На фото: слева - Александр Бухановский (Университет ИТМО), справа - Алексей Паршиков (Citylife)
На фото: слева - Александр Бухановский (Университет ИТМО), справа - Алексей Паршиков (Citylife)
Компания Citylife, которая с 2015 г. продвигает кешбэк-сервис и платформу для управления программами лояльности для бизнеса в России и еще семи странах, в течение трех лет создаст индекс личности человека (ИЛЧ). Новый продукт компания адресует президенту РФ (хотя заказа от него не получала) или главам других государств. На пути создания ИЛЧ Citylife намерена покупать у людей персональные данные, создав контраст с глобальными технологическими компаниями, которые используют данные пользователей бесплатно.

© ComNews
24.10.2019

С целью разработки ИЛЧ компания Citylife 23 октября 2019 г. открыла свой НИОКР-центр в Технопарке "Сколково" и подписала на форуме "Открытые инновации" соглашение с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом ИТМО. Целью совместной работы Citylife и Университета ИТМО станет разработка и внедрение высокотехнологичных решений по аналитике больших данных клиентских путешествий, а также создание научно-исследовательских площадок (центров компетенций, , испытательных полигонов для отработки технологий, корпоративных R&D-центров).

"Создать продукт мирового класса без поддержки со стороны науки не под силу ни одной ИТ-компании в мире", - пояснил основы сотрудничества с Университетом ИТМО главный исполнительный директор Citylife Corp. Алексей Паршиков. Вторым направлением сотрудничества сторон станет подготовка специалистов (Citylife готова открыть в ИТМО корпоративную программу магистратуры), которые потом придут на работу в Citylife.

"Для нас это соглашение исключительной важности, - заявил после подписания соглашения д.т.н., директор/генеральный конструктор национального центра когнитивных разработок (Центра НТИ) Университета ИТМО Александр Бухановский. – Одна из наших задач – содействие российскому бизнесу – для того, чтобы он имел лидерские позиции на международном рынке за счет наших наукоемких разработок".

"Появление такого НИОКР-центра в виде дочерней компании Citylife в Технопарке "Сколково" интересно нам, так как планируемые разработки в рамках его имеют перспективу не просто сократить технологическое отставание наших ИТ-компнаий, а даже опередить по некоторым направлениям. Кроме того взаимодействие с Университетом ИТМО позволит создать условия для роста и развития ИТ-технологий на территории нашей страны, что принципиально важно для управления объектами критической инфраструктуры", - сказал на церемонии открытия офиса НИОКР-центра вице-президент и исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково" Олег Дубнов.

В беседе с корреспондентом ComNews Алексей Паршиков рассказал, что стратегической целью Citylife является создание индекса личности человека, который откроет возможности для социального скоринга. Основой ИЛЧ станет сложная математическая модель, к разработке которой компания привлечет Университет ИТМО. Citylife также хочет задействовать этот ВУЗ в проверке гипотезы о том, на каких критериях должен базироваться ИЛЧ. Как сообщил Алексей Паршиков корреспонденту ComNews, Citylife предполагает строить ИЛЧ на "трех китах": объеме электропотребления человека (по аналогии с государствами, ВВП которых растет, если увеличивается потребление электрической энергии), его действиях в банковской среде (транзакции, ипотека, потребительские и прочие кредиты, своевременность погашения и др.) и его коммуникациях с государством (налоги, штрафы, обращения в медучреждения и т.п.). "Важно отметить, что в нашей гипотезе предполагается наличие зависимости между тем, сколько электричества потребляет человек, и тем, насколько высокий социальный статус он имеет в обществе, именно поэтому "один из китов" - персональное потребление электроэнергии. ИЛЧ – серьезная вещь, он будет сопровождать человека всю жизнь, и некорректно строить его на данных из соцсетей и лайках", - подчеркнул главный исполнительный директор Citylife Corp.

Citylife адресует ИЛЧ первым лицам государств. "Мы убеждены, что такой индекс – это дополнительный важный инструмент мониторинга для руководства страны. Он позволит значительно повысить объективность принятия решений при управлении в конкретных городах или регионах", - говорит Алексей Паршиков. Он признал, что пока подобного заказа от властей его компания не получала, но рассчитывает на интерес со стороны государства. Однако, даже если такого интереса не появится, руководитель Citylife не отчаивается: "Мы – международная компания, и если что, сможем предложить ИЛЧ в других странах". Согласно данным на корпоративном сайте Citylife, ее сервисы работают в 506 городах в России, Германии, Турции, Армении, Узбекистане, Киргизии, Беларуси и Казахстане.

В ходе создания механизма расчета ИЛЧ Citylife планирует покупать цифровые данные о поведении и действиях людей. "У нашего сервиса – сотни тысяч пользователей, и мы предложим им продавать нам данные о себе", - уточнил Алексей Паршиков. Компания пока не решила, в каких городах или странах она стартует с подобным предложением. Оплата будет вестись за килобайты - Алексей Паршиков осознает, что различные данные имеют разную ценность, но склоняется к усредненной цене, чтобы определенные типы информации не выпали из поля зрения. "Люди будут зарабатывать на своих данных – это, в частности, поможет в борьбе с цифровой монополией на данные, когда компании типа Google или Apple собирают данные о действиях людей, но не делятся ими и не платят за их использование", - резюмировал глава Citylife

Китай развивает систему социальных рейтингов с 2014 г., а в мае 2018 г. в прессе появилась информация о том, что китайцы с низким социальным рейтингом не смогут купить билеты на самолет или поезд. Отвечая на вопрос корреспондента ComNews о том, не повторит ли создатель ИЛЧ судьбу ученых-атомщиков, мирные исследования которых привели к появлению ядерной бомбы, Алексей Паршиков сказал: "Мы движемся по пути, чтобы ИЛЧ базировался на фундаментальных данных, которые генерирует сам человек, а не учитывал например рейтинги, которые выставляют другие люди из окружения, тем самым делая ИЛЧ не объективным и в какой-то мере превращая его в "атомную бомбу".

