Третья по безлимиту
По данным Content Review, средняя стоимость 1 Гб в мире составила 188,42 руб., в России - 31,56 руб., а в декабре прошлого года - 187 руб. и 37,3 руб. соответственно. Рост средней стоимости 1 Гб в мире обусловлен запуском сетей 5G. Операторы либо вводят дополнительную наценку за подключение к 5G, либо повышают все тарифы.
"Снижение стоимости 1 Гб в России обусловлено запуском операторами тарифов с большим наполнением пакетов трафика, что, в свою очередь, обусловлено растущим потреблением услуг мобильного интернета абонентами", - говорится в сообщении агентства.
Средняя стоимость тарифа с безлимитным интернетом в мире, по информации Content Review, составила 3981,1 руб., в России - 887,5 руб. В прошлом году - 3181 руб. и 602,5 руб. соответственно. В первом полугодии от тарифов с безлимитным интернетом отказались операторы девяти стран, в оставшихся 37 странах тарифы значительно выросли. Рост среднего тарифа с безлимитным интернетом в России вызван переводом этой услуги из разряда доступных (и использовавшихся для маркетингового продвижения) в статус премиальной. Во многом это произошло из-за высокой загруженности мобильных сетей абонентами, приобретающими безлимитные тарифы, что усугубилось во время пандемии коронавируса и последовавшего за ней режима самоизоляции.
Агентство отмечает, что неоднократно предупреждало о разрушительной роли безлимитных тарифов для рынка услуг связи. Как считают специалисты Content Review, резкий перевод безлимитов из средней ценовой категории в премиальную группу связан с необходимостью, с одной стороны, защитить сети от перегрузки, а с другой - для выравнивания доходности услуг мобильной связи в посткарантинном мире. В большинстве стран, отказавшихся от безлимитов, предлагаются тарифы с крайне высоким количеством трафика (от 40 Гб до 150 Гб), что отчасти компенсирует отказ от тарифов с безлимитным интернетом.
"В первом полугодии 2020 г. на стоимость услуг связи повлияли следующие факторы: пандемия коронавируса и введение режима самоизоляции в большинстве стран мира (это послужило причиной увеличения нагрузки на сети операторов на 20-40% и потребовало дополнительных затрат по увеличению емкости сетей и устранения аварий); финансовый кризис (повлек за собой волатильность курса нацвалют); санкции США против Huawei и других китайских компаний (это потребовало значительного увеличения инвестиций в развитие сетей и строительство 5G); запуск сетей 5G (с одной стороны, позволяет операторам запускать безлимиты, а с другой стороны, служит поводом для повышения стоимости услуг, причем для абонентов всех поколений связи)", - говорится в сообщении Content Review.
Руководитель Content Review и автор исследования Сергей Половников считает, что в России безлимитные тарифы у мобильных операторов вряд ли исчезнут вовсе, но они станут значительно дороже. "Жесткая коррекция, которую мы наблюдали в течение последнего полугодия, во многом обусловлена тем, что в условиях возросшей нагрузки на сеть - самоизоляция и т.д. - безлимитные тарифы стали приносить убытки. Сеть загружена, абоненты жалуются, денег сеть больше не приносит. Ведь увеличение потребления интернета вовсе не означает, что доходы операторов растут. Произошло то, что должно было произойти уже давно - безлимитные тарифы стали постепенно дорожать. Мы оцениваем рост в следующие полгода в 20-30% к текущим тарифам", - сказал Сергей Половников.
Content Review проанализировал тарифные предложения 136 операторов мобильной связи в 50 странах мира с крупнейшим ВВП, как пакетные с ограничением трафика, так и с безлимитным доступом.
Пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов считает, что подавляющему большинству абонентов с запасом хватает пакетов мобильного интернета на более популярных тарифах, чем безлимиты. По его словам, безлимитные тарифы становятся нишевыми продуктами для тех, кто скачивает действительно большие объемы данных.
В МТС, ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), ПАО "МегаФон" и Tele2 не ответили, собираются ли отказываться от безлимитных тарифов в будущем или повышать на них цены. Операторы также не сообщили, изменилась ли стоимость безлимитов во время пандемии.
"Мы не против безлимитов как таковых, - говорит представитель "Билайна". - Но они не должны быть драйверами и единственным фактором выбора для потребителей. Стоимость безлимитов должна быть экономически обоснованной".