Онлайн-продажи еды растут
За 2018 г. в интернет-магазинах продуктов питания было оформлено 5,45 миллионов заказов на сумму 22,9 млрд рублей. По сравнению с 2017 г. количество заказов увеличилось на 49%, сумма онлайн-продаж - на 40%. Средний чек по итогам 2018 г. составил 4,2 тыс. рублей, снизившись на 6%. Такие данные приводят специалисты Data Insight по результатам исследования развития онлайн-продаж продуктов в России в 2018 г.
Как указывается в исследовании, 2% от всех онлайн-заказов 1000 крупнейших магазинов в 2018 г. были сделаны в интернет-магазинах продуктов питания. Их доля по объему онлайн-продаж также составила 2%. При этом, как отмечается в исследовании, в секторе магазинов продуктов питания конверсия являлась самой высокой среди основных категорий рынка eCommerce и составляла 19,0%.
В топ-10 игроков рынка онлайн-продаж продуктов вошли такие магазины, как "Утконос", "О'Кей", "Азбука вкуса", igooods.ru, golama, Деликатеска.ру, Instamart, Кегельбум, "Перекресток", Savetime.
Что касается организационно-правовой формы интернет-магазинов продуктов питания, 85% представляют собой общества (АО, ООО), 15% - принадлежат индивидуальным предпринимателям. При этом 64% интернет-магазинов продуктов питания зарегистрированы в Москве и Московской области, 12% - в Петербурге и Ленинградской области, 24% - в остальных регионах России.
В исследовании также говорится о том, с каких устройств наиболее часто покупатели заходят в интернет-магазины: "Для посещения сайтов интернет-магазинов продуктов питания пользователи используют десктоп чаще, чем мобильные устройства"
Беседуя с корреспондентом ComNews о развитии онлайн-продаж продуктов в 2019 г., старший аналитик направления "Интернет-магазины" Data Insight Андрей Шаповалов заметил следующее: "Сектор онлайн-продаж продуктов питания является одним из наиболее развивающихся на российском рынке электронной коммерции. По данным Data Insight рост рынка в продажах составил 38%. Данный рынок будет продолжать развиваться. Развитию в этом году будут способствовать как увеличение мощностей онлайн-ритейлеров, так и развитие онлайн-служб оффлайн-ритейлеров, что является следствием увеличения спроса населения на доставку продуктов питания. Также важным фактором роста в этом году будет продолжающееся увеличение доли потенциальных покупателей, которые тестируют этот вариант покупки и, с немаленькой вероятностью, становятся постоянными покупателями еды в онлайне".
Однако, по словам Андрея Шаповалова, рынок онлайн-продаж продуктов сегодня находится в состоянии переходного периода. В данном случае основную роль будет играть не формат, а "правильность" выстраивания онлайн-продаж. В 2018 г. резкую положительную динамику показали как онлайн-площадки оффлайн-ритейлеров, например, "Перекрестка", так и специализированные онлайн-ритейлеры, например, igooods.ru.
Директор по стратегии и электронной коммерции "Перекрестка" Леонид Довладбегян, отметил в беседе с корреспондентом ComNews, что в ближайшем будущем рынок онлайн-продаж продуктов будут двигать как специализированные интернет-игроки, так и онлайн-площадки продовольственных ритейлеров. "Мы планируем быть в их числе", - сказал Леонид Довладбегян.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, в свою очередь, отметил, что в 2019 г. "Утконос" сохранит свое лидирующее положение, при этом онлайн-площадки традиционных ритейлеров будут наращивать обороты и долю рынка.
Говоря о барьерах и драйверах развития онлайн-продаж продуктов в России, Андрей Шаповалов заявил следующее: "Несомненными драйверами будут являться два фактора: продолжающаяся смена образа питания в крупных городах, при которой все меньшая часть экономически-активного населения готовит еду дома на регулярной основе, и все бОльшая активность "миллениалов" - покупателей, которые родились на рубеже тысячелетий, отличительной чертой которых является то, что многие из них "живут в интернете" - им проще делать выбор, оформлять заказ именно в онлайн-среде.
