© ComNews
23.05.2018

В 2018 году группа компаний "МТТ" планирует запустить пилотные IoT-сети в пяти российских городах. В целом компания уже приступила к разработке IoT-стратегии как части направления инфраструктурных мобильных решений. Компания рассчитывает занять значительную долю на рынке IoT-решений для широкого круга клиентов и закрепить позицию лидирующего провайдера интеллектуальных решений для бизнеса.

Разработку стратегии МТТ в отношении развития в области IoT компания намерена завершить в ближайшее время.

Как сообщили в пресс-службе компании, МТТ будет cтроить свои IoT-платформу, сеть и маркетплейс, на которых компания будет предлагать решения для всех отраслей. МТТ также собирается предлагать эксклюзивное IoT-оборудование, которое можно будет купить как напрямую, так и через партнеров. МТТ заинтересован в предоставлении решений "под ключ", готового IoT-продукта вместе с оборудованием, установкой и обслуживанием, которое также смогут взять на себя и партнеры оператора.

В компании отметили, что в сегменте IoT МТТ видит основными клиентами сетевой ритейл, крупные агрохолдинги, негосударственный сегмент ЖКХ и логистические компании.

"МТТ планирует запустить пилотные IoT-сети в пяти городах уже в 2018 году – в Москве, Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге", - отметили представители МТТ. Данное направление, по оценкам компании, должно принести МТТ до 5 млрд рублей к 2023 году.

Что же касается итогов деятельности МТТ в 2017 году, которые вчера подвела компания, то прошлый год ознаменовался для МТТ завершением перехода на новую бизнес-модель - от телекоммуникационного оператора к провайдеру интеллектуальных решений.

По данным компании, финансовые показатели МТТ отразили процесс перехода к новой бизнес-модели и репозиционированию компании на рынке. Все новые направления бизнеса – Unified Communications (UC), Telecom API (платформенные программные решения, инструменты для разработчиков, позволяющие реализовывать телекоммуникационный функционал в любых других ИТ-системах и продуктах) и инфраструктурные решения (MVNE+), показали существенный рост, в то время как "классические" услуги пережили предсказуемый спад доходов. По данным МТТ, 70% прибыли ГК МТТ составляют B2B-решения, в то время как доля услуг для операторского рынка (B2O) сократилась до 30%.

Выручка МТТ в 2017 г. снизилась на 1% по сравнению с 2016 г. и составила 11,8 млрд рублей против 11,9 млрд рублей по итогам 2016 г. Валовая прибыль в 2017 г. составила 3,2 млрд рублей (3,5 млрд рублей в 2016 г.). Показатель EBITDA снизился на 8% по сравнению с 2016 г. до отметки 1,1 млн рублей (1,2 млрд рублей в 2016 г.). Показатель Долг/EBITDA сохранился у МТТ на уровне 2016 года и составил 1,5. Показатель Net Debt /EBITDA сохранился на уровне 2016 года и составил 1,2.

Как отмечают в компании, новые направления бизнеса МТТ показали высокую положительную динамику. Рост доходов от сегмента Unified Communications в 2017 году составил 18% по сравнению с 2016 годом, Telecom API – 75% год к году.

Драйверами роста компании в 2018 году в МТТ называют направления Unified Communications, Telecom API  и MVNE+IoT.

В направлении Unified Communications, которое является ключевым для МТТ, в компании ожидают дополнительного ускорения темпов развития, роста доли доходов в выручке и наращивания функционала. "Драйверами является сервис FMC, ВАТС для мобильных устройств, а также сервисы статистики, аналитики, и другие инструменты повышения эффективности продаж. Кроме того, мы выводим это направление также и в разряд платформ, создавая единое White Label-решение в области ВАТС, которое будет продаваться партнерам для развития под собственными брендами", - рассказали в пресс-службе компании.

В направлении Telecom API комания делает ставку на востребованность этого направления как крупным, так и средним бизнесом. В частности в МТТ отметили, что по итогам 2017 г. абонентская база телеком-платформы МТТ выросла на 96% по сравнению с 2016 годом, благодаря заключенным контрактам с крупными клиентами, такими как Аvito и ЦИАН. "Мы продолжаем подключать крупных клиентов к этому сервису, а за счет отсутствия масштабных вложений в инфраструктуру это одно из наиболее высокомаржинальных направлений в компании", - говорят представители МТТ.

