Автомобиль как гаджет
Hyundai с октября запустит онлайн-подписку на автомобили. В приложении Hyundai Mobility клиент сможет выбрать одну из четырех моделей Hyundai по одному из трех тарифов и пользоваться арендованным авто. Для запуска услуги в России Hyundai вложилась в стартап, который занимается разработкой и коммерциализацией сервисов на базе IT-платформы.
Компания Hyundai вчера представила основные принципы работы сервиса Hyundai Mobility на пресс-конференции в "Сколково". Сервис начнет работу с октября 2019 г.
С помощью онлайн-приложения клиент может дистанционно оформить подписку на одну из четырех моделей Hyundai - Creta, Tucson, Santa Fe, а также восьмиместный микроавтобус H-1. С октября в Москве будет доступно 200 автомобилей. В следующем году Hyundai обещает добавить в парк премиальную модель Genesis, новое поколение Sonata и др. Расширять портфель брендов компания пока не планирует. До конца следующего года Hyundai выведет на дороги 1000-2000 автомобилей.
Клиенты смогут оформить три варианта подписки: City (от часа до 24 часов), Country (от одного дня до одного месяца) и Freedom (от одного месяца до года). При подписке Freedom будет доступна услуга доставки и возврата автомобиля к клиенту и от него. Компания пока не раскрывает цены на тарифы, однако обещает, что они будут "конкурентными".
География использования автомобиля распространяется на всю Россию и ближнее зарубежье в рамках действующего тарифа. С помощью телематики будет происходить контроль за передвижением арендованного автомобиля во избежание злоупотреблений. Места для парковок Hyundai Mobility будут обозначены специальной разметкой и световыми элементами.
Получить автомобиль пользователи смогут на территории официальных дилеров Hyundai. Первоначально в проекте будут участвовать 12 московских дилеров. До конца года компания планирует увеличить их количество в столице до 20. В первом полугодии 2020 г. Hyundai рассчитывает покрыть все города-миллионники. Сеть офлайн-поддержки на текущий момент действует в 77 городах дилерской сети "Хендэ Мотор СНГ" в России. Hyundai не исключает 100%-ного федерального покрытия в течение ближайших двух лет.
Для реализации проекта Hyundai Mobility в июле 2019 г. зарегистрировала юрлицо Hyundai Mobility Lab (ООО "Хендэ Мобилити Лаб"). Учредителями стали ООО "Хендэ Мотор СНГ" (99%) и российский завод ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (1%). Генеральным директором Hyundai Mobility Lab стал Алексей Калицев. Согласно "Картотеке.ру", ее уставный капитал составляет 30 млн руб. Компания занимается разработкой и коммерциализацией сервисов на базе IT-платформы.
Созданию юрлица предшествовал подписанный в мае этого года договор между "Хендэ Мотор СНГ" и Инновационным центром "Сколково" о реализации проекта по созданию стартапа Hyundai Mobility Lab. В настоящий момент в компании работает семь разработчиков. На начальном этапе Hyundai собирается инвестировать в стартап 100 млн руб. в развитие и продвижение платформы.
Проект Hyundai Mobility будет состоять из трех частей: стартап Hyundai Mobility Lab (ИТ-платформа), "Хендэ Мотор СНГ" (владелец парка автомобилей) и дилерская сеть (управление парком Mobility, куда включена техподдержка, обслуживание, ремонт и т.д.).
Так, клиент через приложение будет соединяться напрямую с автомобилем. "Мы являемся первым дистрибьютором, первой маркой, которая запускает подобного рода сервис подписки через онлайн-приложение", - заявил управляющий директор "Хендэ Мотор СНГ", генеральный директор Hyundai Mobility Lab Алексей Калицев.
Пользователь скачивает и устанавливает приложение, регистрируется по мобильному номеру, а затем авторизуется по трем документам (паспорту, правам и селфи). Алексей Калицев сразу предупредил, что пройти проверку смогут не 100% желающих. "Скорить" информацию о потенциальном потребителе сервиса будут банки-партнеры Hyundai и страховые компании. После прохождения идентификации клиенту становится доступен весь спектр предлагаемых услуг.
Зачем это Hyundai
"Бизнес-модель рынка "завод-дистрибьютор-дилер-клиент" претерпевает огромные изменения. Происходит трансформация способа владения автомобилем", - пояснил Алексей Калицев. - Мировой тренд заключается в превращении автомобиля из товара в услугу. Именно он заставил нас задуматься о своем будущем".
Согласно представленной на пресс-конференции презентации, к 2030 г. распределение долей от продаж автомобилей и продаж услуг мобильности поменяется. Так, доходы от продажи услуг и технологий в течение ближайших 10-15 лет займут в 10 раз большую долю в общих доходах автопроизводителей, чем сейчас, ожидают в Hyundai. Если в 2015 г. доходы от продаж автомобилей занимали 41% в общих доходах, а услуги и технологии - 4%, то в 2030 г. расстановка сил поменяется: 36% доходов автопроизводителей будут генерить услуги и технологии, а 29% - продажи авто. По сути, говорит Алексей Калицев, автомобиль станет обычным гаджетом.
Как продолжает специалист Hyundai, в связи с трансформацией автомобильной индустрии появляется два сценария дальнейшего развития. "Либо мы, как бренд, предлагаем нашим клиентам услуги мобильности, либо мы консервируем текущую традиционную бизнес-модель дистрибьютора и продолжаем заниматься производством и продажами автомобилей. При этом на наше место придут ИТ-компании, интеграторы, которые возьмут в свои руки часть нашего бизнеса и будут успешно им заниматься, - обозначил два пути он. - Вы прекрасно понимаете, что второй сценарий мы для себя решили не рассматривать. Именно первый сценарий развития событий сподвиг нас на идею создания собственного бизнеса и дал старт проекту по подписке Hyundai Mobility, который мы запускаем в России".
У Hyundai на текущий момент 1,2 млн клиентов. "Если даже представить, что 1% согласится взять подписку - это уже 12 тыс. человек", - указал на потенциал сервиса Алексей Калицев. Кроме того, на следующий год компания собирается обновлять свой модельный ряд. За семь месяцев текущего года Hyundai реализовал 100 тыс. автомобилей и прирос на 0,5% год к году, укрепив долю рынка в России - 10,6%. Hyundai рассчитывает продать по итогам 2019 г. 180-185 тыс. автомобилей.
Сервисы автомобилей по подписке переживают бурный рост
Аренда автомобилей в последнее время активно развивается в России. Как писало в феврале 2019 г. агентство Bloomberg со ссылкой на данные консалтинговой компании Frost & Sullivan, только в Москве для поминутной аренды доступно более 16,5 тыс. автомобилей. Автопарк каршеринга российской столицы сегодня уступает только Токио, опережая Пекин и Шанхай.
Hyundai - не единственная компания, запустившая сервис подписки на свои автомобили в России. Другой такой автопроизводитель - Volvo Car Russia. Правда, действует подписка у Volvo в несколько усеченном формате. Компания предлагает оформить через свой сервис подписку только на год и только на одну модель - ХС60. Ежемесячный платеж составляет 59,5 тыс. руб. В платеж входят услуги по ремонту, техосмотру и страховке, оплата налогов, сезонная смена шин, помощь на дорогах. Расходы на бензин и мойку абонент оплачивает самостоятельно. В проекте участвуют только московские дилеры, поэтому география использования ограничивается только ЦФО.