ВТБ обзавелся MVNO
Tele2 и банк ВТБ запустили виртуального оператора мобильной связи "ВТБ Мобайл". MVNO-оператор работает на базе сети радиодоступа и инфраструктуры Tele2. По словам заместителя президента–председателя правления ВТБ Анатолия Печатникова, банк запустил MVNO-оператора в рамках развития единой цифровой экосистемы.
Виртуальный оператор "ВТБ Мобайл", как сообщили в ООО "Т2 Мобайл" (Tele2), запущен по модели light MVNO. В соответствии с этой бизнес-моделью оператор арендует у Tele2 инфраструктуру, но при этом имеет собственный код сети, выделенную емкость номеров и SIM-карты. Предлагает MVNO-оператор клиентам свои тарифы, мобильное приложение и уникальные услуги в связке с банковскими продуктами.
"MVNO оператор работает на базе платформы по запуску виртуальных мобильных операторов MVNE оператора Tele2. Большая часть инфраструктуры находится на стороне партнера. Преимуществом такой модели является скорость запуска и экономическая эффективность, которая позволяет разработать наиболее выгодное предложение для клиентов. При этом такая схема обеспечивает полноценную функциональность и надежность решения. На стороне банка осуществляется разработка продукта, обслуживание, продвижение. Мы провели существенную интеграцию с банковской ИТ-инфраструктурой, что позволяет подключить клиента за несколько минут, это гораздо быстрее, чем у любого оператора. В реализации находится еще целый ряд решений на стыке телеком- и банковских сервисов", - рассказал генеральный директор "ВТБ Мобайл" Максим Шарков.
Что касается текущей организации работы "ВТБ Мобайл", он заявил: "До конца года мы в пилотном режиме будем настраивать работу систем обслуживания, поддержки сети, мобильного приложения, а также тестировать продуктовое и ценовое предложение".
Абонентом "ВТБ Мобайл", как указали в Tele2, может стать любой пользователь, в том числе не являющийся клиентом банка ВТБ. Приобрести SIM-карту ВТБ Мобайл на старте проекта, по словам Максима Шаркова, можно в пяти офисах ВТБ в Москве. До конца года услуга будет доступна в большей части отделений столицы, с октября - в Петербурге, в 2020 году - в более 15 регионах страны.
Что касается стоимости услуг "ВТБ Мобайл", их стартовый пакет, согласно информации ВТБ, абонентам предоставляется бесплатно до конца месяца подключения. "Одним из главных преимуществ нового продукта является бесплатная мобильная связь на тарифе "Базовый", - отметили в ВТБ. Данный тариф ежемесячно предоставляет тем клиентам ВТБ, которые являются владельцами "Мультикарты" и совершают покупки по карте на сумму более 5 тыс. рублей в месяц, 3 ГБ интернет-трафика, 150 минут звонков по России и 50 SMS", - рассказали в ВТБ, добавив, что для активных клиентов банка оператором предоставляется скидка и на другие тарифные планы. Так, 3 ГБ и 500 минут будут стоить для них 100 рублей; 3 ГБ и 1000 минут – 200 рублей; 10 ГБ и 150 минут – 100 рублей; 10 ГБ и 500 минут – 200 рублей; 10 ГБ и 1000 минут – 300 рублей; 20 ГБ и 150 минут – 300 рублей; 20 ГБ и 500 минут – 400 рублей; 20 ГБ и 1000 минут – 500 рублей.
Заметим, что, согласно информации ВТБ, количество владельцев "Мультикарты" банка на сегодняшний день превышает 6,5 миллионов.
В зависимости от объема звонков или интернет-трафика абоненты "ВТБ Мобайл" могут самостоятельно выбрать тариф и безлимитно общаться внутри сети. Выезжающим за границу предоставляется международный роуминг со специальными опциями для экономии на звонках и интернете. Помимо того, абоненты смогут оплачивать дополнительные услуги бонусами программы лояльности "Мультибонус", а также выбрать безлимитный доступ в соцсети, мессенджеры и другие сервисы. Навязанные услуги у "ВТБ Мобайл" отсутствуют.
При подключении к "ВТБ Мобайл" возможен переход с сохранением своего номера телефона. Изменение тарифного плана и настройка услуг доступны для абонентов в мобильном приложении ВТБ Мобайл. По услугам связи и классическим банковским продуктам абоненты могут обратиться в чат, контакт-центр или отделение банка ВТБ.