Продолжающийся тренд выхода в онлайн крупнейших оффлайн-ритейлеров и развитие онлайн-ретейлеров является следствием увеличения спроса из-за перечисленных выше двух факторов. Стопперов рынка, которые могут сильно повлиять на развитие сегмента пока не наблюдается. Однако, на замедление развития влияет тот факт, что рынок не насыщен логистическими компаниями, которые могут доставлять продукты питания в срок и с соблюдением правил транспортировки".
По мнению Леонида Довладбегяна, основными драйверами развития онлайн-продаж продуктов (драйверы развития фуд-ритейла) в первую очередь являются удобство и экономия времени. "Не нужно тратить время в очередях и иметь дело с тяжелыми сумками. Онлайн-супермаркеты дают возможность закупить сразу много продуктов с доставкой до двери, тем самым удовлетворяя потребность в так называемой "большой закупке". Это особенно актуально сегодня, потому что потребители устали от гипермаркетов. Еще один драйвер развития - постоянно расширяющийся ассортимент в онлайне, с каждым годом выбор становится все больше, появляются позиции, которые не представлены в офлайн-магазинах. И третий драйвер - экономия. Цены в онлайне зачастую ниже, чем в офлайн-магазинах. Что касается барьеров, то основной - потребность визуального и физического контакта с продуктом: потребителям важно посмотреть товар вживую. С этими барьером можно работать, постоянно повышая качество услуг и информируя клиентов о своих стандартах работы. Например, мы в онлайн-супермаркете Perekrestok.ru рассказываем нашим покупателям о том, насколько строго соблюдаются сроки годности продуктов (наш норматив не меньше 50% остаточного срока годности), внимательно следим за качеством доставки и корректной сборкой заказа с помощью современных технологий", - рассказал Леонид Довладбегян.
На взгляд Леонида Делицына, пищевые продукты - один из самых консервативных сегментов онлайн-коммерции, поскольку потребители стремятся самостоятельно оценить качество, а интернет вещей пока не способен предоставить удаленные измерения, которые убеждали бы покупателя, что он точно понимает, что покупает. "Поэтому онлайн-продажи продуктов начинались с рациональных покупателей, которые рассчитывали свою выгоду или которым требовалась доставка. Драйвером роста становится приобщение более широких кругов обычных покупателей к покупкам продуктов онлайн. По мере включения традиционных ритейлеров в процесс, и по мере того, как они научатся благодаря онлайну сокращать издержки, покупателей будут стимулировать осваивать покупки продуктов онлайн. Но настоящая революция начнется через 5-10 лет, когда покупать продукты за нас начнут наши электронные помощники, оснащенные искусственным интеллектом. Они будут покупать онлайн практически все", - указал Леонид Делицын.
Он также отметил, что объём рынка онлайн-продаж продуктов в 2019 г. вырастет на 40-45% и составит 32-35 млрд рублей. "Темпы прироста сохранятся на высоком уровне как в силу относительно ранней стадии рынка, так и благодаря активному продвижению со стороны офлайн-ритейлеров", - пояснил Леонид Делицын.
Президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) Артём Соколов в разговоре с корреспондентом ComNews сказал следующее: "По нашему совместному с ПАО "Сбербанк"исследованию только в Москве онлайн-продажи продуктов питания составили 41 млрд рублей, еще 9,2 млрд рублей приходится на Петербург, 4,7 млрд рублей - на Московскую область, хорошие продажи (еще по 2 млрд рублей) также приходятся на Краснодарский край, Татарстан, Новосибирскую область. По России в целом это 88,6 млрд рублей. Но мы учитывали все онлайн-заказы, в том числе заказы еды в ресторанах. За последний год объем продаж этой категории вырос вдвое. Думаю, что темпы роста будут оставаться высокими, с учетом того, что проектов в этой сфере становится все больше. В следующем году сложно делать ставку на платформы для оффлайнеров или на специализированные проекты. На мой взгляд, рынок еще очень большой и у всех найдутся свои клиенты. Усилить продажи можно с помощью легализации торговли алкоголем, это даст дополнительный стимул развитию онлайн-продаж. Надеюсь в ближайшее время этот вопрос удастся решить".