София Бокитько
© ComNews
12.09.2018

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Alibaba Group, ПАО "МегаФон " и Mail.Ru Group объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано совместное предприятие с целью интеграции ключевых потребительских интернет- и e-commerce платформ в России.

В рамках партнерства будет сформировано совместное предприятие, построенное в том числе на базе текущего бизнеса AliExpress в России. Стороны объединят стратегические активы и инвестируют новый капитал, менеджмент, ресурсы и экспертизу. Alibaba Group сделает бизнес AliExpress в России частью нового совместного предприятия, которое будет включать в себя текущие локальные и трансграничные операционные активы Alibaba Group в России, в том числе бизнес международной платформы электронной коммерции AliExpress и российской B2C-площадки Tmall. В дальнейшем Alibaba Group будет инвестировать денежные средства и другие ресурсы в СП для поддержания его деятельности.

По условиям сделки РФПИ станет стратегическим участником AliExpress Russia, приобретя общую долю в 13% путем инвестиций капитала и приобретения дополнительной доли СП у Alibaba Group. "МегаФон" продаст Alibaba Group свою долю в 10% в Mail.Ru Group в обмен на 24%-ную долю в AliExpress Russia. Mail.Ru Group передаст СП свой бизнес электронной коммерции Pandao, денежные средства, а также дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.Ru Group. Доля компании в AliExpress Russia составит 15%.

Помимо этого, AliExpress Russia и Mail.Ru Group заключат соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое подразумевает обмен трафиком и продуктовыми инициативами. В рамках СП планируется расширить экосистему и возможности повседневного использования сервиса за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.Ru Group, включая FoodTech и другие направления.

После завершения транзакций в рамках условий по закрытию сделки и ее согласования всеми партнерами в СП, владельцами AliExpress Russia станут Alibaba Group (48%), "МегаФон" (24%), Mail.Ru Group (15%) и РФПИ (13%). Деятельность СП будет осуществляться во всех сегментах электронной коммерции, в том числе в трансграничном и локальном маркетплейсах, а также собственных прямых продажах. Ожидается, что сделка будет закрыта в I квартале 2019 г.

Как сообщили участники СП, благодаря партнерству с ведущей российской интернет-платформой, AliExpress Russia получит доступ к аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. "Имея доступ к этой платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок. Используя возможности платформы, AliExpress Russia усилит глобальную экосистему Alibaba Group, что позволит предложить потребителям уникальный ассортимент высококачественных продуктов всех ценовых категорий из России, Китая и других стран мира", - отетили участники сделки. 

По задумке создателей, СП создаст широкие возможности для российского малого и среднего бизнеса. Он получит доступ к обширной экосистеме, позволяющей местным предпринимателям продавать товары в своей стране и за рубежом. "Платформами Alibaba пользуется более 600 млн потребителей, таким образом, у российского малого и среднего бизнеса появится доступ к рынку, в четыре раза превышающему численность населения России и включающему потребителей из Китая, Юго-Восточной Азии, Турции, Европы, Индии и других стран", - отмечают создатели СП.

Генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев отетил, что новая компания будет сочетать преимущества российского и китайского бизнеса. "Это уникальный пример технологического сотрудничества наших стран. Мы надеемся, что благодаря сочетанию лучших технологий, опыта и возможностей СП станет неоспоримым лидером на российском рынке e-commerce, предоставляя российским потребителям возможность приобретать товары по доступным ценам и позволяя российскому бизнесу конкурировать на международном рынке. Наша инвестиция - пример лидерства РФПИ в цифровой трансформации России", - сказал он.

Президент Alibaba Group Майкл Эванс назвал это партнерство важным этапом в международной экспансии Alibaba. "Оно позволит объединить лидеров локального рынка с нашей глобальной экосистемой. Партнерство AliExpress Russia с ведущей российской интернет-компанией поможет оцифровать и трансформировать в России цепочку создания добавленной стоимости в ретейле, обеспечивая беспрепятственный и инновационный опыт для потребителей, а также предоставляя российским предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса значительные возможности роста на отечественном рынке и международной экспансии. Наш опыт на рынке Китая и других стран мира делает нас уникальными специалистами по поддержке строительства инфраструктуры коммерции в России и СНГ", - отметил он.

Генеральный директор Mail.Ru Group (Россия) Борис Добродеев уточнил, что Mail.Ru Group рада стать стратегическим партнером AliExpress Russia. По его словам, это позволит создать для пользователей уникальное предложение в области социальной коммерции. "Вместе мы сфокусируемся на развитии существующих продуктов, а также на интеграции продуктов в социальных сетях. Большинство российских потребителей уже являются нашими клиентами, и партнерство позволит нам значительно увеличить доступ к различным сегментам коммерческих предложений, в том числе от зарубежных и местных продавцов. Объединение наших экосистем позволит нам выйти на новый уровень дистрибуции благодаря сети торговых компаний, ассортименту товаров и интеграции продуктов", - добавил Борис Добродеев.

