© ComNews
10.11.2017

Холдинг Veon Ltd. ожидает закрытия сделки по выкупу половины салонов "Евросети" у ПАО "МегаФон" в I квартале 2018 г. В настоящее время российская "дочка" Veon - ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") уже интегрировало 200 магазинов в свою розничную сеть. Об этом сообщил на пресс-конференции, посвященной финансовым итогам "ВымпелКома" за III квартал 2017 г., генеральный директор компании Шелль Йонсен. По итогам отчетного периода оператор увеличил выручку на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 72,56 млрд руб.  При этом выручка "ВымпелКома" от фиксированного бизнеса упала в III квартале на 11,7%, до 10,1 млрд руб. Основной причиной снижения Veon назвал влияние курсовых разниц на стоимость контрактов в иностранной валюте. Аналитики считают, что финансовые результаты "ВымпелКома" отражают общерыночный тренд.

Как отметил Шелль Йонсен, покупка салонов "Евросети" окажет дополнительное давление на рентабельность по EBITDA. "Годовое снижение рентабельности по EBITDA группы Veon в результате сделки по "Евросети" ожидается на уровне 1,5 п.п., основываясь на результатах Veon за III квартал 2017 г.  за последние 12 месяцев", - сообщили в "ВымпелКоме".

На взгляд старшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Богдана Зварича, первоначально сделка, кроме всего прочего, будет приносить компании убытки за счет переоборудования и переобучения персонала.

Напомним, что в середине июля 2017 г. "МегаФон" и "ВымпелКом", которым принадлежало по 50% "Евросети", договорились о разделении ретейлера. "МегаФон" приобрел у "ВымпелКома" 50% "Евросети", консолидировав 100% компании. При этом "ВымпелКом" в рамках сделки получил половину из 4 тыс. салонов "Евросети" и выплатит "МегаФону" 1,25 млрд руб.

Еще одной значимой темой в рамках подведения финансовых итогов "ВымпелКома" стал запуск летом этого года приложения Veon (см. новость ComNews от 20 июля 2017 г.).

Приложение Veon включает мессенджер, личный кабинет, дайджест услуг, предложений и контента, а также релевантные новости, фильмы и предложения партнеров. Все это, в том числе чаты и голосовые вызовы, бесплатно для абонентов сети "Билайн". Платформа, помимо России, доступна также в Грузии, Пакистане, Италии и на Украине.

Как сообщил вчера Шелль Йонсен, в настоящий момент количество скачиваний приложения составило 1,3 млн. Глава "ВымпелКома" не уточнил, сколько денег компания потратила на маркетинг и другие подробности, касающиеся приложения Veon.

"Наши усилия в приложении Veon фокусируются на партнерстве. В настоящее время с платформой Veon сотрудничает более 50 компаний-партнеров, которые предлагают свои услуги и сервисы", - добавил исполнительный вице-президент по развитию массового рынка "ВымпелКома" Марек Слачик.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов считает, что приложение Veon - неуспешный проект. "Приложению можно дать второе дыхание доработкой и маркетинговыми усилиями", - заметил эксперт.

"О прибыльности приложения Veon пока говорить не стоит: расходы по его запуску продолжают давить на рентабельность российского сегмента. В дальнейшем же прибыльность, так же как и время окупаемости платформы, будут зависеть от ее развития, открытости к пожеланиям клиентов и конкурентных преимуществ", - добавил Богдан Зварич.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын напомнил, что платформа Veon была запущена в июле, а ее национальная кампания - в сентябре.

"Понятно, что платформа не сводится к одному мобильному приложению, однако обычному пользователю нельзя предложить "платформу" - ему нужно именно простое и полезное приложение. По тому, как пользователи реагируют на приложение, можно судить и о перспективах платформы", - отметил Леонид Делицын.

Финансовый аналитик считает, что полезно сопоставить количество скачиваний с пользовательской базой наиболее популярных мессенджеров. Так, в феврале 68,7% абонентов "Билайна" использовали WhatsApp, 45,7% - Viber, и 7,5% - Telegram. "А значит, для того чтобы догнать WhatsApp и Viber по популярности потребуется не один год. Конкуренция мобильных приложений сегодня - ничуть не слабее конкуренции самих операторов связи, и выходя на рынок очень поздно, чтобы вытеснить одного из игроков, нужно вести рекламную кампанию, не месяц и не два, а по крайней мере несколько лет", - сказал эксперт "Финама".

Вместе с тем, добавил Леонид Делицын, компания отмечает, что увеличение расходов, связанных с выводом на рынок интернет-платформы Veon, окажет негативное влияние на рентабельность по EBITDA до конца текущего года. "А значит, в конце года может быть поставлен вопрос о том, насколько платформа вообще способна стать драйвером роста", - резюмировал аналитик.

