МТС идет от пластика к NFC
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МТС-Банк" и специализирующаяся на бесконтактных мобильных платежах на базе технологии NFC компания CardsMobile запустили мобильное приложение "МТС Деньги": оно позволит загружать в NFC-смартфоны виртуальную банковскую карту "МТС Деньги" МТС Банка, а в дальнейшем и карты других российских банков, проездные билеты и др. Аналитики отмечают, что в РФ всего 11-14% телефонов поддерживают NFC, а у персонала, обслуживающего терминалы NFC, нередко низкая квалификация. Тем не менее эксперты считают, что электронные кошельки способствуют снижению оттока абонентской базы операторов и популяризации электронных платежей в целом.
Приложение "МТС Деньги" появилось в магазине приложений Google Play в конце июля. На момент написания статьи его скачало более 100 пользователей. Приложение можно установить только на NFC-совместимый смартфон с ОС Android версии 4.4 KitKat и выше. Как отметил пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников, по мере развития функционала приложение будет доступно и для пользователей iPhone.
Установив приложение "МТС Деньги", абонент может загрузить в смартфон одноименную банковскую карту, которую может пополнять с других банковских карт, со счета телефона МТС или через платежные терминалы. Сразу после пополнения абонент сможет расплачиваться при помощи технологии NFC на смартфоне в магазинах, оборудованных кассовыми терминалами с бесконтактными считывателями, загружать транспортную карту "Тройка" для бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте. Со временем пользователи приложения получат возможность оформлять через приложение карты и других российских банков. По словам Дмитрия Солодовникова, МТС ведет переговоры с ведущими российскими банками.
Приложение "МТС Деньги" разработала компания CardsMobile (ООО "Бесконтакт"), за основу взята единая мобильная платформа CardsMobile. Компания выступила также техническим партнером МТС, объединившим сервисы МТС и сервисы партнеров компании в одном приложении.
Сфера финансовых сервисов интересует всех игроков "большой четверки". На прошлой неделе ПАО "МегаФон" представило банковскую карту, счет которой привязан к счету мобильного телефона (см. новость ComNews от 24 августа 2016 г.). Эта карта не предусматривает платежей с помощью NFC-совместимых смартфонов, однако сами карты имеют NFC-интерфейс (бесконтактная технология MasterCard). "Безусловно, в будущем физические карты, скорее всего, будут отмирать, когда везде можно будет платить при помощи телефона. Но пока соответствующей инфраструктуры практически нет, поэтому не видим необходимости отказываться от пластиковой карты. Наоборот, мы уверены, что миллионы абонентов "МегаФона" станут пользоваться нашим карточным продуктом", - отметила руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина.
ПАО "ВымпелКом", наоборот, сделало ставку на платежное решение, которое позволяет расплачиваться NFC-совместимым смартфоном. Для этого, как рассказала пресс-секретарь оператора Анна Айбашева, необходимо оформить платежную карту "Билайн" в офисе оператора, установить приложение "Карта Билайн" из Google Play и активировать функцию бесконтактной оплаты. "ВымпелКом" не раскрывает, сколько абонентов пользуются этим сервисом. В Google Play приложение "Карта Билайн" скачано более 100 тыс. раз.
По словам представителя CardsMobile, собственное приложение компании "Кошелек" установлено на более чем 2,5 млн устройств по всей России. "Это дает нам уверенность в том, что перенос карточных продуктов из аналогового варианта в мобильный имеет большое будущее и в дальнейшем все больше будет востребован аудиторией", - отметил он. По данным CardsMobile, по состоянию на конец 2015 г. в России было продано более 15 млн смартфонов с NFC-модулем. Напомним, по оценкам J’son & Partners Consulting, суммарные продажи смартфонов в России в 2015 г. составили 25,3 млн устройств. Исходя из этого, можно предположить, что в прошлом году больше половины проданных смартфонов были оборудованы NFC-модулем.
Как говорит Дмитрий Солодовников, в конце 2015 г. в сети МТС было зарегистрировано около 15% NFC-совместимых смартфонов по сравнению с 8% по итогам 2014 г. от общего количества смартфонов. На август 2016 г. доля этих аппаратов составляет около 20%, к концу 2016 г. вырастет до 23%, а к концу 2017 г. - примерно до 36%. "Среди всех проданных смартфонов в рознице МТС в 2014 г. 18% приходилось на NFC-совместимые аппараты, в 2015 г. - 23%, в настоящее время - 28%, по прогнозам, к концу 2016 г. - около 30%", - отметил он.
Как рассказала пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина, в сети оператора доля устройств, поддерживающих технологию NFC, составляет 5%. "Маловероятно, что NFC будет активно способствовать развитию финансовых сервисов, так как данная технология пока не получила широкого распространения. Это обусловлено рядом причин: функцию поддерживает малое число устройств, кроме того, недостаточно терминалов с поддержкой NFC, позволяющих оплачивать покупки данным способом", - говорит она.
Однако аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин говорит, что в РФ всего около 11-14% телефонов поддерживают NFC и что 40-50% из них приходится на iPhone, где NFC заблокирован в связи с политикой Apple. Кроме того, для РФ характерна низкая квалификация обслуживающего терминалы персонала, и многие NFC-терминалы настроены некорректно. Аналитик полагает, что брендированные "кошельки" и интегрированные в них программы лояльности могут способствовать "некоторому снижению оттока абонентской базы и популяризации электронных платежей в целом".
Старший консультант J’son & Partners Consulting Алексей Тырков сообщил, что, по его оценкам, примерно каждый пятый смартфон, проданный на российском рынке в первом полугодии 2016 г., имеет встроенный NFC-модуль. Однако NFC-смартфоны пока не стали массовым продуктом. "Главным барьером роста продаж смартфонов с NFC-модулем является их высокая стоимость: большинство смартфонов с данной технологией представлены в премиальном ценовом сегменте, средняя розничная стоимость NFC-смартфона составляет около 30 тыс. руб.", - отметил он.
По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, до конца года приложение "МТС Деньги" скачают не более 100 тыс. абонентов. "В лучшем случае оператор хотел бы дополнительно зарабатывать не менее 500 руб. в год с абонента, но это вряд ли достижимо в ближайший год-полтора", - полагает он. Эксперт также обратил внимание на низкое проникновение смартфонов с поддержкой NFC в России.
-
12.02.2015Один кошелек на двоих
-
24.08.2016"МегаФон" ставит на карту