В России 61% опрошенных родителей заявили, что их дети проводят больше времени в Сети во время карантина, чем до него. Это самый высокий показатель из всех опрошенных стран. Таковы данные опроса, проведенного Avast летом 2020 г. среди родителей по всему миру, чтобы понять, как поведение детей в Сети изменилось во время карантина и сколько времени дети проводили онлайн.

© ComNews
04.09.2020

Компания Avast провела опрос среди родителей по всему миру летом 2020 г., чтобы понять, как поведение детей в Сети изменилось во время карантина и сколько времени дети проводили онлайн. Большая часть родителей в России (42%) рассказали, что они позволяют своим детям пользоваться интернетом от двух до четырех часов в день, не считая времени, которое необходимо для учебы. 34% из них позволяют своим детям подключаться к Сети до двух часов в день, а 24% позволяют проводить онлайн более четырех часов в день. 61% опрошенных родителей заявили, что их дети проводят больше времени в Сети во время карантина, чем до него. Это самый высокий показатель из всех опрошенных стран.

Опрос также выявил, что 44% детей стали проводить больше времени на YouTube, просматривая видео и слушая музыку, 38% стали больше общаться с друзьями онлайн, 33% стали больше играть онлайн во время карантина. А 23% стали проводить больше времени в социальных сетях, в том числе в Instagram или в Tik Tok.

Исследователи также узнали у родителей, как они контролируют активности своих детей в социальных сетях и как следят за балансом онлайн/офлайн. 51% опрошенных россиян рассказали, что устанавливают на устройства антивирусы. 42% говорят со своими детьми о надежных источниках в Сети. 39% регулярно проверяют, какие приложения использует ребенок, стараются узнать, с кем и о чем он общается в Сети. 30% опрошенных родителей блокируют любые нежелательные контакты, приложения, веб-сайты, которые может посещать/посещал ребенок. По данным исследования, 28% используют программы для родительского контроля, а 23% знают пароли своего ребенка в социальных сетях и других онлайн-аккаунтах. И в заключение, 21% используют решения, которые отслеживают, сколько времени провел ребенок за экраном.

"Нам и нашим детям приходилось адаптироваться к новой реальности, когда большинство активностей перешли в онлайн", - комментирует ситуацию глава представительства Avast в России и СНГ Алексей Федоров. По его словам, родителям необходимо активнее вовлекаться в онлайн-процессы. Сейчас, как никогда ранее, важно учить своих детей правильно использовать новые инструменты и платформы, чтобы обеспечить их безопасность. "Социальные сети - отличный способ для детей развлечься и пообщаться с друзьями, особенно в период карантина, но они должны быть защищены от темных сторон интернета, которые могут найти", - считает Алексей Федоров.

Алексей Федоров делится советами для родителей. Он рекомендует для начала защитить устройства ребенка антивирусом, рассказать ему о правилах в Сети и договориться о времени проведения онлайн, а также настроить параметры конфиденциальности.

ИБ-евангелист компании Avast Луис Корронс отмечает, что поведение родителей в России в целом аналогично поведению родителей в других странах. "Например, страной, где самый высокий процент родителей устанавливают приложения для родительского контроля на устройства своих детей, были США - это делали 45% опрошенных. В России этот показатель равен 28%. Если говорить о том, в какой стране родители знают пароли своих детей от их аккаунтов, то в России это число равно 23%, а например, в США - 41%, в Германии и Франции - 23% и 18% соответственно", - рассказывает Луис Корронс.

По мнению Луиса Корронса, родители должны думать о безопасности своих детей в Сети не меньше, чем о безопасности и благополучии в реальной жизни. "К сожалению, педофилам и кибербулли легче добраться до детей в интернете, чем в реальной жизни, что повышает риски и опасности этих угроз. Я не могу сказать с уверенностью, помогла ли изоляция родителям лучше узнать об активностях и безопасности своих детей в интернете, но надеюсь, что да, поскольку семьи были вынуждены проводить гораздо больше времени вместе. Идеально, если родители регулярно говорят со своими детьми о передовых методах обеспечения безопасности в Сети. Дети должны знать, что они могут обратиться к родителям в любой момент, если вдруг столкнутся с чем-то вызывающим даже малейшие подозрения. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы дети в основном пользовались интернетом, когда они рядом, чтобы они могли проследить за тем, что они делают в Сети", - считает Луис Корронс.

Ведущий аналитик отдела развития компании "Доктор Веб" Вячеслав Медведев, отвечая на вопрос, какая доля школьников останутся на онлайн-обучении, подчеркнул, что, по словам президента РФ В.В. Путина, дистанционное образование не заменит обычного, поэтому, скорее всего, доля учащихся, оставленных на дистанционном образовании, будет крайне мала. Так как одновременно вести дистанционное и обычное обучение учителя не в силах - это двойная нагрузка. А она, по мнению Вячеслава Медведева, с момента начала дистанционного образования и так зашкаливает за все разумные пределы

"Мы не видим в продажах существенного беспокойства родителей тем, чем заняты дети в сети интернет. Доля программ, включающих возможность блокирования доступа к заведомо вредоносным ресурсам, крайне мала. Но даже в случае покупки таких решений данный функционал, как правило, не настраивается и не используется. Но на словах и в опросах тема беспокойства всегда есть. Кто же станет говорить, что его не беспокоят дела своего ребенка?" - объясняет Вячеслав Медведев.

