Вино переходит на блокчейн
Digital Transformation Group (DTG) (входит ГК "Ланит") и ГК "Микрон" будут развивать блокчейн-платформу для маркировки и отслеживания товаров. "Микрон" предоставит RFID-метки для идентификации, аутентификации и безопасной передачи данных о товарах. В ходе тестового периода DTG использовала метки для маркировки алкогольной продукции премиум-класса.
Пилотная версия блокчейн-платформы Tracelabel, которая создана по заказу швейцарской компании Vintage Wines SA, занимающейся инвестициями в вино, стартовала в сентябре. Компании ведут разработку чуть больше года. Платформа предоставляет полную информацию о происхождении и движении товаров от производителя к конечному потребителю. Задача проекта - чтобы производитель знал, кто его покупатель, как он пользуется его товаром, и мог с ним коммуницировать. Цепочка коммуникации выглядит следующим образом: маркировка - трекинг - вовлечение участников - данные - Smart-контракты. Анализ этих данных позволит оптимизировать процессы поставки, покупки, оплаты товара. Ярлыки содержат информацию о товаре и производителе, они помогают поддерживать обратную связь с покупателем - это защищает бренд от подделки и мошенничества, а также обеспечивает достоверность информации на всех этапах.
"В рамках пилотного проекта надо было протестировать технологию, как она работает. Сейчас мы обсуждаем, как максимально встроить это в процесс конвейера. В ручном режиме мы проверили, что все работает, сейчас мы выпустим настоящую партию, которая будет импортирована в Россию и далее ретейлерам. Все участники найдены, осталось осуществить цепочку от выпуска до продажи", - рассказал вице-президент по цифровой трансформации группы компаний "Ланит", руководитель DTG Денис Реймер.
Он сказал корреспонденту ComNews, что по его оценкам, в течение следующего года будет еще множество различных пилотов. "Дальнейшее увеличение инвестиций в платформу и реальные цифры по выручке мы увидим только через год. То есть большая платформа - большая история, которая еще в течение года будет пилотироваться. Пока планируем покрыть один регион - Францию. Инвестиции в проект не готов комментировать, это закрытая информация", - сказал Денис Реймер.
Говоря о планах по развитию платформы, Денис Реймер отметил, что сейчас переговоры идут с несколькими виноделами Франции. "До конца года компания планирует промаркировать порядка 50 млн бутылок. Поставка с метками будет идти по всему миру. Также идет обсуждение с российскими производителями других товаров об использовании этой платформы", - рассказал Денис Реймер.
"Основная боль поставщиков - как быстрее получить деньги, когда товар уже был доставлен. Использование меток на товаре, фиксация информации по шагам в блокчейн позволяет нам автоматически запустить платеж, как только товар прибыл на склад. Машина заехала через ворота склада с бутылками, которые оснащены метками, и автоматически после этого прошел платеж. Это то, к чему все хотят прийти", - рассказал Денис Реймер. "Все данные, которые мы записываем в блокчейн, служат источником принятия решения по управлению цепочкой поставок. Пришел товар - система Tracelabel записала данные о товаре. Эта запись дала возможность банку оплатить поставку", - добавил директор по развитию ГК "Ланит" Илья Полесский.
Первый заместитель генерального директора - операционный директор ПАО "Микрон" Виталий Студитских рассказал, что ЕГАИС отличается от Tracelabel тем, что ЕГАИС построена в интересах государства, а Tracelabel - в интересах производителя и потребителя. "Потребитель получает достоверную информацию о товаре, а производитель получает информацию о том, где и когда контактировал покупатель с товаром. Наша возможность - производить порядка 55 млн меток в месяц. Цена метки от 10 руб. и зависит от качества метки", - говорит он. Для того чтобы происходило взаимодействие покупателя с производителем, нужно, чтобы покупатель "считал" метку.
Говоря о конкуренции и преимуществах меток "Микрона", Виталий Студитских сказал, что конкурировать приходится другим производителям с "Микроном". "Если говорить о RFID, то можно смело заявить, что опыта, который есть у "Микрона", нет ни у кого в мире. Есть два типа конкурентов: первый - Европа, Америка. Там метки дороже, они с "фишечками", которые не всегда нужны. Вторая категория конкурентов - китайские метки. Но у них обычно две проблемы, как у любых китайских товаров, - до 50% продукции составляет брак, и качество товара не сопоставимо с нашим. У нас по большому счету цена китайская, а качество - европейское", - заявил Виталий Студитских.
