Большая ассоциация для больших данных
ПАО "МегаФон", Mail.Ru Group, oneFactor, АО "Тинькофф Банк", ООО "Яндекс" и ПАО "Сбербанк" создали Ассоциацию участников рынка больших данных. Участники будут формировать единые принципы и стандарты обработки, хранения, передачи и использования больших данных. Эксперты положительно оценивают инициативу, однако опасаются, не возникнет ли внутри ассоциации сговоров, которые будут препятствовать проектам тех компаний, которые не присоединились к объединению.
"МегаФон", Mail.Ru Group, oneFactor (занимается разработкой облачных сервисов и автоматизацией интеллектуального труда на основе технологий машинного и глубокого обучения, основателями компании являются выходцы из "МегаФона" Роман Постников и Михаил Дубин), Тинькофф Банк, "Яндекс" и Сбербанк учредили Ассоциацию участников рынка больших данных. Возглавит ассоциацию операционный директор "МегаФона" Анна Серебряникова. Кроме президента, управлением будет заниматься правление и общее собрание членов ассоциации. Как уточнили ComNews в пресс-службе "МегаФона", каждая организация, входящая в состав ассоциации, будет участвовать в общем собрании, а в правление войдут по одному представителю от компаний.
Среди основных целей ассоциации выделяются организация условий для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России и создание единых принципов и стандартов обработки, хранения, передачи и использования больших данных. "Создание безопасной среды больших данных поможет сформировать новые рынки и инновационные продукты. По нашим оценкам, общеэкономический эффект и рост выручки всех индустрий в России за счет использования и обработки больших данных в среднесрочной перспективе - пяти лет - может достичь 0,5-1,5% ВВП", - прокомментировала событие президент ассоциации Анна Серебряникова.
Как рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе "МегаФона", ассоциация собирается выработать бизнес-ориентированную стратегию развития рынка больших данных, повысить техническую и операционную эффективность взаимодействия участников отрасли, а также сформировать кодекс этики для защиты интересов пользователей. "Разработанные принципы лягут в основу политики обращения с большими данными компаний - участниц ассоциации. Участники будут руководствоваться этими принципами в процессе работы с другими игроками рынка, - пояснили в пресс-службе "МегаФона". - Ассоциация не планирует заниматься законотворческой деятельностью, при этом может участвовать в экспертной оценке существующих проектов".
Что касается конкретных мероприятий, то до конца текущего года ассоциация сформирует организационную структуру. Также объединение собирается разработать план ближайших проектов и мероприятий. Следующий год участники начнут с формирования концепций, принципов хранения, обработки и обмена данными, а также займутся дополнительными исследованиями рынка.
В "Яндексе" рассчитывают на то, что ассоциация способна стать экспертной площадкой, где совместными усилиями бизнес и государство смогут выработать единые принципы по работе с большими данными. "Наша первоочередная задача - разработать отраслевые рекомендации и стандарты, которые помогут разобраться в понятиях, что считать большими данными, что - нет", - сказал заместитель директора "Яндекса" по корпоративным отношениям и работе с госорганами Игорь Алексеев.
В Mail.Ru Group же делают упор на формировании единых и прозрачных правил взаимодействия участников. Генеральный директор Mail.Ru Group в России Борис Добродеев напомнил, что компания последовательно выступает против любого сбора и использования данных коммерческими структурами без согласия пользователя.
В свою очередь директор юридического департамента, заместитель председателя правления Тинькофф Банка Валерия Павлюкова сообщила о готовности банка поделиться с рынком и регулятором экспертизой.
Руководитель Проектного офиса по реализации программы "Цифровая экономика РФ" Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ Владимир Месропян поддержал появление Ассоциации участников рынка больших данных. "Создание подобных объединений способствует выработке сбалансированного правового регулирования сферы, нормативно-технических и этических стандартов, что является стимулом развития цифровых платформ и сервисов", - подчеркнул он.
Представитель АЦ напомнил о том, что одной из ключевых задач, решаемых в программе "Цифровая экономика РФ", является создание благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, и члены ассоциации являются активными участниками реализации этой программы. В частности, по направлению "Нормативное регулирование" сейчас идет работа над подготовкой проектов федеральных законов в части установления порядка и правил доступа к общедоступным и персональным данным. Напомним, что неделю назад представитель Министерства экономического развития (МЭР) сообщил о том, что ведомство планирует до конца текущего года внести в правительство законопроект, предусматривающий регулирование общедоступных данных (см. новость ComNews от 10 октября 2018 г.).
Владимир Месропян также добавил, что рассчитывает на тесное сотрудничество ассоциации со всеми участниками программы "Цифровая экономика" - с АНО "Цифровая экономика", Проектным офисом при Аналитическом центре, Министерством цифрового развития, связи и коммуникаций и Министерством экономического развития.
Как рассказали ComNews в пресс-службе "МегаФона", ассоциация будет сотрудничать с Институтом развития интернета (ИРИ). Однако пока ИРИ не является участником ассоциации. Директор ИРИ Сергей Петров ожидает, что ассоциация возьмет на себя обязательства по выработке стандартов и элементов саморегулирования, учитывающих интересы всех игроков. "Кроме того, мы считаем очень важным сохранить открытость позиции ассоциации для других участников рынка, в том числе для малого бизнеса и стартапов", - добавил он.
