Мария Андреева
© ComNews
25.10.2016

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") взялось за расширение розничной сети "Ноу-Хау"(мультибрендовый партнерский проект "ВымпелКома" и Цифрового центра "Ион"). К концу текущего года компания планирует увеличить количество магазинов под брендом "Ноу-Хау" практически на 50% по сравнению с началом года. Сегодня в регионе Большая Москва действует 135 таких салонов. В течение октября открыть точки продаж планируется в четырех российских городах.

В салонах сети "Ноу-Хау" магазин цифровой мобильной электроники совмещен с офисом обслуживания абонентов "Билайна". Клиент может приобрести гаджеты, получить консультации экспертов, настроить оборудование и подключить тариф или услугу.

На сегодняшний день сеть "Ноу-Хау" ограничена городами, входящими в регион Большая Москва, куда помимо столичного региона входят Смоленская, Ярославская, Тульская, Тверская, Владимирская, Рязанская, Калужская, Костромская и Ивановская области.

В начале 2016 г. в регионе Большая Москва насчитывалось 117 магазинов "Ноу-Хау", а к сентябрю их количество увеличилось до 135. Часть точек продаж расположены во Владимире, Калуге, Рязани, Твери и Ярославле. К концу года планируется увеличить сеть до 180 магазинов. В  частности, в течение октября магазины "Ноу-Хау" откроются в Туле, Смоленске, Иваново и Костроме.

Как отметила в беседе с корреспондентом ComNews пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева, компания работает над развитием всех направлений ритейла. "Расширение сети "Ноу-Хау" не означает, что "Билайн" не планирует развивать собственную розницу или франчайзи", - уточнила она. Инвестиции в расширение сети "Ноу-Хау" представители "ВымпелКома" не раскрывают.

Напомним, что в конце сентября "ВымпелКом" объявил о новой стратегии в развитии ритейла. Оператор сделал ставку на развитие франчайзинговых салонов. До 2018 г. компания планирует удвоить количество франчайзинговых салонов связи. Для этого оператор изменил стратегию в отношении франчайзи, а также заключил соглашение с продовольственной сетью "Пятерочка" (входит в X5 Retail Group) об открытии пунктов продаж оператора в закассовых зонах. Кроме того, в партнерстве со "Связным" оператор до конца 2016 г. откроет 20 магазинов. К началу октября собственная розница компании насчитывала 1429 монобрендовых салона и почти 2 тыс. магазинов, которые работают по модели франчайзинга (см. новость ComNews от 30 сентября 2016 г.).

Один из конкурентов "ВымпелКома" - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) активно развивает собственную розницу под альтернативным брендом. Еще в 2009 г. МТС выкупила бренд "Телефон.ру" вместе с одноименным ритейлером, который потом был закрыт. Но в августе 2016 г. МТС вновь начала открывать салоны "Телефон.ру". Как сообщало издание "Ведомости", до конца 2016 г. сеть "Телефон.ру" планируется расширить до 800 салонов (см. новость на ComNews от 16 сентября 2016 г.).

Как рассказал вчера корреспонденту ComNews пресс-секретарь группы МТС Дмитрий Солодовников, к концу II квартала текущего года операторская розница МТС состояла из 5833 салонов, включая 617 салонов под брендом "Телефон.ру". "В среднем сеть салонов "Телефон.ру" развивается с ежемесячным темпом 10-15%. Каждая из розничных сетей развивается согласно утвержденным взаимодополняющим стратегиям с целью достижения максимального синергетического эффекта. Операторская монобрендовая розница МТС как сформировавшаяся сеть салонов развивается в направлении повышения операционной эффективности. "Телефон.ру" развивается в направлении экспансии и активного открытия салонов в местах наибольшего трафика абонентов", - отметил Дмитрий Солодовников.

ПАО "МегаФон", имеющий более 2 тыс. собственных салонов монобренда и столько же по франшизе, пока не собирается менять модель развития. "Мы вполне довольны результатами работы собственной розницы, поэтому менять структуру управления не планируем", - отметила пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. Кроме того, по словам представителя "МегаФона", на российском рынке количество салонов связи избыточно, поскольку пик роста подключений давно миновал. Оператор планирует постепенно оптимизировать розничную сеть, одновременно развивая системы самообслуживания.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что на текущий момент на российском рынке мобильной розницы сложилась конкурентная ситуация, близкая к олигополии. По его мнению, рынок сейчас фактически разделен между розницей "МегаФона" и "ВымпелКома", а также монобрендовой розницей МТС и Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

В подобной ситуации, как отметил аналитик, когда на рынке присутствует небольшое количество крупных игроков, становится эффективной стратегия "сегментирования" за счет развития нескольких брендов с таргетированием покупательного спроса в разных сегментах. "В случае с "Ноу-Хау" - это, очевидно, высокий ценовой сегмент с сопутствующим ему качеством обслуживания, линейкой товаров и т.п.", - сказал Тимур Нигматуллин, добавив, что расширение розницы "Ноу-Хау" должно повысить спрос на контракты "ВымпелКома" и улучшить структуру его абонентской базы с точки зрения оттока, ARPU и т.д.

На взгляд аналитика ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, маржа в стрит-ритейле подобного формата невысокая, менее 10%. "Полагаю, что темпы роста не будут быстрыми. Сейчас большая конкуренция в этом сегменте, что сдерживает рост сетей. Магазины компания будет использовать как канал продаж своих услуг и центр обслуживания абонентов. Фактически речь идет о совместном брендировании мини-маркетов электроники и оператора связи", - заметил Георгий Ващенко.