По его оценке, если говорить о подходах к обеспечению безопасности детей в разных странах, не считая стран типа Японии, то уровень беспокойства, переведенный в реальные действия, крайне низок. Но при этом в странах Запада крайне высока активность родителей, требующих обеспечения безопасности на уровне провайдеров. В том числе через суды. К сожалению, по мнению Вячеслава Медведева, данная активность в нашей стране отсутствует

"С учетом того, что многомесячный карантин выкосил все денежные сбережения значительной доли населения, вероятность, что пользователи будут закупать специализированное ПО или обращаться в специализированные центры, - крайне не велика. Однако мы не теряем надежды на исправление ситуации в будущем и продолжаем работу над функционалом, не просто блокирующим любой доступ в интернет, а позволяющим задать нужный уровень доступа, перекрыв доступ только к зараженным ресурсам, на которых никому делать нечего, и к ресурсам, несущим вред для психики ребенка. Мы понимаем важность этой работы", - говорит Вячеслав Медведев.

Директор экспертно-аналитического центра ГК InfoWatch Михаил Смирнов отмечает, что с началом учебного года доля времени, которое дети проводят в Сети, уменьшится на время, потраченное на школьные уроки и, частично, на выполнение домашних заданий, так как большинство материалов и ответов они все равно будут искать в интернете. " Полагаю, что в определенные периоды на онлайн-обучении будут находиться те, кого поместят на карантин после возвращения из неблагополучных регионов, после получения положительной реакции на различные инфекционные заболевания, возможно, целые классы. Но лучше спросить об этом у специалистов-эпидемиологов", - считает Михаил Смирнов. По его словам, период самоизоляции только подсветил ситуацию с привычками детей к жизни в Сети. "Полагаю, что те родители, кто и раньше занимался детьми и интересовался, как они проводят свое время, учтут новые данные, возможно, повнимательнее изучат возможности браузеров и средств защиты информации", - подчеркивает Михаил Смирнов.

"Согласно опросу "Лаборатории Касперского", в начальной школе почти у 86% детей есть свой смартфон или планшет, а к 11-14 годам - у 99%. Судя по ответам самих школьников, доля тех, кто не может обойтись без гаджетов, достигает 82%", - рассказывает руководитель направления "Лаборатории Касперского" по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко. По его словам, будучи активными пользователями различных устройств, включая смартфоны, планшеты и умные часы, современные дети действительно много времени проводят в интернете, и зачастую это становится тем, что они утаивают от взрослых. "По словам родителей, почти половина детей (47%) в старшей школе (с 15 лет) проводят в Сети почти все свободное время. И, как выяснила "Лаборатория Касперского", 41% детей признаются, что были моменты, когда они скрывали от родителей что-то о своей интернет-жизни. Причем чаще всего это происходит в старшей школе: так ответили 60% подростков. Не стоит ожидать, что с началом нового учебного года ситуация может измениться кардинальным образом. У детей становится гораздо меньше свободного времени, допустим, на просмотр видеороликов. При этом они начинают больше общаться с друзьями в социальных сетях или мессенджерах, а также искать в интернете образовательный контент", - утверждает Андрей Сиденко.

Как рассказывает эксперт, мы не можем знать наверняка, как дальше будут развиваться события в России в целом и в каждом регионе в частности. "На мой взгляд, сейчас образовательная система готова к дистанционному обучению, так как многие методики проведения онлайн-занятий отработаны весной 2020 г.", - считает Андрей Сиденко.

По словам Андрея Сиденко, "Лаборатория Касперского" выяснила, что 68% родителей контролируют онлайн-активности детей в возрасте трех-шести лет, для подростков 11-14 лет этот показатель равен 40%. Такое беспокойство, как утверждает Андрей Сиденко, взрослых вполне оправданно, ведь они хотят знать, чем интересуется их ребенок, какие сайты он посещает и сколько времени проводит в Сети.

"Стоит отметить, что многие родители сами приучают детей к гаджетам, показывая им различные обучающие приложения и видеоролики на YouTube. Согласно опросу "Лаборатории Касперского", 90% взрослых используют различные устройства для развития и обучения ребенка. Так ответили родители детей дошкольного возраста (три-шесть лет). Родители стали уделять больше внимания тому, сколько времени их дети проводят в Сети и что они там делают, именно в период самоизоляции. На семинарах и онлайн-встречах, в которых мне довелось поучаствовать, многие родители спрашивали о том, как с помощью специальных технических решений обезопасить ребенка в интернете. Я рекомендую перед установкой решения для родительского контроля обязательно поговорить с ребенком, в частности объяснить ему, зачем это нужно. В интернете много недостоверной информации о подобных продуктах, и дети могут наткнуться на нее совершенно случайно", - рассказывает Андрей Сиденко.

Новости из связанных рубрик