В Москве завершилась 21-я международная выставка-форум CSTB.Telecom&Media’2019
С 29 по 31 января в МВК "Крокус Экспо" прошла 21-я международная выставка-форум CSTB.Telecom&Media’2019. С каждым годом мероприятие успешно реализовывает все более амбициозные цели, подтверждая статус крупнейшего события отрасли телевидения и телекоммуникаций. Для большинства российских мультисервисных операторов, кабельных и спутниковых компаний, телеканалов, медиахолдингов, контент- и интернет-провайдеров, производителей и поставщиков оборудования и услуг CSTB.Telecom&Media – это индикатор состояния отрасли, отражающий современные тенденции и динамику развития рынка.
Создать все условия для полноценного взаимодействия участников и посетителей, продемонстрировать на одной площадке уникальные технические возможности, определить новые перспективные направления – главные принципы, которых придерживаются организаторы выставки-форума. Эффективность и практический вклад мероприятия в общее дело, в историю российского ТВ и телекома, положительно оценивается профессиональными организациями, государственными ведомствами и структурами. Деятельность СSTB. Telecom&Media активно поддерживают Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, АНО "Цифровая экономика", Торгово-промышленная палата РФ, Московская Торгово-промышленная палата, Департамент информационных технологий Москвы, Ассоциация кабельного телевидения России.
Открылась выставка-форум ежегодным круглым столом, обеспечивающим плюрализм мнений и конструктивный диалог между лидерами различных сегментов рынка. В этот раз мероприятие было посвящено цифровой трансформации телеком и медиаиндустрии. Необходимость всестороннего обсуждения данной темы продиктована, прежде всего, глубоким процессом изменений экономики, а также появлением новой модели взаимоотношений между сервисами и потребителем контента. В ходе дискуссии участники обобщили данные по текущему состоянию отрасли и пришли к выводу, что цифровая пропасть в регионах по сравнению с центром постепенно сокращается, определяющим критерием успеха как для операторов, так и для сервисов будет оставаться наличие эксклюзивного контента, и именно он будет определять потребительское поведение и выбор платформы для смотрения. В работе круглого стола приняли участие представители ПАО "Ростелеком", "ТПО Ред Медиа", "Яндекса", "Национальной Медиа Группы", "Сигнал медиа", "Медиа-Телекома", "Первого канала. Всемирной сети", АНО "Цифровая экономика", АО "ЦТВ", ПАО "МТС", ГК "Орион", Huawei – компаний, которые главным образом задают тон развития и влияют на ход событий в сфере ТВ и телекома. Бессменные модераторы – Юрий Припачкин и Яна Чурикова.
Спикеры Форума региональных операторов, соорганизатором которого выступила Ассоциация Ростелесеть, затронули тему цифровой трансформации телеком и медиаиндустрии с более практической стороны. Представители Ростелесети, "ОрдерКом", АО "ЭР-Телеком Холдинг", "Уфанет", "Ланта", Ассоциации АОС, RiNet, "Телесеть Плюс", EPG Service, "Видикон-К", "Интерсвязь", GOODLINE, НПО "УралНаш" и "Вэллком" в ходе круглых столов и отдельных выступлений рассмотрели перспективы и риски эры интернета и смартфонов, обсудили ряд новых законопроектов. В частности, отдельный круглый стол был проведен о "законе Яровой" – и, хотя участники и посетители Форума согласились, что закон противоречив и нерационален, дальнейшие мнения спикеров разошлись: некоторые призвали операторов адаптироваться к необходимости соблюдения закона, другие же настаивали на активном или пассивном сопротивлении. Также в ходе Форума представители компаний из регионов России обсудили процессы взаимодействия с УК, алгоритмы успеха, возможности EPG для операторов, реализацию OTT-сервисов некрупными операторами, изменение подхода к контролю доступа абонента в сети кабельного телевидения; обменялись советами и поделились кейсами. Модератор: Олег Грищенко (Ассоциация "Ростелесеть").