Ассоциированный партнер Rödl & Partner Татьяна Вуколова думает, что такое предложение вполне может быть востребовано властью и госорганами. Она пояснила корреспонденту ComNews, что как такового регулирования именно по продаже персональных данных субъектами персональных данных нет. "Теоретически его можно вывести из положений ГК и защите персданных. Но, конечно, лучше в этой части законодательство доработать, чтобы не возникало коллизии и бреши, когда субъект ПД вначале продал данные, а потом потребовал их удалить или сослался на неправомерность обработки. Цифровой двойник очень хорошо "обкатан" в Китае, но там речь идет о тотальном контроле. Хорошо, если в данном предлагаемом случае будет соблюден баланс частных и публичных интересов", - прокомментировала Татьяна Вуколова.

Коммерческий директор компании "Ланит Омни" (входит в группу "Ланит") Дмитрий Зеленко другого мнения. Он считает, что решение вряд ли будет востребовано в России на государственном уровне. "Слишком неясные перспективы и плюсы от его использования при значительных затратах на развертывание системы по всей стране. Кроме того, система, о которой говорит глава Citylife, строится в основном на использовании онлайн-событий, а в регионах большинство активностей происходят пока еще в режиме офлайн. С точки зрения существующих норм продавать личные и персональные данные вполне возможно, законом это не запрещается. Любой человек вправе продать свои данные в том случае, если найдется покупатель и обоих устроит стоимость. С морально-этической точки зрения это, может быть, и не совсем правильно, но здесь уже личное дело каждого. Тем более что опосредованно эти данные и так доступны крупнейшим интернет-агрегаторам, и при желании возможно установить точный профиль любого пользователя Сети. В Китае идея социального скоринга уже давно разрабатывается, каждый гражданин имеет свой профиль. За успешное окончание школы, института, долговременную работу на одном месте, своевременный возврат кредитов баллы начисляются, а за нарушения - административные штрафы, участие в митингах, невозврат кредита - списываются. Стоит ли придавать такому скорингу серьезное значение - большой вопрос, но для некоторых банков или специалистов по HR изучение скоринга перед принятием решения может быть полезным", - рассказал Дмитрий Зеленко.

Заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова Тимур Садыков отметил, что рейтингование участников какой-либо сферы деятельности используется весьма широко и повсеместно - в спорте, образовании, банковской сфере и многих других областях. "Идея формирования универсального интегрального рейтинга каждого члена общества, аккумулирующего всю информацию о его жизненном пути, является естественным обобщением и развитием давно и успешно применяемых частных формул рейтингования", - говорит он.

"Мысль эта не нова: кредитные и полицейские истории граждан существуют во многих странах мира на протяжении десятилетий. В Китае разрабатывается и уже частично внедрена аналогичная система тотального социального скоринга. Однако при несомненной правильности основной идеи предлагаемой разработки дьявол, как обычно, кроется в деталях ее практической реализации, - рассуждает Тимур Садыков. - Что собой будет представлять "сложная математическая модель" для числовой оценки человека в целом? Кто будет формулировать эту модель и управлять входящими в нее коэффициентами? И главное, как именно результаты анализа общества на основе данной модели будут использованы для "управления развитием нации"? Без ясных ответов на эти вопросы трудно говорить о востребованности результатов проекта. Общность же и значимость этих вопросов такова, что для поиска ответов впору проводить всенародный референдум, который, однако, вряд ли способен выработать конкретный вид искомой формулы".

"Приобретение персональных данных у их законных владельцев вполне осуществимо технически и с точки зрения законодательства. Также не вызывает сомнений техническая возможность интеграции данных кредитных историй с полицейскими и медицинскими базами данных. Учитывать энергопотребление отдельного человека намного сложнее, однако и здесь можно предложить правдоподобные методы оценки искомой величины. Статистика по всем этим величинам уже сегодня доступна для анализа и использования органами власти. Будет ли формула для расчета индекса личности человека существенно выходить за эти рамки? Без ответа на данный вопрос весьма сложно говорить о перспективах и возможном успехе проекта", - рассказал Тимур Садыков корреспонденту ComNews.

Досье ComNews

Головная компания Citylife Corp. зарегистрирована в Дублине (Ирландия). В центральном офисе компании в Санкт-Петербурге работает 220 сотрудников. Пользователями кешбэк-сервиса Citylife являются 537 онлайн-магазинов, включая AliExpress, Aviasales, Booking.com, Tutu.ru, "М.Видео", "Связной", "ЛитРес", "Ситилинк", "Спортмастер", "Перекресток", Ecco, Yves Rocher, Kassir.ru, re:Store, "АльфаСтрахование", "ВамСвет" и др., а также 190 офлайновых магазинов, кафе и салонов красоты в различных городах

Новости из связанных рубрик