Помимо тем, касающихся закрытия сделки по выкупу половины салонов "Евросети" у "МегаФона" и запуска приложения Veon, представители "ВымпелКома" озвучили финансовые итоги компании за III квартал 2017 г.

По итогам отчетного периода оператор увеличил выручку на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 72,56 млрд руб.

В "ВымпелКоме" отметили, что рост произошел за счет увеличения сервисной выручки в мобильном сегменте и продаж оборудования и аксессуаров. Марек Слачик подчеркнул, что массовый рынок является основным вкладчиком в результаты.

Увеличилась сервисная выручка "ВымпелКома" в мобильном сегменте на 4,2%, до 59,2 млрд руб. В компании пояснили, что это обусловлено ростом выручки от мобильной передачи данных, дополнительных услуг и мобильных финансовых услуг. При этом рост частично компенсирован сокращением выручки от голосовых услуг.

Глава "ВымпелКома" отметил, что "Билайн" усиливает фокус на развитии B2B-сегмента, увеличив количество индивидуальных предложений и решений для малых и крупных предприятий. "В результате сервисная выручка от мобильных услуг в сегменте B2B уверенно движется вверх на статичном рынке, показывая рост в 6,7% по сравнению с прошлым годом, благодаря увеличению клиентской базы на 8%. В целом выручка в сегменте B2B составила 16,2 млрд руб.", - рассказали в компании.

Что касается выручки от мобильной передачи данных, то она тоже продолжила расти, показав повышение на 13,8%, до 15,3 млрд руб., за счет продвижения пакетных предложений, активного распространения смартфонов и роста мобильного трафика.

Показатель ARPU в мобильном сегменте вырос на 3,2% за счет продолжающейся деятельности по упрощению тарифов и успешной реализации мероприятий по увеличению продаж. Помимо этого, подчеркнули в компании, оказывает влияние растущая доля пакетных предложений внутри клиентской базы. Количество абонентов "Билайна" в III квартале 2017 г. увеличилось на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 58,8 млн.

Показатель EBITDA "ВымпелКома" по России вырос на 5,7% до 28,2 млрд руб. При этом базовый показатель EBITDA увеличился на 4,1% с учетом корректировки на разовые расходы, связанные с программой трансформации деятельности компании. Рентабельность базовой прибыли EBITDA составила 38,9%, показав последовательное улучшение на 0,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Снижение выручки произошло в фиксированном сегменте. Так, сервисная выручка в фиксированном сегменте снизилась на 11,7%, до 10,1 млрд руб. В пресс-службе оператора сказали, что причиной тому стало влияние укрепления рубля на выручку по контрактам с расчетами в иностранной валюте, а также растущее распространение конвергентных продуктов внутри клиентской базы (более 800 тыс. подписчиков).

На взгляд Константина Анкилова, финансовые результаты отражают общерыночный тренд. "Мобильный рынок наконец перешел к росту, что связано в первую очередь с тарифной политикой компании. Кроме того, рост выручки обеспечили конвергентные продукты, которые компания консолидирует и количество которых растет", - заметил аналитик.

Что касается снижения выручки в фиксированном бизнесе, то Константин Анкилов отметил, что здесь тоже отражается общерыночная ситуация в условиях высокой конкуренции.

"Рост показателей "ВымпелКома" в В2В - это самый яркий успех. Мы видим положительную динамику, далеко не у всех компаний прослеживаются такие показатели", - заметил глава "ТМТ Консалтинга".

По его словам, еще несколько кварталов положительная динамика показателей "ВымпелКома" в мобильном бизнесе продолжится. "Дальше многое будет зависеть от того, не свяжут ли руки компании законодательные нововведения", - резюмировал Константин Анкилов.

"По итогам III квартала "ВымпелКом" показал неплохие результаты, продемонстрировав рост по большинству показателей. Особо стоит отметить рост APRU до 334 руб., что является важным фактором на высококонкурентном рынке, где фактически идет борьба за уже существующих абонентов и нет притока новых", - отметил Богдан Зварич.

По словам заместителя директора аналитического департамента компании "Альпари" Натальи Мильчаковой, в России выручка Veon растет преимущественно за счет роста в сегменте предоставления услуг мобильной связи, в то время как в сегменте проводной связи наблюдается падение. "Однако в других развивающихся странах услуги проводной связи вносят существенный вклад в рост выручки", - добавила она.

Наталья Мильчакова отметила, что в России органический рост выручки за III квартал в годовом исчислении составил 3%, а за девять месяцев - 1,3%. В том числе выручка от предоставления услуг связи в России выросла на 1,5% за III квартал в годовом исчислении, что говорит о постепенном преодолении кризисных явлений на рынке услуг связи, а за девять месяцев - только на 0,5%.

По оценкам "Альпари", рост выручки "ВымпелКома" за 2017 г. составит 2-3%. "По РФ темпы роста выручки Veon будут, скорее всего, сравнимы с темпами роста выручки у ближайших конкурентов", - заключила Наталья Мильчакова.