По приглашению компании "Триколор" на CSTB. Telecom&Media’2019 выступил Маркус Ист, digital-эксперт с опытом работы в компаниях Apple и Marks & Spenser, один из основателей CyberKudos. В своём "insight speech" Маркус нарисовал digital-будущее каждого жителя планеты, которое в недалекой перспективе кардинально изменит экономику. По мнению спикера, восемь ключевых технологий уже меняют мир безвозвратно: это умные помощники, облачные технологии, интернет вещей, блокчейн и криптовалюты, робототехника, 5G, e-health и искусственный интеллект. Ист задаёт резонный вопрос: готовы ли вы ко всему этому? Эти рынки растут, и те, кто будет игнорировать технологии, рано или поздно окажется за бортом. Как и те, что не стали digital к текущему моменту.
Кто из операторов платного ТВ делает ставку на Ultra HD контент, а кто пока не находит окупаемой бизнес-модели? Как Россия стала флагманом в семействе Discovery по запуску своего первого UHD-канала? Что на самом деле драйвит UHD рынок – интерес потребителя к формату или желание производителей продавать оборудование? И, наконец, какие мифы существуют вокруг Ultra HD? Об этом и многом другом говорили на панельной дискуссии "Индустрия ULTRA HD. Перспективы и тренды развития", участниками которой стали представители "Медиа Альянс", ПАО "МТС", "Первый ТВЧ", GS Group, ARSPRO, "Медиалогистика", LG Electronics Rus, ПАО "Ростелеком". Модераторами полилога выступили Николай Орлов (Триколор) и Александр Черняев (Huawei). Задавая тон дискуссии, Николай отметил, что "Триколор" с оптимизмом смотрит на развитие Ultra HD, в частности, у компании сейчас самый крупный пакет UHD каналов, и базовое оборудование позволяет смотреть контент в 4К. Количество подписчиков UHD пакета составляет более 100 000 человек. Александр, в свою очередь, отметил, что для активного развития рынка необходимо создать партнерскую экосистему – альянс Ultra HD для совместного продвижения индустрии 4К. Несмотря на оптимизм, ряд проблем все же существует, и среди них названы интеграция в рамках экосистемы, низкая эффективность и опыт потребления видео.
Второй день форума начался с OTT.Future (соорганизатор – Ассоциация Интернет-видео, модератор: Алексей Бырдин), который большинство посетителей любят за предельно точные статистические обзоры рынка. Аналитику представили компании J’son &Partners consulting, ТМТ-Консалтинг, Telecom Daily, iKS consulting и Mediascope. Среди главных трендов названы объединение усилий отрасли в борьбе с пиратством, рост выручки от видео у российских интернет-гигантов, расширение рекламного инвентаря за счет новых форматов, запуск вещания телеканалов на онлайн-площадках и продолжение бурного роста SVOD. Рынок по совокупному доходу вырос за 2018 год сильнее предварительных прогнозов, на 47-49%, и достиг в денежном эквиваленте 23,3-23,6 млрд рублей (по предварительной оценке). Сегментация рынка изменилась, на втором месте по значимости оказались социальные сети, кроме того, в нее вошли агрегаторы и инфосервисы. Объем рынка онлайн-кинотеатров в 2018 году вырос на 35% и достиг 10,4 млрд рублей, доля выручки, полученной по платной модели, превысила 65%. По прогнозам, к 2023 году объем рынка онлайн-кинотеатров составит около 22,5 млрд руб. Кроме того, в 2018 году вырос объем продаж smart tv, достигнув 3,2 млн единиц, что значительно способствует росту количества потребляемого легального видео-контента.
Ключевые игроки рынка ОТТ в России – руководители компаний Окко, Megogo, AMEDIA TV, Start, SPB TV, "Триколора", Яндекса (Кинопоиск), НМГ/СТС, Lifestream (Смотрёшка), Peers.tv, ГК "Орион – обсудили разницу в потреблении видео в крупных городах и провинциях, развитие рекламного рынка, средний чек подписки по текущим плательщикам, контент, который драйвит рынок онлайн-видео, и почему нельзя сделать один сервис, включающий в себя весь контент. Спикеры сошлись во мнении, что ожидаемое количество подписчиков на платные онлайн-видеосервисы в ближайшие 5 лет дорастет до 5-6 млн. человек.
