ЦУР или Ситуационный центр? Инструкция по применению
Высоцкий
генеральный директор AT Сonsulting Восток (входит в Лигу Цифровой Экономики)
В 2020-е годы Россия вступает с высоким уровнем цифровизации государственного управления. Это обусловлено рядом факторов, таких как общее развитие и проникновение технологий, научно-производственное наследие, с помощью которого "взлетела" современная российская ИТ-отрасль, внимание к информатизации на высшем государственном уровне. Последнее оказало значительное влияние на региональные органы исполнительной власти – они в массовом порядке инициируют IT-проекты в рамках исполнения указов президента и правительства.
Однако реализация этих проектов "на местах", их воплощение и применение подняли огромный пласт предметных задач и вопросов. Перед регионами встает дилемма: какой подход и решения выбрать, копировать ли системы других субъектов или выстраивать с нуля свои, каким компаниям рынка доверить цифровизацию.
Одним из ключевых региональных проектов информатизации стал ситуационный центр (ситцентр) – площадка при главе субъекта, основу которой составляет система мониторинга и анализа социально-экономического развития, принятия управленческих решений. Как начиналась эта история? ФСО сказала: надо, регион ответил: есть! Стали внедрять. Но изначально понимание, для чего нужны ситуационные центры, было у каждого свое, несмотря на наличие регламентирующих документов.
Основная проблема в том, что многие информационно-аналитические системы ситцентров получились малоинформативными. То есть это не рабочий инструмент первого лица для управления регионом. Где-то ситуационный центр остался просто помещением со спецсвязью, где-то развернуты сложнейшие прогнозно-аналитические панели, но можно ли доверять таким прогнозам – никто не знает. И лишь единицы прагматично подошли к реализации, понимая, что суть проекта определяют данные и их достоверность. Не статистика, которую как ни анализируй, ни загружай в прогнозные модели – она все равно в итоге останется статистикой. А достоверные, живые и полные данные, на основе которых можно строить прогнозы с приемлемым уровнем точности.
Смысл в том, чтобы создать не инструмент для разовых отчетных мероприятий, а систему для повседневного решения насущных вопросов, операционного управления. Здесь подойдет айтишная аналогия – руководителям надо рассматривать свой регион как платформу управления данными. Задачи можно эффективно решать, если у этой платформы будет архитектор данных – внешний эксперт или представитель заказчика. Для чего нужен архитектор? Чтобы исключить дублирование функций и интеграций, выстроить единый информационный контур. Надо грамотно управлять потоками, чтобы и задачи решать, и бюджет экономить, а где-то пять задач в одну соединить.
Одна из популярных сейчас практик – создание региональных ЦУРов, центров управления регионом. Такая система развернута в Московской области. Пилотные субъекты уже приступили к внедрению своих ЦУРов на базе подмосковного решения, другим еще предстоит сделать выбор.
Опыт проектов AT Consulting Восток показывает, что каким бы ни был подход – ЦУР или ситцентр — все равно встанет вопрос об обеспечении достоверными и достаточными региональными данными. И здесь важно определиться: если в регионе есть ИТ-архитектор, способный управлять потоками данных, то тогда, конечно, нужен эффективный инструмент – платформа для работы с информацией и интеграциями. Если же такую роль по объективным причинам взять на себя некому, то проще встать на федеральные рельсы внедрения ЦУРов, свой региональный инструмент работы с данными не нужен, он просто не будет востребован.
Проекты на базе региональной платформы управления данными выстреливают, если есть кому на стороне заказчика хотя бы временно выполнять функции архитектора. Если нет, то можно не развивать собственные региональные решения, а сосредоточиться на качественном внедрении "коробки" ЦУРа, постараться выжать из нее максимум пользы для региона.
Наша компания уже реализовала ряд успешных проектов на базе Smart City Cloud — платформы собственной разработки. В их числе единая региональная интеграционная платформа "Безопасный город" в Бурятии, система управления потоками пациентов в Республике Алтай, универсальное решение для региональных оперативных штабов по борьбе с распространением коронавируса, ситуационный центр главы Республики Калмыкии. Последний как раз служит примером реализации платформенного подхода в части управления региональными данными.
Я считаю, что настало время пересмотреть подход к цифровизации госуправления на уровне регионов. У них много разных федеральных задач – и ситцентр, и "Безопасный город", и мониторинг нацпроектов, и автоматизация деятельности региональных оперативных штабов. Жизненно необходимо, чтобы все соответствовало нормативам и отраслевым стандартам. В таких реалиях живут субъекты.
Решение множества задач без системного подхода неизбежно влечет за собой появление так называемого "ИТ-зоопарка". Но надо уже уходить от этого! И если затягивать, то неизбежная трансформация в будущем потребует гораздо больше усилий и бюджетных денег. Поэтому мы говорим заказчикам: создавайте ситуационный центр региона с помощью платформы и делайте из нее цифровое ядро для управления. Это поможет консолидировать проекты, сократить расходы финансовых и организационных ресурсов.
На мой взгляд, главный тренд цифровизации в целом – переход от работы с документами к работе с данными. А ситуационный центр – это история именно про данные, которые консолидируются, обрабатываются и подаются в понятном виде с помощью современных технологий.
Мы наполняем систему ситцентра живыми данными и делаем это качественно. В таком случае, когда система становится живой, с актуальной информацией, она обретает совершенно иной смысл. Это цифровой сервис для ежедневного управления, который поможет эффективно решать задачи, стоящие перед региональными правительствами, и в конечном счете повышать уровень жизни людей.