В отеле узнают в лицо
Компания - разработчик систем компьютерного зрения VisionLabs и разработчик систем самообслуживания "Инвенд" совместно создали терминалы, применяющие технологию распознавания лиц для быстрой регистрации гостей в отелях. Терминалы с этой технологией уже начали использоваться в шереметьевском отеле "Воздушный экспресс" и гостинице "Ареал". Согласно планам разработчиков, в течение нескольких месяцев 12 отелей начнут использовать терминалы с функцией распознавания, а до конца года планируются внедрения в крупных международных сетях, которые работают в России.
Как рассказали в пресс-службе VisionLabs, в течение года планируется сотрудничество с сетевыми отелями и увеличение возможностей для зарубежных сетей. В ближайшее время терминалы начнет тестировать УК ГОСТ - крупнейший оператор в РФ с примерно 40 отелями в сети.
В отелях, где используется разработанный компаниями терминал, при въезде гости могут подтвердить личность, что повышает скорость обслуживания и безопасность. "Для подтверждения брони достаточно поднести паспорт и QR-код бронирования к сканеру. Терминал проверяет паспортные данные и сравнивает фотографию в документе с лицом гостя для подтверждения его личности. Постоянных клиентов система распознает автоматически - достаточно подойти к терминалу и показать паспорт для подтверждения бронирования, чего требует российское законодательство", - рассказали в пресс-службе.
По мнению генерального директора и основателя VisionLabs Александра Ханина, терминал с распознаванием лиц делает процесс регистрации безопасным, так как автоматически проверяет данные паспорта, а также повышает лояльность клиентов, которые проходят эту процедуру быстрее. "В будущем распознавание лиц может быть внедрено для автоматического открытия замков в номерах - таким образом технология полностью избавит от необходимости ключей в отелях, так как все гости смогут попадать в номера при помощи распознавания", - отметил Александр Ханин.
По словам генерального директора компании "Инвенд" Виктора Зубика, сейчас идет активный рост технологий, которые применяет рынок HoReCa, и решения самостоятельной регистрации имеют большой потенциал на данном рынке. "Терминал регистрации в ближайшие пару лет сможет избавиться от лишнего оборудования: пин-код можно ввести через криптотач, а найти бронь гостя - с помощью лица, и в этом поможет технология распознавания лиц", - указал Виктор Зубик.
На вопрос о том, имеется ли в арсенале других разработчиков биометрических систем аналогичные терминалу VisionLabs продукты, в пресс-службе компании "Вокорд" сказали, что у компании проводится пилотный проект в сфере гостиничного бизнеса. "В настоящее время нашим технологическим партнером за рубежом тестируется облачный сервис распознавания лиц Vocord для онлайн-платформы аренды жилья. Через приложение для телефона гость регистрируется в системе, авторизуется по лицу, после чего ему на телефон приходит электронный ключ от кодового замка. Зарегистрировать можно всех гостей. Таким образом, арендодателю не нужно ждать, когда приедут гости, чтобы выдать ключи. Их не надо встречать, провожать, что значительно снижает временные затраты", - рассказали в пресс-службе.
В целом о востребованности проектов по распознаванию лиц в гостиничном бизнесе в пресс-службе "Вокорд" рассказали следующее: "Насколько ускорится процесс заселения и повысится ли лояльность потребителей - это пока вопрос спорный, который сейчас замыкается на оплату и выдачу ключей. Идентификация по лицу скоро превратится в коммодити и будет реализовываться в готовых чипах, то есть появится в очень многих устройствах. Спрос на такие решения со стороны отелей будет, как и в других отраслях, применяющих идентификацию по лицу".
Как сообщил корреспонденту ComNews директор по бизнес-развитию направления биометрических систем ГК "Центр речевых технологий" Андрей Хрулев, видеобиометрию в подобном сценарии - верификации личности, то есть проверки принадлежности документа предъявителю - компания уже несколько лет использует на стадионах. "При проходе через турникет лицо болельщика сравнивается с фотографией, привязанной к предъявленному именному абонементу. Эту же технологию мы используем и в других сферах - на выставках, массовых мероприятиях, в транспорте", - рассказал Андрей Хрулев.
