ФРИИ шагнул в ритейл
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и продуктовый ритейлер X5 Retail Group запустили программу стратегического партнерства. В рамках программы X5 Retail Group будет тестировать проекты из числа поддерживаемых бизнес-акселератором и внедрять лучшие из них в бизнес-практику. По словам представителей ФРИИ, это первый опыт сотрудничества фонда с компанией из сферы ритейла.
О запуске программы стратегического партнерства ФРИИ и Х5 Retail Group объявили вчера на пресс-конференции. В разговоре с корреспондентом ComNews директор акселерационных программ ФРИИ Дмитрий Калаев отметил, что для фонда это первый опыт сотрудничества с компанией из сферы ритейла. "Это первый раз, когда мы пошли сфокусированно на этот рынок", - сказал он. По его словам, в базе стартапов ФРИИ - несколько тысяч проектов, решения которых можно было бы использовать в ритейле.
Дмитрий Калаев добавил, что в скором времени к ФРИИ присоединятся и другие ритейлеры. В частности, как уточнил он, фонд находится на финальной стадии переговоров с сетью спортивных магазинов "Спортмастер" и магазинами строительных материалов "Петрович".
Что касается сотрудничества Х5 Retail Group и ФРИИ, то Х5 при поддержке фонда будет тестировать инновационные проекты на ранних стадиях и внедрять их в свою бизнес-практику. Для этого ФРИИ запустит специальный ритейл-трек в акселераторе, стартапы-участники которого смогут проверить бизнес-модель и кратно ускорить рост своего бизнеса.
По словам Дмитрия Калаева, год назад ФРИИ проводил такую программу в сфере финансовых технологий, сейчас к ней проявила интерес и банковская сфера. "Такие тематические треки мы повторяем раз в году, потому что у стартапов есть определенный цикл производства", - рассказал ComNews Дмитрий Калаев, добавив, что двери открыты совершенно разным игрокам рынка.
Как рассказали представители Х5, компания прежде всего заинтересована в тех участниках, с которыми сразу можно будет начать пилотирование. Дмитрий Калаев уточнил, что в идеале - это компания, состоящая из двух сооснователей.
Директор ФРИИ Кирилл Варламов отметил, что в качестве приоритетных будут рассматриваться проекты по автоматизации логистики, персонализации предложений, а также сервисы дополненной реальности, проекты в области мерчендайзинга, технологий автоматизации работы с людьми и работы с большими данными (Big Data).
"Принять участие в пилотах смогут как сильнейшие выпускники нового набора акселератора, так и более зрелые портфельные проекты фонда, уже успевшие зарекомендовать себя на рынке. Обязательное условие - продукты и сервисы стартапов должны быть комплементарны бизнес-стратегии X5 Retail Group", - уточнил Кирилл Варламов. Кроме того, как добавил он, у ФРИИ есть договоренность с Х5 о предоставлении обезличенных данных для того, чтобы участники-стартаперы смогли проанализировать их, а впоследствии что-то по ним предложить.
Представители Х5 отмечают, что стартапы, прошедшие в акселератор ФРИИ, смогут не только привлечь инвестиции фонда в размере от 2 млн до 25 млн руб., но уже на ранних этапах роста получить консультации крупнейшего игрока рынка продуктового ритейла в России, а также протестировать бизнес-гипотезы на потребительской базе X5 Retail Group, содержащей обезличенную информацию о более чем 3 млрд покупок. Наиболее перспективные стартапы будут протестированы на базе магазинов Х5.
Кирилл Варламов считает, что стратегическое партнерство с X5 Retail Group - серьезное конкурентное преимущество для стартапов из портфеля ФРИИ. "Благодаря нашему сотрудничеству с X5 фаундеры смогут на самых ранних этапах роста консультироваться с лучшими отраслевыми экспертами, тестировать гипотезы на больших данных X5, добиваясь идеального product-market fit, а после проведения успешных пилотов получить в свой актив успешный кейс по сотрудничеству с крупнейшим российским офлайн-ритейлером", - резюмировал он.
Как рассказал главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман, сотрудничество с ФРИИ уже началось. В компании уже создана инновационная группа из 25 человек. "Это люди из корпоративного центра, из стратегии и бизнеса", - уточнил он.
По мнению Игоря Шехтермана, сотрудничество с ФРИИ даст Х5 возможность протестировать и внедрить инновации на самых ранних проектных стадиях, найти новые и нестандартные способы решения собственных задач, которые нацелены на повышение операционной эффективности бизнеса во всех звеньях цепочки поставок - от производителя до магазина. При этом, как добавил он, для стартаперов ФРИИ - это тоже большая выгода - быстрее расти и входить в состав конкурентов.
"Коллеги из ФРИИ занимаются этим более профессионально, формируя под своей крышей поток стартапов. Для нас оптимальнее не тратить дополнительные ресурсы на то, на чем не специализируемся", - поделился Игорь Шехтерман.
Говоря о прибыли, которую программа стратегического партнерства могла бы принести, он не смог дать точный ответ. "Мы подразумеваем, что в результате этого сотрудничества мы будем какие-то стартапы приобретать, я пока не могу сказать, на какую конкретную сумму мы планируем увеличить инвестиции в инновации, но какое-то увеличение будет", - сказал вчера Игорь Шехтерман. Добавим, что затраты Х5 Retail Group на инновационные решения составляют около 10% от CAPEX компании.
Как рассказала вчера корреспонденту ComNews директор по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group Елена Коннова, для Х5 такое сотрудничество также происходит впервые. Отвечая на вопрос ComNews о том, продолжит ли компания стратегическое партнерство с другими фондами, она ответила, что говорить об этом пока рано. "Таких фондов очень мало. Это единственный большой государственный фонд, который работает со стартапами. А нам сначала нужно набраться опыта в этом", - поделилась она с корреспондентом ComNews.
Добавим, что, по данным Tracxn, общемировые инвестиции в retail-tech-стартапы за последние два года составили более $2,3 млрд. Одновременно растет количество и технологическое разнообразие новых стартап-проектов, решения которых могут быть применимы в ритейле.