Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Рашид Исмаилов
© ComNews
04.06.2018

C 17 по 26 апреля 2018 года в Женеве проходило заседание Совета Международного союза электросвязи (МСЭ). Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Рашид Исмаилов, который вел заседание на правах председателя Совета, в интервью главному редактору ComNews Леониду Конику рассказал о подробностях этого события.

- На 2018 год вы были избраны председателем Совета Международного союза электросвязи (МСЭ). В чем особенность этой позиции?

- С 2001 года представитель России не был председателем Совета МСЭ (тогда его возглавлял Юрий Григорьевич Гринь). Но в 2018 году Совет примечателен еще и тем, что он проходил в год Полномочной конференции МСЭ (ПК-18, состоится 29 октября – 16 ноября 2018 г. в Дубае – прим. ComNews), поэтому на заседании обсуждалось немало вопросов, связанных с предвыборной деятельностью. Особую активность проявляли страны, которые решили выдвинуть представителей в новый состав Совета (в нем – 48 мест). Россия тоже приняла решение снова идти в Совет: мы – страна-основатель МСЭ, и с 1947 года, когда был организован Совет МСЭ, Россия была в числе его членов. Среди иных выборных должностей Россия пойдет в Радиорегламентарный комитет (РРК), но с кандидатурой мы еще не определились. Ныне Россию в РРК представляет советник гендиректора ФГУП "Морсвязьспутник" Виктор Стрелец, но у него заканчивается второй срок (Устав МСЭ ограничивает нахождение на любой выборной должности двумя 4-летними сроками за всю жизнь – прим. ComNews). Я как председатель Совета сдаю полномочия в последний день ПК-18, то есть работаю на этом посту меньше года (а если бы в этом году не было "полномочки", то находился бы на этом посту ровно год).

- В прошлом году вы были вице-председателем Совета. Это стандартная процедура?

- Да, я стал вице-председателем от нашего региона, в который входит 23 страны. Как вице-председатель в прошлом году я в основном наблюдал за тем, как ведется Совет, при этом несколько спорных вопросов, по которым была учреждена так называемая ad-hoc группа,  мне было поручено прошлогодним Советом самому, и это, кончено, был серьезный опыт. У меня в этом году вице-председателем был представитель Лиги арабских стран – эль-Саед Аззуз из Египта.

И интересно, что если идет реальная работа, все геополитические противоречия между странами отходят на второй план. Возможно, так происходит еще и потому, что во всем мире набирает обороты цифровая экономика, а МСЭ утверждает все ключевые стандарты для ее технологического функционирования – будь то машинное обучение, IoT или 5G. Смена технологического уклада гораздо больше, чем политика отдельных стран. И миру нужны глобальные унифицированные стандарты.

- Была ли в этом году специфика заседания Совета?

- С одной стороны, заседание Совета в этом году было проводить трудно из-за того, что он проходил накануне ПК-18, а с другой стороны – легко, потому что на этом Совете не обсуждался бюджет МСЭ, что всегда сопровождается бурными обсуждениями и полярными подходами. МСЭ уникален тем, что кроме как на выборах голосования не происходит – любой документ не принимается до тех пор, пока нет консенсуса.

Вопросов было много: это и стратегический финансовый план Союза на 2020-2023 гг., рассмотрение итогов выполнения аналогичного плана на 2014-2018 гг., а также операционные планы каждого из трех бюро МСЭ – радиосвязи (МСЭ-R), стандартизации (МСЭ-Т) и развития (МСЭ-D). Без ложной скромности могу сказать, что мы сделали очень многое, чтобы облегчить проведение ПК-18. Я уникальным образом смог закончить заседание Совета на день раньше (за восемь дней вместо девяти) – говорят, что в истории такого еще не было.

- По каким вопросам не удалось достичь консенсуса?

- Заслушав отчеты рабочих, экспертных и исследовательских групп по Регламенту международной электросвязи, к единому мнению так и не удалось прийти, и мы вынесли этот вопрос на ПК-18. Раскол, который произошел в 2012 году на Всемирной конференции по международной электросвязи (WCIT) в Дубае, до сих пор не преодолен. Позиция западных стран (а также Австралии и Японии) не изменилась: они считают, что такой Регламент не нужен, т.к. бизнес-игроки способны договориться друг с другом напрямую. Но ¾ стран поддержали Регламент и его необходимость.

