Павел Кантышев
02.05.2017

В прошлом году IT-"дочка" Сбербанка, "Сбертех", заработала 20,3 млрд руб., сообщила "Ведомостям" гендиректор "Сбертеха" Алиса Мельникова. Это на 33% больше, чем в 2015 г., когда его выручка составила 15,2 млрд руб. В 2014 г. компания получила 10,3 млрд руб. дохода.

Созданный в 2011 г. "Сбертех" занимается преимущественно разработкой программного обеспечения. Около 30% его персонала – разработчики, остальные – аналитики, архитекторы, тестировщики, руководители проектов.

Компания зарабатывает деньги на обслуживании только группы Сбербанка, причем сам банк является основным заказчиком, пояснил представитель "Сбертеха". Чтобы снизить стоимость услуг, "Сбертех" работает без маржи, уточняет он.

Осенью прошлого года стало известно, что "Сбертех", набрав штат в 8500 человек, обогнал по численности персонала прочие российские IT-компании. Сейчас в "Сбертехе" 9600 сотрудников, уточняет представитель "Сбертеха". И наем новых людей, и рост дохода компании от Сбербанка он объясняет, помимо поддержки текущих потребностей, проектами по созданию новой технологической платформы Сбербанка. Она состоит из трех компонентов.

Первый – "Единая фронтальная система": каким бы каналом доступа к услугам Сбербанка ни воспользовался клиент (приложение, веб-браузер, звонок в колл-центр), система должна продолжать обслуживание с любого места через любой канал. Второй – "Платформа поддержки развития бизнеса", инструмент для создания бизнес-приложений. Третий – "Фабрика данных" должна помочь банку монетизировать данные о клиентах и анализировать их поведение. Ядро этой платформы должно быть готово к концу 2017 г., а в 2018 г. начнутся активные внедрения и тираж, обещает представитель "Сбертеха". Из-за необходимости разработки платформы Сбербанка до конца 2018 г. "Сбертех" точно не выйдет на открытый рынок. Как компания планирует развиваться после завершения разработки ядра платформы, представитель "Сбертеха" не говорит.

Выручка рыночных системных интеграторов, которые также занимаются заказной разработкой программного обеспечения и выполняют прочие IT-работы, растет не такими быстрыми темпами. Например, интегратор "Крок" сообщал о росте дохода в 2016 г. на 3,7% до 28,5 млрд руб., "Ай-теко" показала рост на 4% до 29,8 млрд руб., у компании Maykor выручка снизилась на 4% до 10,2 млрд руб., "Астерос" увеличил выручку на 12%, а бизнес холдинга "Ланит" с учетом дистрибуции вырос на 6,9% до 98,1 млрд руб. Об этих результатах рассказывали сами компании. В условиях длительного кризиса, который одинаково ударил по всем отраслям, нет сильного падения или роста кого-то одного из участников IT-рынка – разве что несут потери поставщики компьютерного оборудования, уверяет представитель интегратора "Ай-теко".

Впрочем, из-за неравных условий работы компании, выполняющие главным образом заказы своих материнских структур (так называемые инсорсеры), и не должны соревноваться с рыночными компаниями, считают опрошенные "Ведомостями" представители системных интеграторов. Бизнес инсорсера можно сравнивать только с другим инсорсером, передал через пресс-службу гендиректор "Крока" Борис Бобровников. "Им бюджет выделяют, тогда как рыночная компания каждый свой рубль получает, только когда она компетентнее кого-то на рынке и когда она дает оптимальное предложение", – рассказывает Бобровников. С ним соглашается представитель интегратора "Астерос".

Сейчас Сбербанк постепенно меняет свою бизнес-модель, переводя все больше услуг в digital-формат, напоминает представитель "Астероса". В Сбербанке все больше от IT-бизнеса, чем от банковского, и его трансформация обеспечивает "Сбертеху" гарантированный доход. Если же Сбербанк захочет начать зарабатывать на своей "дочке", ему придется перекраивать ее под рыночный формат, уверен представитель "Астероса".