© ComNews
26.02.2018

Сервисная выручка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") в фиксированном сегменте снизилась в IV квартале 2017 г. на 11,4%, до 9,6 млрд руб. В целом по итогам прошлого года снижение по этому показателю составило 11,6%. В компании отметили, что это произошло в первую очередь по причине усиливающейся конкуренции и снижения транзитного трафика. Кроме того, снижение показателя обусловлено растущим проникновением конвергентных продуктов и влиянием укрепления рубля на выручку от контрактов, заключенных в иностранных валютах. При этом общая выручка оператора за IV квартал выросла на 0,4%, до 70,4 млрд руб., за счет роста мобильной сервисной выручки, а также продаж оборудования и аксессуаров. Рост за весь 2017 г. по этому показателю составил 1,1% (до 275,8 млрд руб.).

По итогам IV квартала 2017 г. общая выручка "ВымпелКома" в фиксированном сегменте снизилась до 9,6 млрд руб. с 11 млрд руб. в 2016 г. За отчетный период снизилась также (на 10,7%) и выручка по ШПД: она составила 2,5 млрд руб. в сравнении с 2,8 млрд руб. в IV квартале 2016 г. Отметим, что в целом за весь прошлый год показатели общей выручки в фиксированном сегменте и выручки по ШПД снизились по сравнению с 2016 г. на 11,6%, составив 39,4 млрд руб. и 10,3 млрд руб. соответственно.

Согласно отчету компании, в IV квартале 2017 г. сервисная выручка оператора в фиксированном сегменте снизилась на 11,4%, до 10 млрд руб., в сравнении с IV кварталом 2016 г. В "ВымпелКоме" сообщили, что это произошло в первую очередь за счет усиливающейся конкуренции и снижения транзитного трафика. Кроме того, снижение показателя обусловлено растущим проникновением конвергентных продуктов (более чем 877 тыс. клиентов) и влиянием укрепления рубля на выручку от контрактов, заключенных в иностранных валютах. Что касается сервисной выручки "ВымпелКома" в фиксированном сегменте за весь прошлый год, то с 44,4 млрд руб. в 2016 г. она снизилась до 39,3 млрд руб. в 2017 г. - снижение финансовых показателей на 11,6%.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что конкуренция в фиксированном сегменте является особенно сложной, а стратегических преимуществ у компании в нем нет. Поэтому причин для роста показателей не видно.

Как ранее сообщал исполнительный вице-президент "ВымпелКома" Арташес Сивков, в 2018 г. компания увеличит в три раза вложения в развитие инфраструктуры фиксированной связи в В2В-сегменте (см. новость ComNews от 19 декабря 2017 г.). "Фиксированная связь - существенный бизнес для оператора. Да, объективно сейчас этот рынок падает, но есть потенциал для его развития, и это логично. Фиксированная связь - основа для будущих технологий. Вложения в "фиксу" нельзя рассматривать как разовую инвестицию, это еще и инвестиция в В2О, и будущая основа для развития сетей по технологии 5G", - комментировал корреспонденту ComNews ведущий консультант iKS-Consulting Максим Савватин.

В IV квартале 2017 г. "Билайн" продолжил развитие сегмента В2В, усилив портфель предложений за счет более индивидуализированных решений как для малого, так и для крупного бизнеса. "В результате чего сервисная выручка в В2В-сегменте показала рост на фоне стагнирующего рынка - на 5,8% в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года. Ключевым драйвером роста стало расширение клиентской базы "Билайна" в сегменте В2В на 9,5%. В абсолютном исчислении B2В-выручка в сегменте добавила в общую выручку 16,2 млрд руб.", - заметили в пресс-службе "ВымпелКома".

Отметим, что общая выручка оператора в IV квартале 2017 г. выросла на 0,4%, до 70,4 млрд руб. По итогам всего 2017 г. общая выручка увеличилась на 1,1%, до 276 млрд руб. В компании отметили, что причинами этого стали рост мобильной сервисной выручки, а также продаж оборудования и аксессуаров.

"Сервисная выручка в мобильном сегменте в IV квартале прошлого года увеличилась на 2,1%, до 57 млрд руб. Увеличение выручки обеспечило рост прибыли от передачи данных, дополнительных и мобильных финансовых услуг, которые компенсировали снижение выручки от голосовых услуг", - сообщили в "ВымпелКоме". Представитель компании добавил, что показатель среднего дохода в месяц в расчете на абонента (ARPU) в сегменте голосовых услуг вырос на 2%, продолжив восходящий тренд 2017 г.