По словам генерального директора "МегаФона" Сергея Солдатенкова это соглашение полностью соответствует цифровой стратегии компании. "Электронная коммерция идеально вписывается в нашу быстро развивающуюся экосистему партнерских отношений для создания лучших в своем роде предложений в таких сферах, как финансовые услуги, медиа, и других клиентских сервисов. Партнерство обеспечивает беспрецедентный доступ к российской потребительской базе, что выгодно для всех сторон", - подчеркнул Сергей Солдатенков.

По информации пресс-службы "МегаФона", данное СП является одним из крупнейших примеров делового сотрудничества между Россией и Китаем вне сырьевого сектора. "Мы ожидаем мощную синергию, когда широчайший потребительский охват "МегаФона " и Mail.ru Group, обеспечивающий доступ к 77 млн мобильных абонентов, соединит ведущие российские компании в области мобильной связи и цифровых продуктов с разнообразным ассортиментом товаров AliExpress, что заметно улучшит связь между потребителями и продавцами", - добавили в пресс-службе "МегаФона".

В пресс-службе "МегаФона" отметили, что сделка уникальна тем, что такой союз телекоммуникационной компании, социальных сетей и платформы электронной коммерции немыслим из-за конкуренции внутри одной страны (например, китайских Alibaba и Tencent) или игроков глобального масштаба (Amazon и Facebook). "Таким образом, подобное сотрудничество может быть реализовано лишь на уровне деловых отношений - никакой конкуренции, только синергия. Это показательный пример развития экономических связей стран", - отметили в пресс-службе "МегаФона".

Напомним, что в конце апреля текущего года ПАО "Сбербанк" и ООО "Яндекс" объявили о закрытии сделки по созданию совместного предприятия на базе "Яндекс.Маркета". Основной задачей новой компании станет создание маркетплейса - розничной онлайн-площадки, где можно будет покупать товары у разных продавцов. Предприятие будет использовать технологии и инфраструктуру "Яндекса" и Сбербанка для развития существующих и создания новых сервисов.

В пресс-службе "Яндекс.Маркета" так прокомментировали создание конкурентами СП: "Создание СП Mail.ru Group и Aliexpress - это еще один важный этап становления рынка электронной коммерции. Сейчас рынок e-commerce в России занимает 4%, когда в развитых странах - 10-15%. Мы уверены, что здоровая конкуренция придаст ускорение развитию этого направления в России. СП "Яндекса" и Сбербанка на базе "Яндекс.Маркета" - в него также входит маркетплейс "Беру" и трансграничная площадка, которая будет запущена в октябре, - строит открытую экосистему, принимая на свои площадки в том числе и наших конкурентов. Например, Tmall размещается на площадке для сравнения цен "Яндекс.Маркета". Мы надеемся, что новое СП заинтересовано прежде всего в счастье клиентов и поэтому будет строить экосистему, доступ к ресурсам которой, например к рекламным возможностям социальных сетей, будет у всех игроков рынка".  

Относительно того, какая из компаний, участвующих в данной сделке, получила наибольшую выгоду, аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин отметил, что самый главный бенефициар - это Mail.Ru Group, которая получает долю в крупнейшем трансграничном маркетплейсе и сильного акционера в лице Alibaba Group за сравнительно небольшую инвестицию в виде аудитории и трафика Pandao.

Рассуждая о том, что на российском рынке появляются два мегамаркетплейса, которые могут поделить рынок между собой, Сергей Либин отметил следующее: "Я считаю, что два мегамаркетплейса пока все-таки находятся в несколько разных нишах - внутренний и трансграничный онлайн-ретейл. Однако по мере насыщения рынка эти ниши будут все больше пересекаться и конкурировать между собой, так что однозначно новое СП должно быть сопоставимой с "Яндекс.Маркетом" по масштабу структурой".

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов также не считает, что два мегаигрока поделят рынок между собой: "Сильных игроков на рынке довольно много, и угрозы дележки рынка двумя компаниями нет. Говорить о том, что произойдут какие-то радикальные изменения и мы окажемся между молотом и наковальней - Mail.Ru Group и "Яндексом", - я бы не стал. Это слишком решительное заявление".

По поводу того, какое будущее ждет созданное СП, Александр Иванов отметил, что от заявлений и намерений до реализации есть некоторый путь. "Давайте дадим компаниям этот путь пройти. Пока я бы не рискнул говорить о том, что этот конгломерат компаний обречен на успех. Определенные проблемы в e-commerce есть у всех этих команд".

