Законопроект об общедоступных данных ждет своего часа
Министерство экономического развития (МЭР) планирует до конца текущего года внести в правительство законопроект, предусматривающий регулирование общедоступных данных. Подготовка этого законопроекта укладывается в план мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика РФ".
МЭР собирается в IV квартале 2018 г. внести в правительство проект федерального закона, устанавливающего порядок и правила доступа к общедоступным данным. Об этом на круглом столе, организованном Аналитическим центром при правительстве РФ, сообщил директор департамента государственного управления Минэкономразвития Павел Малков. "Законопроект об общедоступных данных входит в число приоритетных вопросов, которые находятся на особом контроле", - подчеркнул он.
Руководитель Проектного офиса по реализации программы "Цифровая экономика РФ" Владимир Месропян напомнил, что разработка этого законопроекта укладывается в план мероприятий по "Нормативному регулированию" программы "Цифровая экономика", принятому в начале этого года (см. новость ComNews от 10 января 2018 г.). Согласно ему, внести законопроект в правительство должны были еще в июне 2018 г., а уже в сентябре внести в Госдуму и принять закон. Ответственными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) назначались Минэкономразвития, Минкомсвязи (ныне Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций), МВД, ФСБ, ФСТЭК, Роспотребнадзор и Банк России, а ответственной организацией - рабочая группа по направлению "Нормативное регулирование" АНО "Цифровая экономика".
Однако сроки были сдвинуты, поскольку с учетом майских указов Владимира Путина (указ президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.") Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций приняло решение переписать программу "Цифровая экономика" (см. новость ComNews от 6 июня 2018 г.). Таким образом, одноименная программа трансформировалась в национальную программу (нацпроект).
В сентябре текущего года паспорт нацпрограммы "Цифровая экономика" был одобрен на заседании президиума совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Согласно документу, обеспечить благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Минэкономразвития, фонду "Сколково", АНО "Цифровая экономика" и иным заинтересованным ФОИВ и организациям необходимо до начала 2020 г.
В настоящее время в России общедоступные данные не регулируются законодательством, однако в законе "О персональных данных" (152-ФЗ, ст.6, п.10) правила обработки общедоступных персональных данных сформулированы так: "Обработка персональных данных допускается, если осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)".
По словам Павла Малкова, в данный момент рабочая группа и ответственные ФОИВ прорабатывают этот вопрос на площадке профильного центра компетенций. "Несмотря на очень сжатые сроки разработки этого акта необходимо все очень тщательно взвесить, изучить опыт других стран в решении этого вопроса. Я хочу еще отметить, что пока окончательного решения по выбору подходов у правительства РФ нет", - сказал он.
Участники мероприятия предлагали свои подходы к решению вопроса по регулированию общедоступных данных. Доцент факультета права НИУ "Высшая школа экономики" Александр Савельев представил три подхода к регулированию общедоступных данных на примере США, ЕС и Сингапура.
По его словам, одной из наиболее либеральных юрисдикций являются США. Они допускают возможность свободного сбора и использования общедоступных данных с учетом неких точечных ограничений, направленных на защиту прав лиц, которые нуждаются в такой защите (защита прав несовершеннолетних, работников, заемщиков). В Евросоюзе данные рассматриваются в парадигме конституционных прав и свобод, поэтому не являются товаром и не могут коммерциализироваться. При этом такие данные могут обрабатываться в целях, совместимых с целями, ради достижения которых они были сделаны общедоступными. Для всех иных целей надо получать отдельное согласие или использовать иное основание для обработки. В Сингапуре общедоступные данные могут собираться, передаваться и использоваться без согласия субъекта персональных данных.
Эксперт ВШЭ обратил внимание на проблемы, с которыми могут столкнуться страны, выбирающие первую и третью модели регулирования общедоступных данных. "В США и Сингапуре очень остро стоит проблема информационных профилей. Либеральный рынок общедоступных данных привел к тому, что появились специальные игроки на этом рынке, которые создают детальные профайлы пользователей и впоследствии продают их любому заинтересованному лицу", - предупредил он. Речь может идти о семейном положении, предпочтениях с точки зрения транзакций, медицинских данных и др. Были случаи, что граждане теряли работу и не могли взять кредиты.
Директор департамента по развитию и планированию фонда "Сколково" Сергей Израйлит обратил внимание на те барьеры, которые были заявлены при формировании плана мероприятий по "Нормативному регулированию". Например, технологические компании жаловались на то, что данные, находящиеся в свободном доступе, используются иностранной юрисдикцией свободно, а в российской юрисдикции ограничиваются. В результате это приводит к дискриминации российских разработчиков и пользователей этих данных.
Сергей Израйлит представил три концепции по подготовке проекта федерального закона в части установления порядка и правил доступа к общедоступным данным. Первая концепция предполагает обработку данных на основе принципа двух ключей. Принцип двух ключей подразумевает наличие законных оснований для обработки у лица, осуществляющего сбор (согласие, законный интерес, обработка для личных и семейных нужд и т.д.), и соблюдение технических и юридических правил сбора и использования данных, которые установлены площадкой.
Вторая концепция предусматривает свободную обработку общедоступных данных с ограничениями на использование. Плюсами подхода указаны сбор и создание технологии на основе открытых данных без барьеров, то есть без согласия и без учета пользовательского соглашения "площадок". При этом минусами названы ограничения не на уровне сбора данных и создания технологий, а на уровне использования.
Третья концепция не требует регулирования или требуются альтернативные варианты регулирования. Она предусматривает фиксацию операторов, которым передаются данные, цель должна определяться действиями с данными и сроком обработки, а факт появления данных в интернете вовсе не означает, что они заведомо общедоступны.
Завершая свое выступление, Сергей Израйлит предложил упростить комплексное получение согласия по всем видам персональных данных, а также ввести протекционистские меры для российских технологических компаний.