"Ростелеком" прокачает искусственный интеллект
Разработка внутренней стратегии по искусственному интеллекту стартовала в июне по инициативе президента "Ростелекома" Михаила Осеевского, рассказал ComNews вице-президент по стратегическим инициативам "Ростелекома" Борис Глазков. Он добавляет, что работа над документом ведется собственными силами компании, без привлечения внешних консультантов. "В настоящее время проводится его (документа - прим. ComNews) внутреннее согласование. На рассмотрение руководству компании стратегия будет представлена в I квартале 2020 г.", - анонсировал вице-президент "Ростелекома".
Борис Глазков рассказал ComNews, что за время работы над стратегией эксперты проанализировали все, что происходит в головной компании и ее дочерних обществах по этому направлению, что помогло определить фокусы. "Мы поняли, что для "Ростелекома" при внедрении искусственного интеллекта стоит делать упор на поддержку принятия решений, а также на работу с видео и речью. Мы условно разделили все функции в компании на два блока: бэкофисные (кадровые, административные и юридические) и фронтофисные (работа с клиентами, продуктами, сервисами и т.д.). Взвешивали возможности внедрения технологий ИИ именно в эти функции и поняли, где именно это может дать больший экономический эффект. Выделив набор приоритетов, мы пришли к выводу, что нужно наращивать количество специалистов в этой сфере", – сказал он.
На текущий момент, как сообщил Борис Глазков, уже более 10 продуктов в "Ростелекоме" используют технологии искусственного интеллекта, а также пилотируется несколько десятков проектов. "На текущий момент в "Ростелекоме" уже показали свою эффективность проекты по микросегментации клиентов, скорингу, предсказанию оттока сотрудников, технологическому прогнозированию. Помимо развития этих проектов, мы видим большой потенциал использования технологий ИИ в оптимизации строительства, нагрузке и снижении аварийности сети, продвинутой видеоаналитике", - перечислил он.
Другие операторы также видят перспективу в применении ИИ в своей работе. В 2017 г. ПАО "МТС" создало отдельное подразделение для внедрения решений на базе искусственного интеллекта. Центр AI МТС развивает технологии Natural Language Processing,Voice Recognition и Computer Vision для создания продуктов в области клиентского сервиса, медицины, юриспруденции и других областях. Также в апреле 2019 г. МТС открыла в Сколково исследовательский центр по сбору и разметке данных. Как пояснил представитель оператора Алексей Меркутов, МТС создает базу голосовых данных на русском языке. На базе собранных данных компания будет разрабатывать собственные решения в области разговорных интерфейсов, а также создаст тематические дата-сеты для предоставления их на внешний рынок.
В ноябре 2019 г. МТС запустила "виртуального юриста" Norma, который работает с внутренними процессами в компании (см. новость ComNews от 3 декабря 2019 г.). Система обучалась на документах компании: обрабатывала входящие документы, формировала претензии и иски и вносила информацию в ERP-системы. Сейчас Norma решает 90% задач самостоятельно, без привлечения специалистов. Также в 2019 г. МТС начала продавать роботов - специалистов клиентского сервиса. Разработка компании предоставляет виртуального помощника, который адаптируется под необходимый конкретной компании пул задач.
Стратегия по развитию искусственного интеллекта ПАО "МегаФон" ориентирована как на внешних, так и на внутренних клиентов. Об этом рассказали в пресс-службе компании. ИИ и машинное обучение "МегаФон" применяет в ключевых бизнес-процессах, таких как управление жизненным циклом продуктов, коммуникации и рекомендации для клиентов, планирование инфраструктуры сети, планирование розничной сети и управление закупками и ценообразованием. В качестве примера компания называет виртуального помощника "Елену", которая ежедневно обрабатывает более 350 тыс. обращений. "Елена" постоянно совершенствуется, подход к клиенту становится более персонализированным, в том числе за счет использования предиктивных моделей, позволяющих определить причину обращения клиента еще до того, как он задаст вопрос, - рассказывают в компании. - "Елена" работает и с внутренними клиентами, помогая сотрудникам "МегаФона" работать в общем центре обслуживания над типовыми бизнес-процессами - ведением учета и отчетности, финансовым контролем, планированием и сопровождением заказов и др.".