В заключение форума представители Телетаргет, НРА/НСК, "Первый канал" и GetShop TV обсудили возможности интерактивного эфира во всех средах на базе hbb tv и ОТТ решений и представили ряд интересных реализованных кейсов.
О том, каким должен быть востребованный и телезрителями, и операторами платного ТВ телеканал или контент, говорили на форуме Content Summit Russia. Партнер – Fox Networks Group. Мероприятие стартовало с доклада Найджела Уолли (Decipher), по словам которого, в будущем потребителей контента ждёт новое сетевое телевидение ("whole home" TV). Роль аппаратной части железа меняется уже сейчас: в определенный момент многое будет интегрировано в облако. При этом зрители выберут те видеосервисы, которые потребуют меньше времени и сложностей для входа в аккаунт. Представители ведущих производителей контента ("Сигнал медиа", RTVI, "Авто Плюс", ЮТВ Холдинг) вместе с Яной Чуриковой (MTV, Viacom) дискутировали о позиционировании бренда канала через контент и вновь согласились, что контент – это король, готовый привязать к себе бренд любого канала. Что касается digital, каналы уже активно развиваются в нем, открывая для себя новую платформу вещания – Youtube и создавая удобные и часто интерактивные приложения для пользователей. Более того, YouTube сегодня становится новым российским телевидением, и этот тренд будет главенствовать в 2019 году.
Еще одна не менее важная дискуссия в ходе форума – какой контент выбирают операторы и цифровые платформы и почему? Среди отвечавших на вопрос – представители Триколор, Яндекс, More.TV (НМГ/СТС) и Ростелеком. Из вариантов ответов: комплексная оценка востребованности контента с помощью собственной системы телеметрии по набору критериев; определение с помощью ежедневной digital аналитики (поисковые запросы, рейтинги и т. д.); глубокая inhouse аналитика в режиме почти реального времени; выбор только из предпочтений зрителей. К этой дискуссии присоединилась международный эксперт Анна-Мария Райки (Hungarian Telekom) с докладом "Сбалансированный подход к закупке платного контента". Она поделилась своими наблюдениями о том, что программирование строится на трех основных понятиях: стоимость – контент (точнее его ценность в рейтинге зрителя) – привлекательность (контент должен отвечать требованиям рынка с точки зрения разнообразия и качества). Это матричная система, цель которой найти оптимальный баланс и исключить субъективность при поиске контента.
Заключительная секция форума была посвящена эволюции маркетинговых технологий в телеиндустрии и новым механизмам продвижения контента в digital-среде. Эксперты, среди которых представители FOX Networks group, телеканала "О!", Триколор, а также Яндекс, "Первый ТВЧ", Mediascope и эксперты по контентному маркетингу, рассмотрели примеры успешных и провальных кейсов промокампаний в 2018 году. Востребованными форматами связи с аудиторией признали десктоп, на втором месте – мобайл, на третьем – Smart TV. Модераторы: Яна Бельская (Кабельщик) и Денис Рычка (АКТР).
Форум операторов связи, экспериментальная новинка деловой программы CSTB.Telecom&Media’2019, прошел при поддержке российского разработчика оборудования и решений для отрасли телекоммуникаций – компании НАГ. В начале мероприятия модератор Артем Егоров (НАГ) подчеркнул, что отличительная черта форума заключается в узкой тематике, которая будет балансировать на грани интересов кабельщиков и операторов. Еще одно преимущество – практическая направленность большинства докладов и возможность применения полученной информации в работе. В рамках форума эксперты рассказали о методах устранения оттока абонентской базы с помощью интерактивного ТВ и видеонаблюдения, о том, как операторам ШПД сделать домофоны драйвером роста новых подключений, о практическом применении технологии DPI, о проблемах безопасности IoT и решениях по защите, о политике обработки персональных данных, о способах оценки восприятия абонентами качества видеостриминговых сервисов, об опасностях и правилах выбора оборудования/cофта для оператора связи, об изменении телесмотрения после внедрения расширенного EPG и дополнительных услуг, а также о тонкостях IoT контроллеров. Спикерами форума стали представители компаний НАГ, IPTVPORTAL, "Интерсвязь", "ВАС Экспертс", IRDETO, Центр цифровых прав, RDP, Стрим Лабс, EPG Service.