Например, по его словам, ЦРТ совместно с партнером "Инфотех" на выставке NAIS представил комплекс автоматического предполетного контроля в аэропорту по принципу e-gate. "Комплекс призван сократить время прохождения пассажиром предполетных формальностей и максимально исключить человеческий фактор из процесса проверки. С посадочным талоном, полученным на стойке регистрации, пассажир проходит к выходу на посадку, где подносит свой талон к сканеру у турникета, над которым висит камера биометрической системы. Система сравнивает лицо обладателя посадочного талона с фотографией в базе и в случае совпадения открывает турникет. Это помогает избежать ошибки персонала, из-за которой пассажир может сесть не на свой самолет или попасть на борт по чужому посадочному", - объяснил Андрей Хрулев.
Генеральный директор компании "Abbyy Россия" Дмитрий Шушкин указал корреспонденту СomNews, что Abbyy разрабатывает решения для интеллектуальной обработки данных из различных документов, в том числе удостоверяющих личность. "Например, наши технологии тестируют несколько компаний, которые создают терминалы для покупки SIM-карт, регистрации в отелях и т.д.", - пояснил Дмитрий Шушкин.
Он также добавил, что технологию Abbyy PassportReader SDK лицензируют ведущие разработчики программного обеспечения для гостиничного бизнеса, в том числе HRS, Libra Hospitality и "1С:Отель". "Технологии Abbyy в составе подобных решений распознают данные из документов, удостоверяющих личность, извлекают фотографию и автоматически прикрепляют ее к карте гостя. Это помогает в несколько раз сократить время на заселение, избежать ошибок при ручном вводе информации и точно идентифицировать посетителей по фото из документа, что гарантирует безопасность пребывания гостей в отеле", - отметил Дмитрий Шушкин.
При этом, по его словам, технологии Abbyy можно применять и в сочетании с системами компьютерного зрения. "Например, мы создали такое решение с компанией VisionLabs. Продукт на основе технологии Abbyy Real-TimeRecognition SDK может "на лету" распознать данные паспорта и подтвердить личность человека по его фотографии, что обеспечивает двойную проверку пользователя. С помощью решения можно удаленно регистрировать клиентов в различных сервисах, в том числе в отелях и гостиницах", - указал Дмитрий Шушкин.
Относительно востребованности со стороны отелей и гостиниц решения по распознаванию лиц он заметил следующее: "На выбор отеля влияет множество факторов, в том числе качество услуг и наличие современных цифровых сервисов. В моменты сезонного наплыва посетителей, во время крупных праздников или спортивных соревнований для гостей важна в том числе скорость заселения и безопасность. Поэтому решения, которые помогают автоматизировать идентификацию посетителей, ввод и проверку клиентских данных, всегда будут востребованы в гостиничном бизнесе".
Руководитель практики распознавания лиц компании "Крок" Ярослав Камыс заметил, что на российском рынке присутствует много игроков, которые предлагают клиентам различные варианты терминалов и касс самообслуживания. "В настоящий момент не существует каких-либо технологических ограничений, которые не позволяли бы встроить программное решение от компании VisionLabs в такие терминалы. Спрос на решение будет зависеть от итоговой стоимости терминала и готовности клиента заплатить за расширенный функционал", - отметил Ярослав Камыс.
При этом он добавил, что востребованность решений по распознаванию лиц со стороны отелей сейчас имеет место, однако у нас пока нет четкого понимания, каким образом данная технология будет встраиваться в существующие бизнес-процессы.
"Однозначно понятно, что ценность от решения должна превышать стоимость внедрения. Для большинства кейсов, которые есть на рынке, стоимость подобных решений пока кусается. Тем не менее технологии не стоят на месте и в перспективе даже одного года то, что превышает ожидания клиентов по цене сейчас, будет востребовано. Подобные решения наравне с системами контроля доступа и внутренними системами оплат вызовут интерес крупных гостиничных комплексов. Технология, которую предлагает VisionLabs, уже обладает достаточной точностью распознавания, что позволит избавить гостей от карточек и "браслетов", а значит, повысить лояльность и комфортность пребывания", - указал Ярослав Камыс.
Он также заметил, что решения по распознаванию лиц будут востребованы на российском рынке в том случае, если они смогут охватить все аспекты пребывания гостя в отеле, а не только процесс регистрации. "В обозримом будущем подобные системы - не столько терминалы, сколько технология распознавания лиц - будут востребованы практически во всех аспектах нашей жизни, так как они позволяют перейти от обобщенных оценок к персонифицированным. Так, в ретейле и банковском секторе системы распознавания лиц могут использоваться для обеспечения безопасности, отслеживания конверсии посетителей в покупатели, при разработке маркетинговых акций и т.д. В транспортной отрасли - для анализа и оптимизации транспортных потоков. В аэропортах, вокзалах и других местах массового скопления людей - для обеспечения безопасности", - заявил Ярослав Камыс.