Более того, ПАО "Ростелеком" рассматривает возможность вступления в ассоциацию. Еще один оператор - ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) следит за деятельностью подобных организаций и не исключает возможности присоединения к одной из таких инициатив. "Пока мы оцениваем, насколько участие в них (подобных организациях - Прим. ComNews) соответствует нашим целям и потребностям абонентов Tele2", - сказали в пресс-службе. Другие крупные операторы - ПАО "МТС" и ПАО "ВымпелКом" воздержались от комментариев по поводу возможности вступления в ассоциацию.
Помимо этого, к ассоциации планирует присоединиться один из акционеров "МегаФона" - ПАО "Газпромбанк". АО "Райффайзенбанк" изучает возможность присоединения к ассоциации. "Мы ожидаем, что первым шагом ассоциации будет являться правовая проработка вопроса о так называемых больших пользовательских данных, - поделился ожиданиями руководитель группы развития корпоративного хранилища данных Райффайзенбанка Михаил Сеткин. - Решение этого вопроса в первую очередь положительно скажется на потребителях услуг. Законодательное определение рамок правового поля создаст для поставщиков услуг конкурентные и прозрачные условия, которые будут способствовать повышению качества сервисов и расширению предложения при снижении юридических затрат". В ПАО "ВТБ" ответили кратко: "Вопрос участия в соответствующих объединениях банк всегда готов рассматривать, исходя из их целей и задач".
Участник ассоциации - компания oneFactor заявила, что давно видит потребность в более глубоком и эффективном взаимодействии телеком-компаний и игроков финансового сектора, а также других индустрий. "Надеемся, что работа ассоциации принесет пользу как высокотехнологичному, так и производственным секторам экономики, позволит укрепить лидирующие позиции России в технологической сфере на международном рынке", - отметил генеральный директор oneFactor Роман Постников.
Директор дирекции аналитических и индустриальных решений "SAS Россия/СНГ" Александр Ефимов относится положительно к созданию ассоциации, но с некоторыми допущениями. Помимо плюсов он упомянул о возможных рисках и задался вопросами, встающими на пути: "Будут ли данные должным образом защищены? Соглашаясь на предоставление информации третьей стороне, не попадает ли каждый отдельный пользователь в ситуацию тотальной видимости, защищена ли его частная жизнь? Не будет ли внутри ассоциации сговоров, которые будут препятствовать проектам тех компаний, которые не присоединились к этой организации?" По его словам, важно, чтобы в этой сфере сохранялась здоровая конкуренция.
Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко обратил внимание на то, что альянс "МегаФона" и Mail.Ru фактически представляет собой ассоциацию, что можно сказать и про альянс "Яндекса" и Сбербанка. "Хорошо, что два конкурирующих полюса готовы объединить усилия на этом направлении. Но не исключено, что в будущем рынок будет строго регулироваться и ассоциация хочет выражать свое мнение по регуляторным вопросам. Это может осложнить выход на рынок для других игроков", - предупредил он.
Архитектор бизнес-решений "Крок" (ЗАО "Крок Инкорпорейтед") Алексей Сидорин заметил, что указанные в числе участников компании являются лидерами рынка Big Data и реально тратят больше всего ресурсов на развитие этой области, придумывают и применяют новые сценарии, которые далее копируются остальными участникам рынка. Однако, по его словам, очень важно, чтобы в ассоциацию входили не только лидеры и не только ИТ-компании, поскольку на рынке существует проблема разрыва в знаниях о клиентах между лидерами рынка, получающими больше и больше данных, и другими игроками.
Руководитель центра бизнес-анализа ГК "Рамакс" Сергей Левашов полагает, что Ассоциация способна выработать правила игры, согласовать их с пользователями и представить на рассмотрение государства для обеспечения легитимности. "На самом деле - государство крупнейший пользователь и заказчик аналитики больших данных и ещё одна задача ассоциации как раз в том, чтобы сформировать между бизнесом и государством условия необходимой достаточности сбора данных о пользователях, чтобы избежать негативных сценариев "чёрного зеркала", - говорит он.
По мнению специалиста "Рамакса", рынок больших данных сейчас напоминает американские золотые месторождения прошлого века - пользователей, которые генерируют данные (сетевую активность, историю покупок и т.п.), как правило, никто не спрашивает о согласии эти данные предоставлять. "Пользователя просто ставят перед выбором - или ты пользуешься сервисом и подписываешь нечитаемые оферты (аналог мелкого шрифта в банковских договорах), а мы используем твои данные, или ты не пользуешься сервисом. В последнее время гражданское общество сформировало запрос на "цифровое равноправие", что привело к принятию в Евросоюзе протокола GDPR, существенно регламентирующего персонализацию онлайн-рекламы. Это первый шаг, в дальнейшем регламентирование может затронуть сбор и обработку данных. "Цифровой след" человека должен быть признан частной собственностью и стать предметом договора между сторонами", - говорит Сергей Левашов.