При этом Региональное содружество в области связи (РСС), в которое входит Россия, представило вклад, который обсуждался на рабочей группе, за два дня до начала Совета. Инициаторами этого вклада стали "Ростелеком", "Казахтелеком", "Белтелеком", МТТ, "МегаФон", "Морсвязьспутник", а также ряд стран, и в нем показано, что бизнес нуждается в Регламенте международной электросвязи. Бизнесу нужна предсказуемость: достаточно вспомнить, как США при Обаме приняли закон о сетевой нейтральности, а при президенте Трампе от нее отказались. При этом Соединенные Штаты - крупная страна, один из лидеров в ИКТ, и такие действия имеют очень серьезные последствия для бизнеса. Стоит вспомнить и Евросоюз, который только что ввел в действие регламент по защите данных - General Data Protection Regulation (GDPR), который косвенно также сказывается и на принципах управления сетями. Поэтому у многих стран, особенно у развивающихся, есть большое желание иметь универсальный документ (регламент) или, как минимум, добиться рассмотрения подобных вопросов в МСЭ.

Вопросы управления интернетом вообще обсуждали долго, соответствующая рабочая группа Совета подготовила доклад. Позиция России и РСС в этом вопросе неизменна: в Интернете есть много игроков (бизнес, сообщества, научные круги и др.), и для того чтобы избежать его фрагментации, нужно глобально договориться о вопросах управления, определить роль государств и правительств, и эту позицию разделяют очень многие страны.

Ситуация зашла очень далеко в связи со Сноуденом, судебными процессами против Google и Facebook в Европе, в связи с попытками запрета Интернет-ресурсов у нас в стране и в Китае, и в первый раз на Совете (во всяком случае, на моей памяти и по рассказам других участников) звучало общее понимание того, что нужно искать мировой консенсус в этих вопросах. Пока и по этому вопросу общей позиции сформировать не удалось, поэтому вопрос также передан на ПК-18. Развивающиеся страны понимают, что мощные американские ИТ- и Интернет-компании могут диктовать политику всему миру и не хотят международного регулирования. Но меня удивила позиция стран Западной Европы: после всех судебных дел там против Google, Apple и им подобных, на конференциях они солидарны с США. Хотя очевидно, что у Германии, Франции и других европейских стран интересы отличаются от американских, и уж тем более – от интересов крупных корпораций.

- Какие еще вопросы рассматривались на заседании Совета?

- Важно отметить, что все вопросы на Совете рассматривались в связи с Целями устойчивого развития до 2030 года, которые сформулирована ООН (а МСЭ – специальное агентство ООН), - все они затрагивают ИКТ, будь то, например, телемедицина или транспорт, не говоря уже о ШПД.

Обсуждали и инвестиционные вопросы. Основное здание, в котором располагается МСЭ в Женеве, было построено в 1960-х гг. и уже не отвечает современным потребностям. Поэтому есть план постройки на его месте нового здания. Швейцарское правительство уже одобрило проект, и МСЭ собирается получить кредит для строительства. Также МСЭ готова привлекать и частных инвесторов.

- В 2011 году в штаб-квартире МСЭ после реконструкции был открыт главный зал заседаний, которому присвоено имя изобретателя радио Александра Попова - Россия вложила в ту реконструкцию 5 млн швейцарских франков (CHF). Сохранит ли зал заседаний имя Попова после возведения нового здания?

- Да, было бы обидно это потерять при сносе старого здания. Мы провели переговоры с МСЭ, и они пообещали, что все оборудование из главного зала заседаний и панно с портретом Попова будет перенесено в новое здание.

Отдельно обсуждался вопрос ITU Telecom World, который в 1990-х гг. был очень серьезным мировым мероприятием.  Но тема ИКТ стала большой во всем мире, и различных выставок и конференций по ней множится. Отчасти из-за этого, а также по причине перевода форума ITU Telecom World с 2012 года в ежегодный формат уровень участия в этом форуме МСЭ стал снижаться. Поэтому теперь решили приурочивать ITU Telecom World к большим мероприятиям. Например, в сентябре в Дурбане (ЮАР) пройдет встреча министров связи стран БРИКС, и там же состоится ITU Telecom World 2018.