Относительно того, пойдет ли на пользу российскому рынку электронной коммерции создание таких крупных структур, Александр Иванов отметил, что когда объединяются технологии и возможности, в том числе и финансовые, это всегда однозначно полезно. "То есть рынок получит новый опыт, которого сейчас не имеет. Конечно, это позитивная новость", - подчеркнул он.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов так оценил перспективы создаваемого стратегического партнерства: "Условия для работы AliExpress в России уже сейчас можно назвать идеальными: они не платят НДС, большая часть посылок при ввозе в РФ не облагаются пошлиной, а товары не нужно сертифицировать, не требуются кассы. Когда РФПИ, Alibaba и Mail.Ru создают совместное предприятие, получается, что китайской платформе предлагают еще и деньги, ускорение доставки и другие условия, которые помогут ей еще сильнее закрепиться на российском рынке".

В результате, по словам Артема Соколова, российским производителям станет просто невозможно конкурировать с китайскими. Он отмечает, что в официальных источниках говорят, что это СП направлено на поддержку российских производителей больше экспортировать, но напоминает, что в свое время Alibaba уже открывала специальный раздел для российских производителей в рамках активного сотрудничества с Россией. "Спрос был настолько низкий, что раздел закрыли", - подчеркнул он. 

По словам Артема Соколова, существует стойкое заблуждение, что в России ничего не производится. "Если взять, например, одежду и обувь - то треть ассортимента на отечественных площадках представлена товарами российского производства. И в то же время сейчас 36% от объема трансграничной торговли между Россией и Китаем приходится именно на одежду, обувь и другую продукцию легкой промышленности, которая проходит без налогов. О какой господдержке отечественных производителей может идти речь, когда российский суверенный инвестиционный фонд поддерживает экономику другого государства? На мой взгляд, нонсенс - поддерживать зарубежные площадки, которые работают по схеме торговли из-за границы. Так у нас весь бизнес за рубеж уйдет, а вместе с ним и рабочие места", - высказывает свое мнение президент АКИТ. 

По данным Артема Соколова, сейчас весь рынок электронной торговли в России - это немногим больше триллиона рублей, из которых наши граждане потратили на покупки в зарубежных интернет-магазинах около 36%. В 2017 г. это было 374 млрд руб. "Я прогнозирую, что в 2018 г. эта сумма будет более 450 млрд руб., из которых на долю AliExpress придется где-то 190 млрд руб. Это та сумма, которую он получит в этом году, работая с российскими клиентами", - отмечает эксперт.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко рассказал о том, как оценивает перспективы совместного предприятия: "Я полагаю, что сегодня акции Mail.Ru "выстрелили" на том, что наконец российский игрок с Aliaba договорился о создании полноценного бизнеса. Ранее это не получилось у "Почты России", альянса "Яндекс"-Сбербанк и др. Alibaba давно хотела прийти в Россию, но переговоры не были успешными. Возможно, роль сыграло то, что Алишер Усманов давно знаком с Alibaba и хорошо на ней заработал. И инвесторы поверили в то, что Mail.Ru сможет построить с китайским ретейлером успешный проект. 

Однако пока непонятно, как Mail.Ru и "МегаФон" смогут окупить свои вложения. Формально контроль этот консорциум не получает, хотя вместе с РФПИ у них большинство. Но ничего не говорится о том, что РФПИ не будет выходить из бизнеса, в особенности в пользу китайских игроков. Риски такие, на мой взгляд, есть. Риски проекта - налоги на импорт и ослабление рубля. Кроме того, непонятно, зачем требуются столь масштабные вложения, на что они будут потрачены. Для "МегаФона инвестиция вообще непрофильная. Капзатраты, в особенности на крупные венчурные проекты, как правило, негативно влияют на размер капитализации. Поэтому я не исключаю, что оптимизм сменится на более консервативную оценку".  

По мнению эксперта ГК "Финам" Леонида Делицына, создаваемое СП будет ключевым игроком на российском рынке электронной коммерции, а претендентом на роль главного конкурента - совместный проект "Яндекс.Маркета" и Сбербанка.

"В принципе, Aliexpress обладала всем необходимым для самостоятельного развития, однако при использовании аудитории проектов Mail.Ru Group такое развитие в разы ускорится. В свою очередь "МегаФон" меняет 10%-ный пакет акций Mail.Ru Group на долю в создаваемом операторе электронной коммерции, связанном с Alibaba, что может позитивно отразиться на стоимости самого оператора. По крайней мере, на стоимости других компаний, таких как Yahoo, владение долей в Alibaba сказывалось исключительно позитивно. В случае Yahoo стоимость этого пакета была фактически равна стоимости самого портала. Пожалуй, больше всех от сделки выигрывает Mail.Ru Group, которая сразу становится лидирующим игроком российской цифровой экономики - ведь сейчас эта экономика в значительной степени состоит именно из электронной B2C-торговли. Без такого СП роль проектов Mail.Ru оставалась бы во втором эшелоне игроков рынка электронной коммерции", - отметил Леонид Делицын.