Говоря о запуске "ВТБ Мобайл" генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин заметил, что развитие MVNO-проектов является для компании одним из ключевых направлений развития. "Мы, как оператор мобильной связи, готовы предоставить нашим партнерам качественную сотовую сеть и высокий уровень поддержки, реализовать проекты федерального масштаба", - заверил Сергей Эмдин.
Запуск оператора "ВТБ Мобайл" на сети Tele2, по его словам, позволит банку предоставить своим клиентам интересные и комплексные услуги: возможность объединить финансовые и телеком-сервисы, делать кросс-предложения и связывать их с программами лояльности банка. "В свою очередь, мы продолжаем активно инвестировать в инфраструктуру, поэтому партнеры могут быть уверены в высоком качестве услуг мобильной связи", - указал Сергей Эмдин.
Анатолий Печатников обратил внимание, что в соответствии с своей стратегией банк БТБ сегодня развивает единую цифровую экосистему. "Собственный мобильный оператор является одним из первых ее проектов. Наши клиенты получат простой, удобный и безопасный сервис под единым брендом ВТБ", - отметил Анатолий Печатников.
По мнению Максима Шаркова, главное, что отличает оператора - это понятная линейка тарифов, включающая бесплатную связь, удобное мобильное приложение, отсутствие лишних услуг и подписок, а также меры защиты от подмены SIM-карты. "Уже сейчас миллионы людей в России пользуются мобильной связью от операторов, не входящих в "большую четверку", и их число ежегодно существенно растет. Чаще всего такая связь выгоднее, удобнее и технически интереснее. В рамках новой стратегии реализация мобильного оператора поможет банку сформировать единую экосистему финансовых и телеком-сервисов для клиентов, повысить лояльность и даст возможность самому банку сэкономить на услугах связи и развить внутреннюю телеком экспертизу", - добавил Максим Шарков.
Говоря с корреспондентом ComNews o запуске "ВТБ Мобайл", в Tele2 заметили, что не исключают расширения банком ВТБ сети дистрибуции. "Tele2 активно развивает "фабрику" MVNO, которая в совокупности уже обслуживает более 2,6 млн абонентов. Мы регулярно запускаем виртуальных операторов и вёдем переговоры о создании новых, в том числе в банковском сегменте", - указали а Tele2.
В компании также отметили, что коллаборации с банками - это одно из самых перспективных и модных направлений развития MVNO. "Если телеком-компании идут в банковский сектор, то вполне логично желание банков выйти за рамки традиционных финансовых сервисов и построить новую экосистему услуг для своей базы. Доверие клиентов к солидным банкам велико, а, значит, шансы успешного продвижения мобильного оператора среди сложившейся, крепкой аудитории банков весьма высоки", - заявили в Tele2.
При этом в компании обратили внимание, что виртуальный оператор может предложить абонентам телеком-продукт с дополнительной ценностью - уникальными услугами именно в той сфере, где работает компания. "Так, банк может создавать совершенно неожиданные комбинации финансовых и мобильных сервисов, интегрировать их в свои программы лояльности или вовсе предоставлять мобильную связь для ряда клиентов бесплатно", - пояснили в Tele2, добавив, что, как показал опыт, MVNO-партнёры компании успешно используют инновационные каналы подключения. "Например, дистанционную регистрацию карт через мобильное приложение", - рассказали в Tele2.
В "Сбермобайл" (ООО "Сбербанк-телеком") и ООО "Тинькофф Мобайл" комментариев относительно того, что позволит им выдерживать конкуренцию с "ВТБ Мобайл", корреспонденту ComNews не предоставили. Планы по запуску своих MVNO-операторов в ПАО "Промсвязьбанк", АО "Альфа-банк" и ПАО "Почта Банк" корреспонденту ComNews не раскрыли.
Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов, говоря с корреспондентом ComNews о перспективах банковских MVNO-операторов заметил, что теоретически те могли бы подмять под себя большую часть мобильного рынка – у них есть и ресурсы, и знания о клиентах, и возможность оказывать услуги хоть условно-бесплатно.
"На практике их доля рынка ничтожна, и остается ждать, когда они доберутся до 1% рынка. Для банков это непрофильная деятельность, даже привлечение хороших команд из операторов оказывается недостаточно – все же в операторских компаниях трудятся тысячи специалистов. Кроме того, вопрос - готовы ли все топ-менеджеры банка поддерживать, например, идею замены традиционного кэшбека на субсидирование мобильной связи. Отдельный вопрос – дистрибуция, причем речь о квалифицированных менеджерах по продаже услуг связи в масштабах страны", - отметил Константин Анкилов.