"Микрон" также окажет технологическую поддержку в вопросах интеграции RFID-технологий в разработки DTG - отслеживание жизненного цикла товаров и управление цепочками поставок.
В будущем датчики "Микрона" также могут быть использованы для RFID-маркировки фармацевтической продукции, ювелирных изделий, предметов искусства и других групп товаров, нуждающихся в защите от подделок, строгом соблюдении условий хранения и подтверждении подлинности.
"Значительный опыт в области RFID-разработок и активное содействие специалистов "Микрон" помогли DTG в короткие сроки решить задачу маркировки товаров при разработке Tracelabel. Использование RFID-технологии гарантирует оперативную поставку на нашу платформу достоверных данных о местонахождении товара, а потребителю - получать информацию об оригинальности происхождения товара непосредственно в момент покупки", - говорит Денис Реймер.
"В блокчейн-системах защита данных и безопасность транзакций являются основополагающим фактором, а применение RFID-маркировки позволяет контролировать процесс на всех этапах, видеть источники данных о происхождении и свойствах товара и отслеживать любые параметры. RFID-метки обеспечивают стыковку физического и цифрового миров точней и надежней других аналогов, что делает их незаменимыми в задачах цифровизации. Вместе с DTG мы будем рады развивать платформу Tracelabel, в которой видим одну из топ-технологий для ретейла", - отметила генеральный директор ПАО "Микрон" Гульнара Хасьянова.
Аналитик компании Zichain Арсений Бессмертных говорит о том, что целесообразность применения блокчейна для маркировки товаров и отслеживания их происхождения на сегодняшний день не вызывает сомнений. "Широкое распространение подобных систем потенциально будет иметь ощутимые выгоды для компаний - повышение эффективности логистических процессов, экономия на услугах аудиторов, снижение риска утраты товара. Экономический эффект пропорционален масштабу и сложности логистических сетей, поэтому спрос на подобные решения исходит в первую очередь от крупных международных компаний, преимущественно в сфере ретейла. Отдельного упоминания также заслуживают производители часто подделываемых товаров - одежды и аксессуаров премиум-сегмента, фармацевтики, сельскохозяйственной продукции. Для них данная технология - способ защитить потребителя от приобретения контрафактной продукции и сохранить репутацию бренда", - рассказал Арсений Бессмертных.
Он приводит пример, что, по заявлениям Walmart, ранее им требовалось до шести дней на то, чтобы установить точное происхождение товара. "Используя блокчейн-платформу, они тратят на это всего две секунды. В некоторых ситуациях время может сыграть решающую роль - например, когда нужно срочно отозвать партию опасных дефектных устройств или снять с полок продукты, произведенные в районе эпидемии. В этом случае внедрение подобных систем может позволить избежать человеческих жертв. В связи с этим интерес к логистическим блокчейн-решениям проявляют на уровне государственных структур и международных организаций - например, американский регулятор FDA и Всемирная продовольственная программа ООН. Есть все основания предполагать, что маркировка товаров станет одним из первых направлений использования блокчейна, которое будет внедряться на правительственном уровне", - рассказывает Арсений Бессмертных.
Он отмечает, что на рынке подобных технологических решений уже доминируют крупные компании. "IBM разработал логистическую платформу для Walmart, а Microsoft представил аналогичную систему под названием Project Manifest. Учитывая, что целевая аудитория также в основном состоит из крупных международных компаний, стартапам будет сложно закрепиться в нише логистических блокчейн-продуктов", - поясняет он, а также предостерегает, что, говоря о роли блокчейн-платформ в логистических процессах, нельзя не упомянуть и про их ограничения. "Так, новые технологии не защитят вас от ситуации, когда поставщик вводит в систему изначально неверную информацию - по ошибке или по злому умыслу. Таким образом, даже применение новейших технологий не отменяет необходимость тщательного подхода к выбору контрагентов", - подводит итог Арсений Бессмертных.