"ЭР-Телекому" не помог конвергентный проект
Три года назад "ЭР-Телеком", затевая партнерство с "МегаФоном" по конвергентному продукту (проводной ШПД от "ЭР-Телеком" и мобильная связь от "МегаФона") рассчитывал снизить отток абонентов услуг фиксированной связи вдвое. Вчера руководитель "ЭР-Телеком" объявил, что компания решила закрыть конвергентный проект по причине не достижения планируемых результатов. В 2019 году у компании появился новый канал оттока абонентов. Виновники этого – сотовые операторы. В "ЭР-Телеком" уверены, что этот тренд - временный.
Об этом рассказал президент АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Кузяев (на фото), отвечая на вопросы журналистов.
"Если коротко – мы закрываем проект виртуального оператора, потому что нам так и не удалось выйти на full MVNO. А у нас, по факту, были запакетированы кросс-продажи наши и "МегаФона". В итоге мы не получили тот результат, который ожидали. Мы сегодня видим конвергентный продукт МТС, как он успешно работает. Мы изначально хотели то же самое, используя виртуальную составляющую. Но, к сожалению, не нашлось оператора, который бы нам смог доверить full MVNO. Поэтому мы подумали: "Хорошо, мы дадим такой интернет, который не нуждается в коллаборации. Мы хотим, чтобы люди говорили: "В наших городах "Дом.ру" – лучший интернет", - ответил на вопрос корреспондента ComNews об итогах работы конвергентного проекта с "МегаФоном" Андрей Кузяев.
С 2014 г. ПАО "МГТС" работает как MVNO на сети материнской компании ПАО "МТС". Представитель пресс-службы МТС отметил в беседе с корреспондентом ComNews, что MVNO МГТС на инфраструктуре МТС прекрасно работает. "И прибыль приносит и обеспечивает лояльность клиентов", - добавил он.
В конце 2015 г. "ЭР-Телеком" подписал соглашение о сотрудничестве по созданию MVNO с "Т2 РТК Холдингом" (Tele2). Проект развивался по модели агентской схемы, когда компании делят доходы с каждого подключенного клиента. В Tele2 воздержались от комментария по поводу судьбы соглашения, однако относительно настоящего времени сказали: "Мы не ведем переговоры с "ЭР-Телекомом" о создании виртуального оператора".
В "МегаФоне" и "ВымпелКоме" отказались от комментариев.
Андрей Кузяев отметил, что в 2019 году появился новый тренд по оттоку абонентов. "Еще 10 лет назад, если бы меня спросили о конкуренции в лице операторов сотовой связи, я бы сказал: "Ха". Сейчас я скажу: "Да". Самый большой отток абонентов - в дешевых тарифах к сотовым операторам. Это связано с конвергентными продуктами, которые вывели на рынок МТС и "Билайн". У них сеть LTE не заполнена, и они дают большой анлим. Это новый тренд этого года, и мы чувствуем воздействие на компанию, но ситуация временная. Наш ответ – все, что меньше 50 Мбит/c, мы больше этим не занимаемся. Пусть сотовые операторы это делают. Наша цель в ближайшее время – 100 Мбит/с плюс. И лучшее качество. Наша цель – давать самый качественный интернет. Если сотовые операторы будут давать 100 Мбит/c, мы будем давать 1 Гбит/c. Если они будут давать на 5G 1 Гбит/c, мы будем давать 10 Гбит/с. Я всегда на оптических сетях дам гораздо лучшее качество, и дам такие технологичные сервисы, которые другим операторам и не снились. Это наша цель и стратегия. Мы будем на шаг впереди рынка", - заявил журналистам Андрей Кузяев.
Президент компании критически подходит к оценке текущей работы компании. Он сказал, что пока считает качество сервиса "ЭР-Телекома" неудовлетворительным. "Хотя у нас самый низкий отток среди федеральных операторов. У нас в этом году где-то 19% оттока", - отметил он. Вероятно, он назвал "ЭР-Телеком" федеральным операторам, потому что сообщил журналистам о планах компании выйти на московский и подмосковный рынок.
Представитель пресс-службы "ЭР-Телекома" рассказал об инструментах, используемых компанией для сокращения оттока абонентов: "В приоритете – качество сервиса. Довольному клиенту незачем менять оператора. Для того, чтобы решать технические сложности как можно быстрее и без участия клиента, мы создали систему проактивного сервиса (СПАС). Другой пример – введение нового подхода к оказанию технического сервиса – команды сервисных инженеров. Проект уже запущен в 24 городах. Также мы постоянно модернизируем сети, что позволяет увеличивать скорость интернета и пропускную способность. Уже сейчас клиенты компании могут выходить в интернет на скорости до 600 Мбит/c, а в перспективе – до 1 Гбит/c. Чтобы обеспечить доступ на высокой скорости, в августе мы запустили федеральный проект по замене старых устройств и представили обновленную линейку Wi-Fi роутеров TP-Link. Все они работают в 2 диапазонах частот, и позволяют выходить в интернет на скорости до 1 Гбит/c. Для пользователей цифрового телевидения мы запустили мультиплатформенное ТВ "Дом.ru Movix". В этом году мы представили обновленную ТВ-приставку - Movix Pro. Кроме развития уже имеющихся услуг, мы запускаем инновационные продукты. Самый близкий пример- "умный" домофон".
