O2O-сервисы объединили Mail.Ru Group и Сбербанк
Mail.Ru Group и Сбербанк создадут платформу O2O-сервисов (online-to-offline) такси и доставки еды, в формате совместного предприятия. Оценка стоимости СП может превысить 100 млрд руб. Оба партнера планируют инвестировать до 64 млрд руб. в совместное предприятие при условии достижения годовых KPI после заключения сделки. Владеть СП стороны будут на паритетных началах.
Mail.Ru Group вложит в новую компанию 100% долей Delivery Club и 22,69% "Ситимобила", а также связанные с ними миноритарные инвестиции и опционы других компаний в сфере бизнеса такси и доставки еды. Кроме того, холдинг отдаст в СП 7,7 млрд руб. Дополнительные инвестиции - до 5,1 млрд руб. - Mail.Ru добавит в капитал совместной платформы, если внесенные активы выполнят поставленные KPI в течение 12 месяцев после закрытия сделки.
"Mail.Ru Group создаст новые уникальные возможности для российских пользователей, ресторанов-партнеров, таксопарков и водителей, что позволит быстрее вывести Delivery Club и "Ситимобил" на принципиально новый уровень. Это ключевой шаг в построении бизнеса, который окажет существенное воздействие на цифровую экономику России. Потребительские привычки стремительно меняются, и мы вместе со Сбербанком хотим возглавить эту трансформацию", - говорит генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев.
До закрытия сделки Mail.Ru Group обеспечит консолидацию на СП доли в размере не менее 75% акций "Ситимобила".
Сбербанк внесет в СП 35% долей компании Foodplex и 38 млрд руб. Если Delivery Club и "Ситимобил" выполнят установленные KPI, Сбербанк внесет в компанию еще 13 млрд руб.
"Инвестиции в О2О-платформу - важный шаг в построении экосистемы Сбербанка. Мы выходим на крупнейшие и наиболее динамичные рынки страны, чтобы предложить нашим клиентам качественно новую модель потребления услуг и создать ведущего игрока доставки "последней мили" в России", - заявил президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф.
Таким образом, если сделка состоится, то СП суммарно получит 45,5 млрд руб. бюджета. По оценке партнеров, стоимость СП при достижении целевых показателей через год может превысить 100 млрд руб.
Соглашение планируют заключить осенью 2019 г., а перед этим получить одобрение сделки в ФАС.
Операционным управлением займутся команды "Ситимобила" и Delivery Club. Стратегическое развитие СП будет координировать совет директоров из представителей Сбербанка и Mail.Ru. "Количество представителей̆ в совете директоров будет равным - по три представителя от каждой стороны. Партнеры выберут одного независимого директора", - сказал ComNews пресс-секретарь Mail.Ru Group Сергей Лучин.
По заявлениям партнеров, СП расширит географию покрытия Delivery Club, ускорит региональную экспансию "Ситимобила" и усилит его позиции на столичном рынке, а также повысит качество обслуживания потребителей, увеличит скорость обработки заказов партнеров.
"Владельцы "Ситимобила" ожидали, что по итогам прошлого года выручка составит 1 млрд руб. А выручка Delivery Club в 2018 г. достигла 1,9 млрд руб. В совокупности это дает 3 млрд руб. Даже если добавить Foodplex и другие активы, то коэффициент капитализации к выручке составит около 30. Для российских инновационных стартапов средний мультипликатор составляет 9, так что оценка является высокой", - считает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.
Он отмечает, что оценка в 100 млрд руб. - это уровень стоимости компании, которую партнеры рассчитывают построить.
Аналитик полагает, что от сделки больше выигрывает Mail.Ru Group, которая получает крупного инвестора для высокорисковых инновационных проектов и конкуренции с "Яндексом".
По словам Леонида Делицына, на рынке такси у Mail.Ru заметных позиций не было. Выигрывает и потребитель, убежден он, поскольку миллиарды пойдут на развитие и ускорение внедрения инновационных сервисов.
На отечественном рынке агрегации такси "Яндекс" сумел победить даже Uber, и, как предполагает аналитик, компании удастся удержать статус лидера рынка. В случае с доставкой еды, напротив, Mail.Ru Group занимала лидирующее положение, и новое партнерство позволит его сохранить.
Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин полагает, что оценка СП в 100 млрд нерелевантна.
"Выручка "Ситимобила" и Delivery Club в сумме в 2018 г. составила менее 3 млрд руб. Обе компании убыточны. Денежные средства, внесенные при учреждении компании, - 45,5 млрд руб., и только дополнительно, и в случае выполнения KPI еще до 18 млрд руб. в течение следующих 12 месяцев после закрытия сделки. Foodflex, насколько можно судить по открытым данным, не раскрывает показателей, но, судя по показателям количества пользователей, вряд ли этот бизнес стоит 50 млрд руб.", - рассуждает специалист.
Он отмечает, что Mail.Ru отдает в СП два убыточных бизнеса с растущими издержками и неясными перспективами. "Российский рынок такси вошел в стадию насыщения и консолидации. Активный рост компаний на нем возможен только за счет расширения рыночной доли, а не органически. Предположу, что в среднесрочном периоде кто-то должен будет начать повышать цены. Кто первый начнет, тот и проиграет. Если "Яндекс" действительно "расстался" со Сбербанком, ему надо скорее искать другой "денежный мешок", способный поддерживать его финансово в конкурентной борьбе", - сказал Александр Осин.