"Газпром нефть" осваивает новые рынки вместе со стартапами
Компания "Газпром нефть" завершила акселерационную программу StartupDrive, финалистами которой стали пять российских стартапов, занимающихся разработками в сфере грузоперевозок, такси, каршеринга, эвакуации и страхования транспорта. Цель акселерационной программы - выход нефтяной компании на новые рынки в сотрудничестве с инновационными технологическими стартапами.
В отборе StartupDrive участвовало 200 молодых компаний. Команды-участники на протяжении трех месяцев работали с бизнес-кураторами "Газпром нефти".
"Цель стартапов в программе - не просто пройти акселерацию, а коммерчески выиграть на выходе - в виде партнерства, инвестиций или доступа к клиентским активам. Компания "Газпром нефть" готова продолжать партнерство с теми стартапами, в которых есть реальная перспектива продвижения и развития. Вместе с тем мы стремимся к горизонтальной диверсификации бизнеса, предоставляя клиентам новые смежные услуги, не связанные напрямую с сетью заправок", - рассказал глава департамента клиентских решений компании "Газпром нефть" Алексей Бобров (на фото).
Параметры успешности взаимодействия, возможные формы интеграции в бизнес "Газпром нефти", а также метрики успеха оговаривались на старте акселерационной программы.
Например, один из финалистов - компания Rent-a-ride, сервис для аренды частного автомобиля для личных поездок и путешествий по России и за рубежом, вышла с предложением к клиентам сети АЗС "Газпромнефть". Пилотирование проводилось на станциях Москвы и Московской области. Сдача в аренду автомобилей принесла более 4,2 млн руб. за три месяца. Сегодня у платформы Rent-a-ride - 25 тыс. пользователей и более 7000 автомобилей в автопарке.
Стартап Cartaxi (сервис позволяет водителю через мобильное приложение оперативно вызвать эвакуатор по заранее известной и фиксированной стоимости) интегрировал мобильное приложение сети АЗС "Газпромнефть" для оплаты топлива онлайн - "АЗС.GO" - в свой продукт для водителей эвакуаторов, которые теперь могут заправляться, не выходя из машины. В базе компании Cartaxi - 7000 эвакуаторов в 367 городах России.
Кроме перечисленных, финалистами StartupDrive стали такие компании, как Neos - сервис для автовладельцев, позволяющий гарантированно получать страховое возмещение в максимально короткие сроки (в течение пяти дней) без посещения офиса страховой компании, Shipit.to - смарт-решение для отслеживания грузов во время транспортировки, а также Guru taxi - online-платформа для оперативной помощи водителям с поиском автомобиля для работы в такси, а таксопаркам - для сокращения простоев автомобилей.
После завершения акселерационной программы представители компании и стартапов определят, в какой форме продолжать сотрудничество - партнерство, revenue sharing (разделение прибыли) или владение частью стартапа.
"Мы не уверены, что со всеми финалистами мы продолжим сотрудничество. У каких-то проектов предложенные гипотезы подтвердились в полном объеме, у других - не в полном. В большей степени в плане сотрудничества мы рассматриваем revenue sharing, в меньшей степени - схему вхождения в капитал стартапа", - отметил Алексей Бобров. При этом он сказал, что для того, чтобы компания рассмотрела возможность покупки того или иного стартапа, тот должен обладать уже готовым продуктом, а также объемом продаж. "Если мы видим, что стартап вписывается в нашу систему дистрибуции и мы можем за счет клиентской базы быстро нарастить объем продаж, то мы будем готовы обсуждать возможность покупки такого стартапа", - сказал он.
Общих финансовых метрик и необходимых для достижения показателей у проведенной программы не было. "Мы работали с каждым стартапом индивидуально, прорабатывая набор гипотез, позволяющих нам и стартапу достигнуть определенных результатов, который был заявлен по каждому проекту в начале акселератора. Основным достижением проведенной программы мы считаем получение опыта и развитие компетенций в области работы со стартапами. Со многми из стартапов мы увидели точки пересечения и понимаем, как дальше можно развивать совместный бизнес", - отметил Алексей Бобров.
В целом же, что касается развития цифровых продуктов в клиентском контуре "Газпром нефти" (он объединяет дочерние общества и подразделения, которые работают с конечными клиентами в части сбыта моторных топлив. Это клиенты сети АЗС "Газпромнефть", корпоративные клиенты, которые заправляются по сервисным картам, и мелкооптовые клиенты, как предприятия, так и независимые АЗС), то, по словам Алексея Боброва, стоит цель достичь показателя в 1 млн активных пользователей цифровых сервисов (мобильные приложения, личные кабинеты, электронные торговые площадки и т.д.) ежемесячно. "Через цифровые каналы мы хотим ежегодно продавать миллион тонн продукции, что составляет 7% от нашего текущего объема. Мы хотим зарабатывать около полумиллиарда дополнительной прибыли за счет использования цифровых сервисов", - отметил Алексей Бобров.
Осенью 2019 г. будет открыт второй набор акселерационной программы StartupDrive. При этом "Газпром нефть" планирует рассматривать для участия в этом наборе не только российские стартапы. "Мы понимаем, что если хотим найти решение, которого пока нет на российском рынке, то нам стоит посмотреть на стартапы из других стран. В частности, думаем про Израиль", - поделился планами Алексей Бобров, добавив, что в следующем наборе акселерационной программы финалистами уже могут стать около 10 стартапов, в случае если "Газпром нефть" нарастит внутренний ресурс.