На ежегодной секции "Мультисервисные спутниковые сети и VSAT. Спутниковые технологии как базовая платформа для развития инфокоммуникационных систем" (соорганизатор – ТелеСпутник) обсудили перспективы спутниковой связи в освоении 5G, контроле безопасности и повышении эффективности в судоходстве и авиаперевозках, ликвидации цифрового неравенства, вещании в формате Ultra HD и охвате полюсов и океанов при помощи низкоорбитальных спутников – в частности OneWeb и его аналогов. На мероприятии выступили представители ГК AltegroSky, ООО "Телеком-проект 5", АО "ИКЦ "Северная Корона", Hughes Network Systems, "Теле-Спутник", ГК "Орион", Триколор, STV (ОАО "Спутниковое телевидение"), Eutelsat, ООО "Истар", Orange Business Services Россия и СНГ, ФГУП "Морсвязьспутник", ООО "Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)", ГК "Искра", J’son & Partners Consulting, МФТИ, ООО Иридиум Коммьюникешенс и "СервисСофт". В ходе активного обсуждения участники и посетители секции поделились кейсами, советами и мнениями, а также единогласно сошлись в одном: перспективы у спутниковой связи в России есть, и серьезные. Модераторы: Сергей Пехтерев (ГК AltegroSky), Всеволод Колюбакин (Телеспутник), Андрей Ромулов (ГК "Искра").
В третий день CSTB. Telecom&Media состоялась междисциплинарная секция, одинаково эффективная и полезная для всех игроков рынка – "Юридические консультации. Законодательство в области телекома и медиа". В ней приняли участие представители Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, ГК "Орион", "Кабельщик", Semenov & Pevzner, Dentons, ivi, Morgan Lewis, Центра цифровых прав и РосКомСвободы, "КАТКОВ И ПАРТНЁРЫ" и ООО "ОрдерКом". Спикеры обсудили вероятность запуска третьего регионального мультиплекса при переходе на "цифру" и последние законопроекты, поделились практическими рекомендациями по защите интеллектуальной собственности, работе с персональными данными и пакетированию телеканалов. Часто затрагиваемой темой стала проблематика работы с иностранным контентом, компаниями и пользователями, особенно при работе с онлайн-сервисами. Отдельно была отмечена выгодность грамотной работы с GDPR и 152-ФЗ. Модератор: Олеся Кузнецова (ГК "Орион"), со-модератор: Яна Бельская (Кабельщик).
В перерывах между мероприятиями бизнес-программы гости CSTB.Telecom&Media’2019 могли осмотреть стенды экспонентов, расположенные в масштабной выставочной части, к которой компании готовились не менее тщательно, чем к деловой. Интерактивные инсталляции, прорывные технологии, анонсирование новых ТВ проектов и телеканалов – все это происходило здесь. В выставке приняли участие гиганты индустрии, громкие бренды и топовые телеком- и ТВ-холдинги. Среди них Триколор, НТВ-ПЛЮС, ГК Орион, Irdeto, CDNvideo, Смотрёшка, Vintera.TV, TVzavr, GS LABS, SPB TV, GS Group, SmartLabs, Universal Communications, Контур-М, ТелКо Групп, Первый канал. Всемирная сеть, Цифровое телевидение, VIACOM, телекомпания НТВ, Тайм Медиа Групп, Медиа Альянс, Дикое, FOX Networks Group, NHK World JAPAN, 1ТВЧ, RTVi, Universal Distribution, Ред Медиа, телеканалы Москва24, РБК ТВ, МТРК "МИР", SES, Globecast, Eutelsat S.A., ФГУП "Космическая связь", Газпром космические системы и многие другие.
Выставка-форум CSTB. Telecom & Media ‘2019 состоялась при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, АНО "Цифровая экономика", Департамента информационных технологий г. Москвы, ТПП РФ, МТПП, IABM, IBC, ГБУ "Малый бизнес Москвы", а также при генеральной поддержке АКТР.
Главный партнер: Huawei. Стратегический партнёр: Триколор. Официальный партнер форума: Национальная Медиа Группа. Партнер: Контур М, Партнер Форума: Viacom
Фото и видеоотчеты о выставке-форуме смотрите на сайте