Директор по развитию и управлению продуктами группы компаний Danycom Петр Кушиков сказал корреспонденту ComNews, что так как MVNO нишевый продукт, каждый сегмент может "потянуть" 2-3 конкурирующих виртуальных оператора. "Банки, IoT, M2M, роумеры и тд. И это даже без оглядки на такие страны, как Германия и Великобритания, где количество активно действующих MVNO исчисляется десятками", - отметил он.
В сегменте фиксированной связи любой крупный оператор так или иначе пробовал схему MVNO: МГТС, "Ростелеком", ТТК, "Эр-телеком", ООО "Эквант" (Orange Business Services), "Центральный Телеграф". Следуя принципу двух-трех операторов в сегменте, получается перенасыщение виртуальными операторами этой сферы.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Евгений Миронюк отметил, что создание виртуального оператора сотовой связи (MVNO) на российском рынке сопряжено со значительными рисками. "Ценовая конкуренция на телекоммуникационном рынке привела к тому, что в России одни из самых низких тарифов на услуги мобильных операторов. Виртуальный оператор, использующий инфраструктуру другого оператора, может устанавливать тарифы ниже, чем у родительского оператора (MNO) только в рекламных целях. Более низкие тарифы ставят прибыльность оператора MVNO под угрозу. В реальной конкуренции ни один оператор из "большой четверки" не заинтересован. Предоставить инфраструктуру Full MVNO они не готовы. В этом случае в дополнение ко всему, виртуальный оператор обслуживает сеть с помощью собственного центра коммутации, заключает собственные национальные и международные роуминговые и межоператорские соглашения. Тем самым прибыль перераспределяется в пользу MVNO, появляется больше возможностей варьировать тарифную политику.
Больше шансов на развитие у MVNO, телекоммуникационные слуги которых являются дополнительными бонусными опциями к другим продуктам, например финансовым продуктам "Сбербанка". "ЭР-Телеком" в этом смысле более зависим от финансовых результатов своего MVNO, низкая маржинальность данного направления бизнеса для "ЭР-Телеком" может стать причиной закрытия проекта", - объяснил Евгений Миронюк корреспонденту ComNews.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что изначально считалось, что главным условием успеха виртуального оператора является общеизвестный бренд, которому удалось завоевать столь высокую лояльность пользователей, что они готовы приобретать у него, в общем-то, любые услуги, и в частности – услуги связи. "Известны, правда, и примеры реализации стратегии, направленные на обслуживание отдельной пользовательской ниши, например, мексиканский оператор America Movil работает в США по модели MVNO и пользуется популярностью у выходцев из Мексики. Виртуальные операторы могут также пытаться предоставлять специализированные услуги сотрудникам крупных корпораций или членам крупных сообществ. Наконец, некоторые виртуальные операторы экспериментируют с бесплатными основными услугами, пытаясь зарабатывать на рекламе и дополнительных услугах. В остальных же случаях, при всем желании безгранично верить в успех любого начинания игроков индустрии, нет причин по которым MVNO был бы предпочтителен для обычного абонента в сравнении с обычным оператором связи. Иными словами, никаких гарантий успеха MVNO нет, что, собственно, и иллюстрируется умеренной долей рынка, которую виртуальным операторам удалось совокупно захватить", - прокомментировал Леонид Делицын.
В 2017 г. дела у "МегаФона" и "ЭР-Телекома", через год после старта проекта шли хорошо. Тогда компании отчитались о подключении 120 тыс. абонентов к совместному конвергентному пакету услуг связи, в который входила мобильная связь, домашний интернет и цифровое ТВ. География проекта охватывала 32 города. "В целом предложение оказалось востребованным, объем подключений даже выше плана. Кроме того, такого результата мы достигли без широкомасштабных рекламных кампаний", - сообщала тогда корреспонденту ComNews руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина (см. новость ComNews от 17 мая 2017г.).
Ранее "Эр-Телеком" получил лицензию на оказание услуг подвижной радиотелефонной (мобильной) связи, необходимой для оказания услуг по модели Full MVNO (см. новость ComNews от 8 ноября 2016 г.).
-
08.11.2016"ЭР-Телеком" на шаг ближе к Full MVNO
-
17.05.2017"МегаФон" и "ЭР-Телеком" довольны совместной жизнью