Карты памяти показали на Россию
Как стало известно "Ъ", Sony Electronics запустила в России производство карт памяти microSD, а также USB-накопителей для продажи в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Участники рынка считают, что локализация производства Sony будет, скорее всего, неполной, но компания получит право использовать маркировку "Сделано в России", что может заинтересовать российских госзаказчиков.
В августе Sony запустила в Санкт-Петербурге производство microSD и нескольких моделей USB-устройств объемом памяти от 8 Гб до 64Гб, сообщил "Ъ" руководитель отдела носителей информации и периферийного оборудования Sony Electronics в России и странах СНГ Кэнтаро Икэда. Производство карт памяти будет осуществляться партнером на заводе с высокотехнологичным оборудованием. Имени партнера и ожидаемых объемов производства в компании не называют. "Это будет зависеть от спроса и сезонности, но мы обеспечим выполнение всех запросов партнеров. Перенос производства способствует нам в решении этой задачи",— сообщил господин Икэда. По его словам, в дальнейшем компания планирует расширение линейки моделей, которые будут производиться локально. Произведенная в Санкт-Петербурге продукция появится в магазинах в сентябре. Она будет продаваться в странах ЕАЭС — России, Казахстане, Белоруссии и Армении. В Sony не объяснили, какие именно стадии производства будут осуществляться в Санкт-Петербурге, но заверили, что речь идет "не просто о финальной сборке", иначе компания "не смогла бы назвать карты сделанными в России".
"Размещая наше производство в России, мы хотим усилить поддержку наших локальных партнеров и в то же время сделать само производство более гибким с точки зрения контроля объемов и логистики",— объяснил Кэнтаро Икэда. Он отметил, что карты памяти производства Sony уже занимают первое место по объему продаж в денежном выражении в России и компания хочет "укрепить эту тенденцию".
По итогам первого полугодия 2016 года продажи USB-накопителей в России снизились на 8,6% по сравнению с тем же периодом в 2015 году, до 4 млн штук, следует из данных GfK. Объем рынка уменьшился на 4%, до 2,6 млрд руб. Продажи карт памяти за тот же период снизились на 2%, до 6,6 млн штук. Объем этого рынка также уменьшился на 9%, до 5,2 млрд руб. По данным "Евросети", крупнейшим игроком на рынке USB-накопителей была Sandisk с долей 22%, Sony была шестой с долей 4%. На рынке карт памяти Sony была лидером, занимая 16%.
Гендиректор по развитию бизнеса Jabil Russia Сергей Зорин считает, что экономический смысл проекта Sony в России может заключаться том, чтобы "целиться на заказчиков, которым нужно устройство с маркировкой "Сделано в России"". "В этих устройствах могут быть заинтересованы все госструктуры и госкомпании, а это половина отечественного корпоративного рынка",— говорит он. По словам гендиректора контрактного производителя электроники TPV CIS Блажея Бернарда Райсса, процесс производства носителей памяти высокотехнологичен и требует больших инвестиций. "Если говорить о создании завода по производству карт памяти, речь идет о сотнях миллионов долларов. Для производства USB-накопителей требуется оборудование для поверхностного монтажа, полного цикла пайки и тестирования. Стоимость такой линии составляет не менее $1 млн",— отметил господин Райсс. Впрочем, и он, и Сергей Зорин считают, что локализация производства будет неглубокой, компания будет делать в России финальную сборку, проверку и упаковку, для чего потребуется оборудование стоимостью до нескольких сотен тысяч долларов.
По словам главы департамента PR & New Business "Тошиба Рус" Владимира Максимова, с экономической точки зрения иметь в России сборку microSD бессмысленно, так как модуль памяти составляет около 95% стоимости устройства. При этом готовая продукция импортируется в ЕАЭС по нулевой пошлине, и ее повышения не ожидается. "Единственное объяснение — это большой госконтракт, в котором планирует поучаствовать Sony, например, связанный с законом Яровой. Это также могут быть поставки для нужд Минкомсвязи, Минобороны, МЧС и др.",— считает Владимир Максимов.