Обсуждали вопрос, связанный с региональным присутствием МСЭ. Решено поднять статус Зонального представительства МСЭ для стран СНГ, находящегося в Москве, до уровня регионального офиса. Территориальный охват сохранится неизменным, но полномочия, да и бюджет регионального офиса существенно возрастут.  А его руководитель получит один из высших уровней в ООНовской "табели о рангах" D1 (ранг главы зонального офиса – P5).

Индия выступила с вкладом, предлагающим создать на ее территории зональный офис для Южной Азии: Индии и еще девяти стран. В этом явно есть разумное зерно: суммарно население этих 10 государств превышает 2 млрд человек.

- По теме исследования технических вопросов, возникающих в связи с обработкой заявок на регистрацию сложных негеостационарных спутниковых сетей (НГСО), вклады в ходе Совета подали Россия, США и Канада. С чем связан такой интерес к этой теме?

- Речь идет о возмещении затрат при регистрации сложных сетей на НГСО. Россия предложила несколько процедур по расчету платы за каждую из взаимоисключающих конфигураций и другие шаги. Мы предположили, что это позволит ликвидировать дисбаланс между затратами МСЭ-R при обработке заявок на регистрацию сложных НГСО-систем и возмещением этих затрат. Это позволит и сократить сроки рассмотрения таких заявок – это важно, так как количество космических держав становится все больше, и новые НГСО-группировки насчитывают уже не единицы и десятки, а сотни и тысячи спутников.

Бюро радиосвязи предложило три процедуры. Процедура А – когда большая заявка содержит несовместимые между собой комбинации спутников, и было предложено заявку по каждой из комбинаций оплачивать отдельно. Процедура B – увеличение стоимости заявок, содержащих большое количество единиц. Ранее сложная заявка, содержащая 100 единиц, стоила CHF 570 – теперь предложено до 1000 единиц сохранить плоскую цену, а при заявках на группировки с большим количеством единиц предложено сделать увеличение стоимости их обработки (но тоже до определенного максимума, после которого стоимость уже не меняется – это предложили американцы). Процедура А была принята, а процедуру Б пока договорились исследовать.
Рассматривалась и Процедура С – увеличение стоимости в связи с тем, что для регистрации НГСО-группировок нужно проводить сложные расчеты их электромагнитной совместимости с геостационарными сетями. Такие расчеты идут по 2-3 недели, но пока нет ясности, на сколько нужно увеличивать стоимость обработки заявки в связи с ними.

При этом представитель России – Николай Варламов из ФГУП "НИИ радио" – был выбран председателем группы (она называется Группа экспертов Совета по пересмотру Решения 482 – это то решение, которое устанавливает каталог цен на обработку заявок на спутники). Группе предстоит рассмотреть Процедуры В и С, а также заявки на очень большие геостационарные сети: МСЭ-R за последнее время получило 5 заявок на ГСО-группировки, по объемам сравнимые с тем, что Бюро радиосвязи обрабатывает за год.

- В Собезе ООН геополитическое противостояние России и западных стран стало проявляться со все большей периодичностью. Ощущалось ли что-либо подобное на Совете МСЭ?

- Во-первых, я хотел бы отметить слаженную работу российской делегации на Совете МСЭ, она была традиционно компетентная и грамотная. У нас меньше политиков, и больше людей, которые занимаются конкретными вопросами. По многим техническим вопросам представители других стран часто обращались к нашей делегации: у них там были представители посольств и дипломатических миссий. Количественно самые большие делегации прислали три страны: Россия, Китай и США, но, повторюсь, у нас было больше всего технарей. Фактор России в МСЭ вообще имеет большое значение – это я говорю как председатель Совета МСЭ, а не гражданин РФ: мы себя воспринимаем не так, как нас видят снаружи. К России все относятся с огромным уважением, и никаких политических вопросов или разговоров про "Новичок" либо "русских хакеров" не было.

Досье ComNews

Видеозапись заключительной речи председателя Совета МСЭ Рашида Исмаилова в последний день заседания 2018 года (25 апреля):

https://www.youtube.com/watch?v=ygxbiGbcwmE&feature=youtu.be

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты