маркетплейсы развиваются подобными темпами, китайский гигант интернет-торговли и здесь сохраняет лидерство. Что касается российских компаний-производителей, то онлайн-продажи для них сейчас стали иметь большее значение, чем раньше. И здесь неважно, какой маркетплейс отечественные компании выбирают - они выбирают по охвату, по массовости наиболее популярные каналы продаж. Из иностранных это, безусловно, AliExpress. Из российских - Ozon и Wildberries".
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын уверен: данные свидетельствуют о грамотном маркетинге AliExpress. "Площадке нужно привлекать российских продавцов, показывая, что все уже здесь и если тебя тут пока нет, значит, ты, вероятно, проигравший. Такой же тактики придерживались 10 лет назад продавцы онлайн-рекламы: они постоянно демонстрировали, как растет количество покупателей. Можно обратить внимание, что обороты не акцентируются, а упор делается на числе продавцов. Забавное замечание, что российские продавцы, уступая в ассортименте, лидируют по срокам доставки и консультированию, напоминает "Почте России" и другим логистическим сервисам о возможности расширения бизнеса. Треть оборота в первый летний день распродажи - это здорово, но сегодня 6 октября. Получается, что с тех пор другого роста не было. Российские продавцы будут выбирать площадки с трафиком. Если "Яндекс.Маркет", Goods, Ozon и другие маркетплейсы смогут увеличить поток покупателей российских продавцов, то они и будут наиболее популярными", - считает Леонид Делицын.