Как указывают в "МегаФоне", некоторые сервисы на базе искусственного интеллекта после внутреннего тестирования предлагаются рынку в качестве готовых бизнес-решений. Так, юристы компании используют в своей работе сервис "Цифровой юрист" - реализованный в web-интерфейсе чат-бот, в основе которого лежит сочетание нейронного и алгоритмического подходов. Сервис объединяет конструктор договоров и автоматическое составление отзывов на потребительские иски. Цифровой помощник распознает как живую речь, так и свободные тексты в любом формате и использует полученную информацию для создания юридически значимых документов. "МегаФон" использует "Цифрового юриста" в рутинных процессах, где требуется постоянная обработка и подготовка большого количества типовых документов.
В Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") не выделяют работу с технологиями ИИ в отдельное направление стратегии, которая действует в компании до 2022 г., рассказала ComNews пресс-секретарь оператора Дарья Колесникова. Тем не менее у компании есть пилотные и уже реализованные коммерческие проекты по каждому из основных направлений ИИ. К таким она отнесла компьютерное зрение, технологии обработки естественного языка, поддержка принятия решений и рекомендательные системы.
"Билайн" активно использует технологии искусственного интеллекта в различных сферах: для повышения эффективности бизнеса, в рекламных целях и даже при реализации социальных проектов, сообщили в пресс-службе оператора.
Один из примеров - решение "Beeline AI - Поиск людей" на базе нейросети: оно позволяет распознавать людей на фотографиях, полученных с дронов в рамках поиска пропавших волонтерами поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт". Новая технология позволяет выделить те снимки, на которых с большой долей вероятности есть люди или предметы одежды. За счет этого время на просмотр и сортировку снимков операторами сокращается в разы, что повышает скорость поиска. Благодаря машинному обучению с увеличением количества обработанных нейросетью снимков будут расти скорость и точность ее работы.
"Применение технологий искусственного интеллекта также может повысить эффективность бизнеса. "Билайн" использует решения с применением технологий искусственного интеллекта, например, в рамках услуги банковского и страхового скоринга, в рекомендательных движках для интернет-магазина. Также AI-инструменты используются в предиктивных моделях геоаналитики, которые позволяют спрогнозировать потоки потенциальных клиентов и помогают принимать более эффективные решения, к примеру, по локации магазинов.
Искусственный интеллект также позволяет повысить точность таргетирования рекламы и сформировать стратегию продвижения. В феврале 2019 года Билайн запустил систему размещения таргетированной рекламе на базе искусственного интеллекта Билайн AI для корпоративных клиентов. Это уникальный маркетинговый инструмент, объединяющий в себе расширенные возможности для онлайн и офлайн продвижения с использованием машинного обучения и аналитики Bid Data на основании данных пользователей Билайн, давших согласие на их обработку.
Еще один новый продукт Билайн в сфере AdTech на базе ИИ - сервис "ТВ – Аналитика", позволяющий определить оптимальное время и канал присутствия целевой аудитории и провести анализ эффективности рекламной кампании на ТВ", - сообщили в пресс-службе "Билайн".
Директор по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор") Владимир Карпенко отметил, что компания рассматривает искусственный интеллект как прикладную технологию, которая помогает развивать бизнес. "В технологии искусственного интеллекта мы прежде всего акцентируем внимание на направлении машинного обучения. В проектах, где использование ИИ в общем и машинного обучения в частности помогает нам улучшить продуктовые свойства, повысить экономическую эффективность, мы, безусловно, их используем, - говорит Владимир Карпенко. - "Акадо" при развитии услуги видеонаблюдения в части видеоаналитики рассматривает и использует алгоритмы, основанные на машинном обучении. Это помогает сделать процесс работы точнее, а услугу эффективнее".
Напомним, что в октябре президент РФ Владимир Путин утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 г. (см. новость ComNews от 14 октября 2019 г.). Документ должен способствовать ускоренному развитию искусственного интеллекта, проведению научных исследований в этой области, а также повышению доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей. Помимо этого, стратегия учитывает вопрос совершенствования системы подготовки специалистов в этой сфере. Согласно указу президента, правительство РФ должно было до 15 декабря внести изменения в национальную программу "Цифровая экономика РФ", в том числе разработать и утвердить федеральный проект "Искусственный интеллект".