В сегменте MVNE МТТ реализовал семь проектов, запустив мобильные продукты для "Алмател", 1С, Virgin Connect и ряда других клиентов. Еще с несколькими идет работа. "Направление хорошо себя показало, на рынке есть большой интерес к MVNE с учетом успеха существующих проектов. Де-факто МТТ – лидер на рынке независимых MVNE в России", - уверены в МТТ.

Развивается также и собственный VVNO-проект МТТ (бренд Aiva Mobile). По данным компании, у Aiva Mobile более 100 тыс. абонентов. "Сейчас идет разработка нового комплексного проекта для европейского рынка, он в финальной стадияи тестирования, и к концу года мы планируем выпустить продукт в области международного роуминга, удобный для пользователя. Мы хотим сделать его максимально простым и удобным, чтобы абоненту не нужно было задумываться об опциях, тарифах и других сложностях, присущих традиционным операторским решениям и travel-SIM", - поделились планами в МТТ.

Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев в беседе с корреспондентом ComNews отметил, что относительно небольшое снижение финансовых результатов компании было вызвано переориентацией бизнес-модели МТТ и активным развитием новых направлений деятельности в сегменте Unified Communications (UC), Telecom API и инфраструктурных решений (MVNE+), что должно принести существенное улучшение показателей в дальнейшем. "Стоит отметить активизацию усилий компании на сотрудничестве в сфере В2В с крупными и перспективными контрагентами, такими как Аvito и ЦИАН, что не только позволит МТТ укрепить свои позиции на этом рынке, но и возможно инициировать процесс сотрудничества с другими крупными потенциальными потребителями услуг компании. Синергия бизнес-процессов с компаниями, обладающими большими клиентскими базами, способствует развитию не только классических сервисов МТТ, но и создает задел для формирования глобальных экосистем, что может оказаться решающим фактором для развития корпорации в будущем", - отметил Алексей Коренев.

По его словам, МТТ традиционно является одним из сильнейших игроков рынка телекоммуникаций, являясь наравне с "Ростелекомом" ведущим оператором дальней связи и магистральным провайдером. При этом в отличие от корпораций со значительной долей государственного участия, МТТ имеет существенные конкурентные преимущества, основанные на большей гибкости, способности быстро адаптироваться к рыночным запросам, формировать оптимальную тарифную политику, наилучшим образом соответствующую запросам потребителя.

"Общей тенденцией развития компаний, предоставляющих услуги в сфере телефонии в целом и магистральной связи в частности является во-первых, переориентация на В2В-сервисы, во-вторых, формирование комплексных пакетов услуг, позволяющих конечному потребителю получать не отдельные разрозненные сервисные возможности в области коммуникаций, а осуществлять глубокое и комплексное обслуживание по решению ряда смежных задач, что существенно влияет на качество и организацию бизнес-процессов потребителей, таких, как формирование моделей инфраструктурных мобильных решений. Так что вполне ожидаемо увидеть акцентирование усилий компании в направлении усиления своих позиций именно в этом сегменте бизнеса", - прогнозирует  Алексей Коренев.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов назвал результаты МТТ неплохими "учитывая значительную долю сокращающегося В2О-бизнеса в выручке МТТ". "Компания, изначально работавшая на межоператорском рынке, можно сказать, была вынуждена стать инновационной и пробовать себя на новых, нетрадиционных телеком-рынках. Как следствие – МТТ, например, занимает второе место на рынке облачной телефонии (виртуальных АТС). По мере снижения удельного веса межоператорского блока можно надеяться, что в будущем бизнес МТТ вернется к положительной динамике", - говорит он.

По мнению основателя iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, результаты деятельности компании в 2017 году можно считать успешными. "Удержание выручки при сокращающихся доходах традиционного для МТТ межоператорского бизнеса, доля которого составляла в 2017 году почти 40%, подтверждает правильность выбранной стратегии. Компания достаточно успешно нашла для себя новые ниши, которые позволили компенсировать выпавшие доходы. Важно, чтобы компания не потеряла набранный темп развития новых направлений, что будет требовать инвестиций", - отметила она. 

Директор департамента телекоммуникационных услуг J`son & Partners Consulting Кирилл Кучеров, беседуя с корреспондентом ComNews, отметил, что 2017 год для МТТ в целом можно назвать нейтральным. "Не удалось полностью компенсировать выбытие финансовых потоков от классических услуг выручкой от новых услуг, но падение финансовых показателей не драматическое", - указал он.