Российские дети попали в карантинные сети
Компания Avast провела опрос среди родителей по всему миру летом 2020 г., чтобы понять, как поведение детей в Сети изменилось во время карантина и сколько времени дети проводили онлайн. Большая часть родителей в России (42%) рассказали, что они позволяют своим детям пользоваться интернетом от двух до четырех часов в день, не считая времени, которое необходимо для учебы. 34% из них позволяют своим детям подключаться к Сети до двух часов в день, а 24% позволяют проводить онлайн более четырех часов в день. 61% опрошенных родителей заявили, что их дети проводят больше времени в Сети во время карантина, чем до него. Это самый высокий показатель из всех опрошенных стран.
Опрос также выявил, что 44% детей стали проводить больше времени на YouTube, просматривая видео и слушая музыку, 38% стали больше общаться с друзьями онлайн, 33% стали больше играть онлайн во время карантина. А 23% стали проводить больше времени в социальных сетях, в том числе в Instagram или в Tik Tok.
Исследователи также узнали у родителей, как они контролируют активности своих детей в социальных сетях и как следят за балансом онлайн/офлайн. 51% опрошенных россиян рассказали, что устанавливают на устройства антивирусы. 42% говорят со своими детьми о надежных источниках в Сети. 39% регулярно проверяют, какие приложения использует ребенок, стараются узнать, с кем и о чем он общается в Сети. 30% опрошенных родителей блокируют любые нежелательные контакты, приложения, веб-сайты, которые может посещать/посещал ребенок. По данным исследования, 28% используют программы для родительского контроля, а 23% знают пароли своего ребенка в социальных сетях и других онлайн-аккаунтах. И в заключение, 21% используют решения, которые отслеживают, сколько времени провел ребенок за экраном.
"Нам и нашим детям приходилось адаптироваться к новой реальности, когда большинство активностей перешли в онлайн", - комментирует ситуацию глава представительства Avast в России и СНГ Алексей Федоров. По его словам, родителям необходимо активнее вовлекаться в онлайн-процессы. Сейчас, как никогда ранее, важно учить своих детей правильно использовать новые инструменты и платформы, чтобы обеспечить их безопасность. "Социальные сети - отличный способ для детей развлечься и пообщаться с друзьями, особенно в период карантина, но они должны быть защищены от темных сторон интернета, которые могут найти", - считает Алексей Федоров.
Алексей Федоров делится советами для родителей. Он рекомендует для начала защитить устройства ребенка антивирусом, рассказать ему о правилах в Сети и договориться о времени проведения онлайн, а также настроить параметры конфиденциальности.
ИБ-евангелист компании Avast Луис Корронс отмечает, что поведение родителей в России в целом аналогично поведению родителей в других странах. "Например, страной, где самый высокий процент родителей устанавливают приложения для родительского контроля на устройства своих детей, были США - это делали 45% опрошенных. В России этот показатель равен 28%. Если говорить о том, в какой стране родители знают пароли своих детей от их аккаунтов, то в России это число равно 23%, а например, в США - 41%, в Германии и Франции - 23% и 18% соответственно", - рассказывает Луис Корронс.
По мнению Луиса Корронса, родители должны думать о безопасности своих детей в Сети не меньше, чем о безопасности и благополучии в реальной жизни. "К сожалению, педофилам и кибербулли легче добраться до детей в интернете, чем в реальной жизни, что повышает риски и опасности этих угроз. Я не могу сказать с уверенностью, помогла ли изоляция родителям лучше узнать об активностях и безопасности своих детей в интернете, но надеюсь, что да, поскольку семьи были вынуждены проводить гораздо больше времени вместе. Идеально, если родители регулярно говорят со своими детьми о передовых методах обеспечения безопасности в Сети. Дети должны знать, что они могут обратиться к родителям в любой момент, если вдруг столкнутся с чем-то вызывающим даже малейшие подозрения. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы дети в основном пользовались интернетом, когда они рядом, чтобы они могли проследить за тем, что они делают в Сети", - считает Луис Корронс.
Ведущий аналитик отдела развития компании "Доктор Веб" Вячеслав Медведев, отвечая на вопрос, какая доля школьников останутся на онлайн-обучении, подчеркнул, что, по словам президента РФ В.В. Путина, дистанционное образование не заменит обычного, поэтому, скорее всего, доля учащихся, оставленных на дистанционном образовании, будет крайне мала. Так как одновременно вести дистанционное и обычное обучение учителя не в силах - это двойная нагрузка. А она, по мнению Вячеслава Медведева, с момента начала дистанционного образования и так зашкаливает за все разумные пределы
"Мы не видим в продажах существенного беспокойства родителей тем, чем заняты дети в сети интернет. Доля программ, включающих возможность блокирования доступа к заведомо вредоносным ресурсам, крайне мала. Но даже в случае покупки таких решений данный функционал, как правило, не настраивается и не используется. Но на словах и в опросах тема беспокойства всегда есть. Кто же станет говорить, что его не беспокоят дела своего ребенка?" - объясняет Вячеслав Медведев.
По его оценке, если говорить о подходах к обеспечению безопасности детей в разных странах, не считая стран типа Японии, то уровень беспокойства, переведенный в реальные действия, крайне низок. Но при этом в странах Запада крайне высока активность родителей, требующих обеспечения безопасности на уровне провайдеров. В том числе через суды. К сожалению, по мнению Вячеслава Медведева, данная активность в нашей стране отсутствует
"С учетом того, что многомесячный карантин выкосил все денежные сбережения значительной доли населения, вероятность, что пользователи будут закупать специализированное ПО или обращаться в специализированные центры, - крайне не велика. Однако мы не теряем надежды на исправление ситуации в будущем и продолжаем работу над функционалом, не просто блокирующим любой доступ в интернет, а позволяющим задать нужный уровень доступа, перекрыв доступ только к зараженным ресурсам, на которых никому делать нечего, и к ресурсам, несущим вред для психики ребенка. Мы понимаем важность этой работы", - говорит Вячеслав Медведев.
Директор экспертно-аналитического центра ГК InfoWatch Михаил Смирнов отмечает, что с началом учебного года доля времени, которое дети проводят в Сети, уменьшится на время, потраченное на школьные уроки и, частично, на выполнение домашних заданий, так как большинство материалов и ответов они все равно будут искать в интернете. " Полагаю, что в определенные периоды на онлайн-обучении будут находиться те, кого поместят на карантин после возвращения из неблагополучных регионов, после получения положительной реакции на различные инфекционные заболевания, возможно, целые классы. Но лучше спросить об этом у специалистов-эпидемиологов", - считает Михаил Смирнов. По его словам, период самоизоляции только подсветил ситуацию с привычками детей к жизни в Сети. "Полагаю, что те родители, кто и раньше занимался детьми и интересовался, как они проводят свое время, учтут новые данные, возможно, повнимательнее изучат возможности браузеров и средств защиты информации", - подчеркивает Михаил Смирнов.
"Согласно опросу "Лаборатории Касперского", в начальной школе почти у 86% детей есть свой смартфон или планшет, а к 11-14 годам - у 99%. Судя по ответам самих школьников, доля тех, кто не может обойтись без гаджетов, достигает 82%", - рассказывает руководитель направления "Лаборатории Касперского" по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко. По его словам, будучи активными пользователями различных устройств, включая смартфоны, планшеты и умные часы, современные дети действительно много времени проводят в интернете, и зачастую это становится тем, что они утаивают от взрослых. "По словам родителей, почти половина детей (47%) в старшей школе (с 15 лет) проводят в Сети почти все свободное время. И, как выяснила "Лаборатория Касперского", 41% детей признаются, что были моменты, когда они скрывали от родителей что-то о своей интернет-жизни. Причем чаще всего это происходит в старшей школе: так ответили 60% подростков. Не стоит ожидать, что с началом нового учебного года ситуация может измениться кардинальным образом. У детей становится гораздо меньше свободного времени, допустим, на просмотр видеороликов. При этом они начинают больше общаться с друзьями в социальных сетях или мессенджерах, а также искать в интернете образовательный контент", - утверждает Андрей Сиденко.
Как рассказывает эксперт, мы не можем знать наверняка, как дальше будут развиваться события в России в целом и в каждом регионе в частности. "На мой взгляд, сейчас образовательная система готова к дистанционному обучению, так как многие методики проведения онлайн-занятий отработаны весной 2020 г.", - считает Андрей Сиденко.
По словам Андрея Сиденко, "Лаборатория Касперского" выяснила, что 68% родителей контролируют онлайн-активности детей в возрасте трех-шести лет, для подростков 11-14 лет этот показатель равен 40%. Такое беспокойство, как утверждает Андрей Сиденко, взрослых вполне оправданно, ведь они хотят знать, чем интересуется их ребенок, какие сайты он посещает и сколько времени проводит в Сети.
"Стоит отметить, что многие родители сами приучают детей к гаджетам, показывая им различные обучающие приложения и видеоролики на YouTube. Согласно опросу "Лаборатории Касперского", 90% взрослых используют различные устройства для развития и обучения ребенка. Так ответили родители детей дошкольного возраста (три-шесть лет). Родители стали уделять больше внимания тому, сколько времени их дети проводят в Сети и что они там делают, именно в период самоизоляции. На семинарах и онлайн-встречах, в которых мне довелось поучаствовать, многие родители спрашивали о том, как с помощью специальных технических решений обезопасить ребенка в интернете. Я рекомендую перед установкой решения для родительского контроля обязательно поговорить с ребенком, в частности объяснить ему, зачем это нужно. В интернете много недостоверной информации о подобных продуктах, и дети могут наткнуться на нее совершенно случайно", - рассказывает Андрей Сиденко.