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин указал корреспонденту ComNews, что MVNO-операторы не могут составить серьезную конкуренцию классическим. "Да это и не является их целью, тут скорее целью является укрепление лояльности собственной базы клиентов, возможность заработать на дополнительных финансовых услугах. Банковские MVNO, как, впрочем, и другие участники этого сегмента рынка не предлагают ничего уникального с точки зрения телеком-услуг", - заметил Максим Савватин.
Что касается появления MVNO у других, помимо "Тинькофф банка", "Сбербанка" и ВТБ, банков, он сказал: "Думаю, в ближайшее время мы не увидим запусков MVNO других банков. Те проекты, которые уже запущены, были давно ожидаемы рынком и к ним будет приковано все внимание, учитывая, что это одни из крупнейших игроков банковского рынка. Последователи возможны, но, думаю, только спустя какой-то более длительный период времени". Говоря о перспективах абонентской базы "ВТБ Мобайл" в 2019 году, Максим Савватин заметил, что до конца 2019 года осталось не так много времени. "Не думаю, что оператору удастся набрать более 10-15 тыс. абонентов", - заявил Максим Савватин.
По мнению директора департамента телекоммуникационных услуг J’son & Partners Consulting Кирилла Кучерова, учитывая, что речь идет о пилотных продажах в нескольких офисах ВТБ, до конца 2019 года "ВТБ Мобайл" наберет не более нескольких тысяч абонентов. Относительно MVNO-операторов в целом он заявил, что те, как и ранее, не могут составить серьезной конкуренции классическим операторам.
На взгляд аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, до конца года "ВТБ Мобайл" может рассчитывать на 5-10 тысяч абонентов. Крупные банки, по его словам, в перспективе могут запустить MVNO после того, как Сбербанк, Тинькофф или ВТБ продемонстрируют существенные успехи. Что же касается серьезной конкуренции MVNO-операторов классическим, Леонид Делицын заявил: "Мировой опыт показывает, что MVNO могут конкурировать с традиционными операторами, концентрируясь на потребностях определённых ниш пользователей. В частности, классический мексиканский оператор America Movil владеет в США несколькими MVNO и обслуживает около 22 миллионов клиентов (это около 7% глобальной абонентской базы этого оператора). В США компания концентрируется на уроженцах Мексики, которые доверяют её бренду и привыкли к её сервисам".
Кроме того, по словам Леонида Делицина, конкурентным преимуществом MVNO могут быть дополнительные услуги, которые для традиционного оператора нерентабельны. "И наконец, MVNO могут быть даже бесплатными для клиентов, хотя, конечно, это означает, что клиент интерес компании, поскольку много платит за другие её сервисы", - заметил Леонид Делицин.
По мнению аналитика управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александра Осина, "ВТБ Мобайл" будет занимать нишу равного среди равных в "линейке" предложений "ВТБ Мобайл" и Tele2. "Количество абонентов Tele2 в 2018 году составляло 42,3 млн человек, количество клиентов ВТБ в 2018 году составляло 12,5 млн человек. Но рынок MNVO меньше. По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2018 года абонентская база всех российских виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) приблизилась к отметке 10 млн, а сам рынок MVNO вырос как минимум на 20%. Другие эксперты рынка говорят о 7 млн абонентов", - проинформировал Александр Осин.
Он также добавил: "Полагаю, что постепенно, в течение, скажем, нескольких лет, этот "нишевый" проект для клиентов банка займет значимое место на рынке. Основная причина – масштаб бизнеса ВТБ и возможность банка успешно конкурировать "по цене" с другими провайдерами. В планах ВТБ в 2019 – 2022 гг. нарастить число клиентов с 12,5 млн до 18 млн и заработать 310 млрд рублей прибыли".
В краткосрочном периоде пользователями "ВТБ Мобайл", по мнению Александра Осина, станут, в основном, клиенты услуги "мультикарты" ВТБ, в случае активного использования которой услуги "ВТБ Мобайл" будут бесплатными. "Полагаю, исходя из количества клиентов ВТБ и принимая во внимание большое количество различных вариантов карточных сервисов банка, что их количество измеряется десятками или сотнями тысяч", - указал Александр Осин.