НКРС готовит продавцам ежовые рукавицы
© ComNews
20.10.2008
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины (НКРС) уже в следующем году может ужесточить условия регистрации точек по продаже мобильных телефонов. Это приведет к сокращению числа розничных торговцев.
Как сообщил член НКРС Владимир Зверев, в стране мобильными телефонами торгуют 11 тыс. юридических лиц. Им выдано 14 тыс. разрешений на организацию торговых точек. "Это очень много. И говорит о том, что рынок мобильного ритейла изначально был отпущен без какого-либо предварительного анализа. Сейчас мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что некоторые позиции необходимо ужесточить", - говорит Владимир Зверев.
По его словам, в первую очередь требует урегулирования вопрос определения места (помещения) реализации продукции. Это не может быть квартира или торговая точка, которая существует виртуально (зарегистрирована по какому-то адресу, но там не расположена). К примеру, расположение торговых точек в квартирах привело к тому, что появились неконтролируемые субъекты предпринимательства. "Проверить деятельность такой точки невозможно. Правоохранительные органы могут попасть в квартиру только с разрешения суда, получить которое непросто", - говорит Владимир Зверев.
Второй пункт, требующий внимания регулятора, - оборудование торгового помещения. "Точка должна быть оборудована надлежащим образом. Хотя бы розетками, чтобы можно было проверить технику", - объясняет позицию ведомства Владимир Зверев. И подчеркивает, что НКРС разрабатывает соответствующие проекты документов.
Ужесточение условий получения разрешений на торговлю мобильными телефонами должно привести к сокращению числа торговцев. Это позитивно отразится на развитии рынка мобильной розницы. Сейчас крупные сети переживают не лучшие времена. С одной стороны, сказывается мировой финансовый кризис: банки сократили объемы кредитования как крупного бизнеса, так и сферы потребления. В результате ритейлерам не хватает средств для развития. Снижается и рентабельность бизнеса. "Уже с начала этого года доля покупок, совершенных в кредит, сократилась практически вдвое", - сетует управляющий директор украинского филиала компании "Евросеть" Денис Хрусталев.
С другой стороны, крупным сетям приходится вступать в ценовую конкуренцию с мелкими торговцами. В большей степени это происходит потому, что мелкий игрок менее подвержен влиянию такого фактора, как повышение ставок на аренду недвижимости. И поэтому может позволить себе снизить стоимость товара. Руководитель группы торговых компаний холдинга Unitrade Group Игорь Познахоренко считает, что решить проблему демпинга позволит консолидация рынка. "В ближайший год-полтора будут происходить те же процессы, которые сейчас активно идут в России. Крупные игроки будут поглощать средних и мелких. Одновременно крупные сети будут искать возможности привлечения капитала для осуществления таких поглощений", - считает он.
По мнению эксперта, уже сейчас украинский рынок вплотную подошел к активной фазе консолидации и в ближайшем будущем три-четыре крупных игрока будут совокупно контролировать долю рынка, близкую к 50%. "Остальные 50% распределятся между игроками поменьше и сетями, которые не являются профильными сотовыми", - подчеркивает он.
По разным оценкам, в 2007 г. на долю первой десятки (АЛЛО, "Евросеть", "МобиДик", "Мобилочка", "Стартелеком", "Фокус", Germanos, Melofon, Unitrade Group и Zenit) приходилось не более 30-35% рынка. В 2006 г. этот показатель достигал 20-25%, в 2005 г. - немногим более 10%.