Везет ли "Яндексу" - решит Mail.ru
Компания MLU B.V. (объединенная компания "Яндекс.Такси" и Uber) заключила соглашение о покупке активов группы компаний "Везет". Стороны рассчитывают закрыть сделку до конца 2019 года. При этом, "Везет" выступает заемщиком конвертируемого в акции займа у Mail.Ru Group, согласно которому "Везет" нужно разрешение на продажу активов. В Mail.Ru заявили, что сообщение о сделке преждевременно, так как компания пока ее не одобрила. Аналитики тем временем ожидают дальнейшего усиления консолидации в отрасли, полагая, что рынок движется в направлении монополизации и не исключают покупки "Яндексом" других компаний.
"Яндекс" сообщил о приобретении программного обеспечения и колл-центров группы компаний "Везет". Сделку одобрили наблюдательный совет "Яндекс.Такси" и советы директоров Yandex N.V. и "Везет". Соглашение также требует согласия Федеральной антимонопольной службы России и Mail.Ru Group.
После завершения сделки 56,2% "Яндекс.Такси" будет принадлежать "Яндексу", 35,0% - Uber, а 5,3% - сотрудникам в рамках программы поощрения.
"В течение трех лет "Яндекс.Такси" вложит около 8 миллиардов рублей в развитие такси в регионах России, из них примерно 4 миллиарда пойдут на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, и еще столько же - на программы поддержки местных таксопарков и водителей.
Для пользователей "Везет" все останется привычным: они по-прежнему смогут вызвать машину как через приложения Rutaxi и "Везет", так и по телефону. "Везет" и "Яндекс.Такси" продолжат расширять существующие центры обучения водителей и открывать новые. Водители и таксопарки после закрытия сделки перейдут на единую технологическую платформу "Яндекс.Такси". Текущие акционеры "Везет" получат до 3,6% акций "Яндекс.Такси" и до $71,5 миллиона при условии успешного достижения ключевых целей по операционным и иным показателям", - сообщила пресс-служба "Яндекса".
Напомним, что в июне 2018 г. Mail.Ru Group и Группа Компаний "Везет" заключили соглашение о конвертируемом займе в рамках подготовки к новому раунду инвестиций. В соответствии с соглашением, Mail.Ru Group имеет право конвертации займа в обыкновенные акции "Везет". Кроме того, условия займа предусматривают право вето со стороны Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний "Везет".
Пресс-служба Mail.ru Group прокомментировала новость о покупке "Яндексом" активов "Везет": "При заключении соглашения о выдаче конвертируемого займа одним из прописанных в договоре условий было право вето Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний "Везет". Стороны нового соглашения должны были получить письменное согласие Mail.ru Group. Mail.ru Group пока не приняла данного решения, согласие на нынешний момент не выдано, поэтому мы считаем выпущенный анонс преждевременным".
Генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев говорил по поводу займа для "Везет": "Участие в этом раунде полностью соответствует нашей стратегии в отношении рынка такси: во-первых, мы не будем консолидировать свою инвестицию, во-вторых, это сотрудничество дает нам возможность продолжить интегрировать такси в наши сервисы и, прежде всего, в социальные сети. Партнерство усилит присутствие не только на московском рынке, но и позволит представить продукт для аудитории других регионов - сервис представлен более чем в 100 городах и в большинстве из них занимает лидерские позиции".
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сказал корреспонденту ComNews, что документы по сделке ФАС России пока не получала. "По закону ходатайство рассматривается в течение месяца, срок может быть продлен еще на два месяца", - добавил он.
Источник на рынке, близкий к агрегаторам такси сказал корреспонденту ComNews, что такая сделка - очевидное ослабление конкуренции и неизбежное повышение цен для пассажиров и комиссий для водителей в тех городах, где присутствует только "Яндекс" и "Везет" (и нет, например, Ситимобил). "В Москве "Везет" и так, по сути, не было, сильного влияния на рынок столицы не будет", - добавил он.
В "Яндексе" не предоставили дополнительной информации.
Представитель пресс-службы сервиса заказа такси "Максим" сказал корреспонденту ComNews, что предложения о покупке сервиса заказа такси "Максим" в разное время поступали от конкурентов, некоторых интернет-холдингов и инвестфондов. "Одним из первых действительно обращался "Яндекс", когда он начинал работать за пределами Москвы, а у нас уже была крупнейшая региональная сеть. В целом все те предложения были неинтересными для нас. В настоящее время сервис "Максим" работает в 415 городах России и развивает бизнес еще в 17 странах мира, действуя полностью самостоятельно. Компании, которые идут по пути слияния и поглощения, решают таким образом для себя определенные проблемы и задачи. У "Максима" есть все необходимые инструменты и знания для дальнейшего развития. Если "Яндекс" купит "Везет", для рынка такси в целом и нашей компании особо ничего не меняется. Мы конкурировали ранее и продолжим это делать. Водители и пассажиры тоже вряд ли заметят какие-то изменения, как и в случаях предыдущих сделок на рынке", - прокомментировал представитель пресс-службы такси "Максим".
Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин сказал, что к началу 2017 г. "Яндекс.Такси" и Uber вместе занимали 10,4% рынка. "В первом квартале выручка "Яндекс.Такси" составила 7,6 млрд руб. по сравнению с 1,2 млрд руб. в среднем за квартал в 2017 году, то есть рост составил порядка 90% в год. С поправкой на среднегодовой прирост рынка такси в целом, которые BusinesStat оценил приблизительно в 20%, ежегодный прирост доли "Яндекс.Такси" на рынке составлял 3-5% и на первое полугодие 2019 г. составил 12-18%. К началу 2017 года сервис "Везет" занимал 12,3% рынка всех такси-перевозок в России. Полагаю, что покупка "Яндекс.Такси" агрегатора "Везет" увеличит его долю на рынке до 20-30%. С учетом текущей оценки выручки "Яндекс.Такси" на 2019 год, составляющей на базе данных за I квартал, 30,4 млрд руб., стоимость "Яндекс.Такси" составит 180 млрд руб. Однако, важно отметить, что показатели прибыли "Яндекс.Такси" крайне нестабильны, сервис "Яндекс.Такси" впервые показал прибыль в России только по итогам третьего квартала 2018 года,поэтому оценка в 180 млрд руб. это верхний диапазон оценки, а нижний с учетом текущей рыночной волатильности можно оценить в 150 млрд руб. 3,6% акций "Яндекс.Такси", которые акционеры "Везет" согласно договоренностям стоят с учетом этой оценки на основе коэффициента PS составят 5,4 млрд руб или $86,9 млн. Учитывая, что оценочная рыночная доля "Яндекс.Такси" или приблизительно равна аналогичному показателю "Везет" или незначительно выше его, данная оценка выглядит заниженной для активов "Везет" и таким образом отражает наличие у последнего сложностей в развитии, которые, возможно, связаны с насыщением рынка крупными игроками, располагающими более значительными финансовыми и технологическими ресурсами. Судя по статистике прибыли "Яндекс.Такси", и представляющимися возможными сложностями "Везет" в развитии бизнеса в текущих условиях, я ожидаю замедления роста выручки операторов и дальнейшего усиления консолидации в отрасли. Текущую стоимость "Яндекс.Такси" я оцениваю в 150 млрд руб., однако до выхода компании в прибыль эта оценка носит высокорискованный характер, отражает лишь динамизм расширения доли "Яндекса" на рынке агрегаторов. Да, рынок движется в направлении монополизации, другие покупки ожидаемы, как и вступление в процесс регуляторов со своими оценками и инициативами.
По оценкам BusinesStat, оборот рынка такси в 2018 г. составил 633,1 млрд руб, что более чем в два раза превысило уровень 2014 г. Рынок вошел в стадию насыщения и консолидации, активный рост возможен на основе расширения рыночной доли, но не на базее органического роста", - дал оценку Александр Осин.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын по поводу стоимости актива отметил: "Наша оценка стоимости составляет 12,3-17,8 млрд руб. Сообщалось, что владельцы "Везет" рассчитывали привлечь $200 млн инвестиций, то есть стоимость сделки - того же порядка, что ожидания владельцев на том этапе, когда они привлекали вложения. По оценкам аналитиков Администрации президента по итогам 2017 г. ГК "Везет" занимала 12% рынка заказов такси, а "Яндекс" (+Uber) - 10%. Выручка "Яндекс.Такси" за год выросла на 294%, но и рынок агрегации тоже рос (по нашей оценке, на 15-20%). В таком случае "Яндекс.Такси" занимает сейчас около 34% рынка заказов такси, и дополнительные 12% дадут компании положение на рынке, близкое к доминирующему. Мы оцениваем долю компании, в случае если сделка состоится, в 46% на рынке заказов такси. Волна поглощений, безусловно, продолжится, пока на федеральном рынке не останется 2-3 игрока", - считает Леонид Делицын.
На его взгляд, сделка состоится. "Яндекс" заявил о намерении вложить 8 млрд руб. в развитие сервисов в регионах. Хотя это и несколько меньше, чем $200 млн, которые были озвучены ранее, как сумма, которую ГК "Везет" видела, как достаточную для развития, но понятно, что "Яндекс" будет двигать и рынок в целом. Соответственно, отмена сделки потребует, чтобы аналогичную сумму вложил другой инвестор, но тогда он должен быть уже настолько глубоко в этом рынке, чтобы приготовиться к длительной конкуренции на нем с "Яндексом". То есть этот рынок должен быть стратегически важным, а для Mail.Ru вряд ли это так. Безусловно, Mail.Ru Group может возразить, что оценивает актив дороже, но тут стороны, скорее всего, просто уточнят цену сделки", - прогнозирует Леонид Делицын.
"Яндекс.Такси" еще в апреле начала сотрудничать с "Везет". Эти сервисы совместно с "Ситимобил" запустили в тестовом режиме систему обмена данными о совокупном времени работы водителей (см. новость ComNews от 8 апреля 2019г.).
Сейчас компании продолжают тестировать продукт. "Яндекс.Такси" совместно с другими компаниями ("Ситимобил", "Везет") тестирует технический протокол системы. "Тестирование поможет исключить ошибки и даст возможность масштабировать эту систему на всю страну. Мы находимся в диалоге с властями, которым показывали наши алгоритмы и подходы. Крайне важно настроить мониторинг за переработками за пределом работы водителей на линии. Ведь могут быть случаи, когда еще до начала смены таксист подрабатывает где-то совсем в другом месте - на стройке, например - и выходит на линию уже уставшим. Поэтому мы расширили это направление и начали внедрять в машины специальные камеры Signal Q1, которые анализируют уровень внимания водителя на дороге с помощью технологий компьютерного зрения. В конце мая показывали эту камеру Владимиру Путину, уже внедрили в 100 машин, до конца года планируем установить в 5000 машинах. Камера не больше смартфона или видеорегистратора, работает в реальном времени и отслеживает 68 точек на лице водителя. В случае, когда водитель отвлекается от дороги, а алгоритм обнаруживает признаки усталости или сонливости, камера подает специальный сигнал", - рассказала корреспонденту ComNews представитель пресс-службы "Яндекс.Такси".