Что касается выручки оператора от передачи мобильных данных, то она по итогам IV квартала прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2016 г. продемонстрировала устойчивый рост на 8,9%, до 15,3 млрд руб. В компании сообщили, что таких показателей удалось достичь за счет роста проникновения пакетных предложений и смартфонов, а также за счет роста объемов передаваемых данных. ARPU в мобильном сегменте "ВымпелКома" показал рост на 2%.

"В основе роста лежит успешная деятельность по увеличению продаж и продолжающиеся мероприятия по упрощению тарифных планов, а также повышающийся показатель проникновения пакетных предложений внутри клиентской базы", - уточнили в компании, добавив, что количество абонентов "Билайна" в мобильном сегменте в целом осталось на уровне показателей предыдущего года и составило 58,2 млн абонентов.

В пресс-службе "ВымпелКома" отметили, что по итогам IV квартала 2017 г. показатель EBITDA сократился на 4,9% и составил 25,1 млрд руб., а рентабельность по EBITDA - 35,7%. Кроме того, снизилась на 3% и базовая прибыль EBITDA. В компании рассказали, что основными факторами снижения показателя стали разовые расходы программы по трансформации деятельности "ВымпелКома", реализуемой как в IV квартале 2016 г. (в объеме 86 млн руб.), так и в IV квартале 2017 г. (в объеме 158 млн руб.). Кроме того, снижению показателей способствовали затраты на ребрендинг и интеграцию почти 200 магазинов розничной сети "Евросеть" в объеме 266 млн руб.

"Не менее важный фактор, повлиявший на показатель, - пересмотр определения EВITDA - 165 млн руб., - направленный на приведение определения в соответствие с политикой бухучета группы", - заметили в "ВымпелКоме".

Помимо этого, рентабельность базовой прибыли EВITDA в IV квартале 2017 г. составила 36,5%, снизившись на 1,3 п.п. по сравнению с показателем прошлого года. В "ВымпелКоме" отметили, что причиной этого снижения, в значительной мере, стали затраты, связанные с коммерческим запуском интернет-платформы Veon (влияние - 0,5 п.п.), а также возросшие общие и административные расходы и затраты на персонал. В "ВымпелКоме" сообщили, что с января 2018 г. выручка оператора за международный интерконнект и трафик будет полностью централизована в Veon Wholesales Services, подразделении группы, которое взаимодействует с международными операторами. "Прогнозируемое максимальное воздействие в 2018 г. на выручку в России составляет $53 млн, а ожидаемое максимальное воздействие на EBITDA - $7 млн", - прокомментировали в компании.

В 2018 г. "Билайн" прогнозирует продолжение негативного влияния на EBITDA затрат на интеграцию и ребрендинг салонов "Евросеть" в монобрендовые салоны "Билайн" в объеме приблизительно 3 млрд руб. Помимо этого, "Билайн" ожидает отрицательное воздействие на прибыльность EBITDA от изменения структуры выручки вследствие интеграции и ребрендинга салонов "Евросеть". "После завершения ребрендинга и интеграции салонов "Евросеть" "Билайн" прогнозирует позитивный эффект на выручку и с 2019 г. - на EBITDA, в основу которого ляжет увеличение продаж оборудования и улучшение структуры каналов", - резюмировали в компании.

На взгляд старшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Богдана Зварича, в текущей ситуации насыщения рынка мобильной связи очень важным фактором для мобильных операторов является рост ARPU, и то, что "ВымпелКом" продолжает удерживать позитивный тренд в этом направлении, является существенным фактором, определяющим результаты компании как в прошедшем квартале, так и в будущие периоды. "Если компании удастся поддерживать динамику роста данного показателя и удерживать абонентскую базу, вполне возможно, что в следующем году ей удастся улучшить свои показатели, что поддержит бумаги компании", - сказал аналитик.

Леонид Делицын считает, что на финансовые показатели влияет конкуренция на зрелом рынке. "Структура конкуренции, выбранная российскими регуляторами, привела к ожесточенной конкуренции трех, а в перспективе - четырех приблизительно равных игроков, низкой стоимости мобильной связи, а в перспективе - и других конвергентных услуг. Это выгодно для абонентов в короткой перспективе, однако в длительной лишает акции компании привлекательности, а сами компании - резервов для роста", - заметил он.

По его словам, сейчас мобильным операторам остается только ждать новой технологической волны, которая позволит продавать массовому клиенту услуги следующих поколений. "Однако, как показал пример, скажем, интернет-мессенджеров, автоматически не следует, что новые услуги будут оказывать именно сегодняшние крупные телекомы, таковыми могут стать совершенно новые игроки, наподобие WhatsApp, Viber или Telegram, а собственные продукты операторов окажутся за пределами пятерки лидеров", - заключил Леонид Делицын.