Банки обменяются лицами
Работающие в России банки обсуждают с ЦБ и Минкомсвязи создание единой базы биометрических параметров клиентов.
С ее помощью кредитные организации смогут обмениваться друг с другом такой информацией, что существенно упростит внедрение биометрических систем. В ближайшие недели состоится совещание по этому вопросу с участием регулятора и заинтересованных банков, рассказал "Известиям" близкий к ЦБ источник и подтвердили собеседники издания на финансовом рынке.
Общая биометрическая база для банков может быть сформирована на базе Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), созданной в рамках исполнения закона о госуслугах, утверждают собеседники "Известий". Без помощи государства такую технологию разработать нельзя, убеждены они. Биометрические базы уже сегодня создаются отдельными банками, однако кредитные организации не делятся такой информацией.
Как рассказал изданию председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, который планирует принять участие во встрече ЦБ, Минкомсвязи и банкиров по биометрии, некоторые банки (среди них ХКФ-банк и Тинькофф-банк) используют компьютерную технологию распознавания лиц для удаленной повторной идентификации действующих клиентов. Это решение разработано российской компанией VisionLabs.
По словам Андрея Емелина, программа проверяет параметры лиц и устанавливает их идентичность изображениям, полученным с видеокамер, установленных над банкоматами или в торговых точках. Технология используется для подтверждения личности клиентов при проведении любых операций. В ходе пилотного проекта планируется распространить этот опыт на все заинтересованные банки. Также нужно будет решить, какие именно биометрические параметры можно включить в базу и как именно их использовать. Андрей Емелин отметил, что база биометрических данных понадобится прежде всего для дистанционной идентификации другими банками.
Ключевой вопрос в создании такой базы — ее защищенность, отмечает Андрей Емелин. По его оценке, ЕСИА отвечает этим требованиям. Через нее сегодня проходит регистрация и авторизация пользователей на портале госуслуг. С согласия граждан доступ к данным из их профилей может быть предоставлен третьим лицам — в данном случае банкам. Так кредитные организации смогут удаленно идентифицировать россиян по биометрическим параметрам из их профилей.
Российское законодательство не запрещает повторную идентификацию клиентов с помощью биометрии. ЦБ также не против ее внедрения банками на практике.
— Вопросы подтверждения личности ранее идентифицированных клиентов решаются банками самостоятельно, — подтвердили в пресс-службе ЦБ.
По словам директора по управлению изменениями Росбанка Елены Бронниковой, биометрия очень привлекательна в части автоматизации, упрощения и удешевления банковских процессов.
— Для широкомасштабной биометрии внутри страны нужно изменить законодательство, создать национального оператора биометрических данных, — считает руководитель центра инновационного развития Бинбанка Павел Чеботарев. — Кроме того, провести биометризацию населения. Мы прорабатываем несколько проектов, связанных с биометрической идентификацией клиентов, в первую очередь — по лицу.
По словам Чеботарева, проекты по биометрии, охватывающие все слои населения, возможны только при участии государства.
— Интерес с точки зрения внедрения на государственном уровне вызывает опыт агентства Unique Identification Authority of India, самого крупного в мире оператора биометрических данных, — указал представитель Бинбанка. — Он обслуживает 70% населения Индии. Реализация подобных проектов позволит упростить клиентам доступ к продуктам и услугам банка, и кроме того станет дополнительной защитой.
Системы распознавания по фото- и видеоизображениям помогают предотвратить действия мошенников, которые пытаются получить кредит, снять чужой вклад по фальшивым документам, отмечает вице-президент, директор департамента управления рисками банка "Ренессанс кредит" Григорий Шабакевич. По его мнению, использование биометрии позволит снизить число мошенничеств.
Широкому внедрению биометрии в банковскую систему прямо сейчас мешает несколько факторов. По словам руководителя Zecurion Analytics Владимира Ульянова, это ошибки распознавания, изменение биометрических параметров, но самое главное — психология клиентов: многие люди относятся к биометрии с опасением.